Политика привлечения заемных средств на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:56, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ.
1.1Понятие и сущность заемного капитала
1.2 Формы и виды привлечения заемных финансовых средств
1.3 Методы оптимизации общей потребности в капитале
2.ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО “ПАВЛОВСКГРАНИТ”
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИН МЕН КУРСОВАЯ (2).docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

3. Открытие кредитной линии.  Так как потребность в краткосрочном  банковском кредите не всегда  может быть предусмотрена заранее  с привязкой к конкретным срокам  его использования, соглашение  о нем предприятие может оформить  с банком предварительно в  форме открытия кредитной линии.  Такая форма кредита представляет  собой соглашение между предприятием  и банком об использовании  в течение обусловленного срока  и на определенных условиях  кредита, предельная сумма которого  заранее оговаривается. Обычно  кредитная линия открывается  на срок до одного года, т.  е. относится к краткосрочному  кредитованию. Особенностью этой  формы банковского кредита является  то, что она не носит характера  безусловного контрактного обязательства  и может быть аннулирована  банком при ухудшении финансового  состояния предприятия-клиента.

4. Ломбардный кредит. Такой кредит  может быть получен предприятием  под заклад высоколиквидных активов  (ценных бумаг, требований, иных  аналогичных активов). Размер кредита  в этом случае соответствует  определенной части (но не всей) стоимости переданных в заклад  активов. Эта форма банковского  кредита также относится к  краткосрочному кредитованию.

5. Ипотечный кредит. Этот вид  кредита предоставляют обычно  банки, специализирующиеся на  выдаче долгосрочных ссуд под  залог внеоборотных активов в  материальной форме или всего  имущественного комплекса предприятия  («ипотечные банки»). При этом  заложенное в банке имущество  продолжает использоваться предприятием. С прекращением выдачи предприятиям  необеспеченных долгосрочных ссуд, ипотечный кредит становится  основной формой долгосрочного  их кредитования

6. Ролооверный кредит. Он представляет собой одну из форм долгосрочного банковского кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой (т. е. с перманентным «перекредитованием» в связи с изменением конъюнктуры финансового рынка). В европейской практике предоставления ролловерных кредитов пересмотр процентной ставки осуществляется один раз в квартал или полугодие (в условиях высокой инфляции периодичность пересмотра процентных ставок может быть более частой).

7. Консорциальный кредит. Кредитная  политика банка или высокий  уровень риска иногда не позволяют  ему в полной мере удовлетворить  высокую потребность предприятия-клиента в кредите. В этом случае банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию другие банки (союз банков для осуществления таких кредитных операций носит название «консорциум»). После заключения с предприятием кредитного договора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственно распределяя проценты. За организацию консорциального кредита ведущий банк получает определенное комиссионное вознаграждение.

8. Прочие формы кредита. В  составе этих форм можно отметить  финансовый лизинг, кредит под  уступку обязательств дебиторов  (банковский учет векселей, факторинг,  форфейтинг, овальный кредит (в форме  поручительства и оплаты банком  обязательств предприятий-клиентов) и другие.

Рис. 4. Формы банковских кредитов.

Многообразие форм и условий  привлечения банковского кредита  определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности  в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных  финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.[7,стр.275]

При привлечении банковского кредита  необходимо учитывать следующие  основные аспекты:

1. Определение целей использования  привлекаемого банковского кредита.  Так как различные формы банковского  кредита в полной мере могут  удовлетворить весь спектр потребностей  в заемных финансовых ресурсах (в этом проявляется универсальность  банковского кредита), цели его  использования должны соответствовать  целям привлечения заемного капитала  в целом.

2. Определение соотношения различных  форм банковского кредита, привлекаемого  на кратко- и долгосрочной основе. В основе определения такого  соотношения должна лежать потребность  предприятия в кратко- и долгосрочном  заемном капитале. При этом должен  определяться объем потребности  предприятия в краткосрочном  заемном капитале, который может  быть удовлетворен из альтернативных  источников (коммерческий кредит, краткосрочные  небанковские ссуды, отдельные  виды внутренней кредиторской  задолженности и т. п.) и соответственно  выявлять потребность в краткосрочном  банковском кредитовании.

Аналогичные расчеты необходимо проводить  с целью выявления потребности  предприятия в долгосрочном банковском кредитовании (альтернативными источниками  в этом случае могут служить долгосрочные небанковские ссуды, выпуск облигаций  и т. п.).

На основе рассчитанной потребности  в краткосрочном и долгосрочном банковском кредите определяются конкретные формы привлечения кредита и  их соотношение.

3. Изучение и оценка коммерческих  банков — потенциальных кредиторов  предприятия. В процессе такого  изучения, прежде всего, из состава  банков, расположенных в районе  деятельности предприятия, и отдельных  специализированных банков, размещенных  в иных местах, формируется перечень  банков, которые могут предоставить  кредиты в предусмотренных формах. Из состава этих банков по  каждой форме намеченного кредита  определяется перечень потенциальных  партнеров и осуществляется их  оценка.

Рис.5. Условия привлечения банковского  кредита.

Деятельность банка принципиально  может быть рассмотрена и оценена  с четырех позиций финансового  взаимодействия с предприятием: а) привлекательности  банка как эмитента ценных бумаг; б) привлекательности банка с  позиций размещения депозитных вкладов; в) привлекательности банка с  позиций спектра оказываемых  услуг в процессе расчетно-кассового  обслуживания; г) привлекательности  банка с позиций форм и условий  предоставления кредита. В данном случае оценка должна проводиться лишь по привлекательности кредитной политики банка (рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям, в данном случае не является определяющим и может  служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке).

4. Сопоставление условий возможного  привлечения различных форм банковского  кредита. К числу важнейших  из этих условий относятся:  а) ставка процента за кредит; б) условия выплаты суммы процента; в) условия выплаты основной  суммы долга; г) прочие условия,  связанные с получением кредита.

Ставка процента за кредит характеризуется  тремя основными параметрами  — ее формой, видом и размером.

По применяемым, формам различают  процентную ставку (для наращения  суммы долга) и учетную (для дисконтирования  суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае платежи предприятия будут меньшими.

По применяемым видам различают  фиксированную ставку процента (устанавливаемую  на весь срок кредита) и плавающую  ставку процента (с периодическим  пересмотром ее размера в зависимости  от изменения учетной ставки Национального  банка, темпов инфляции и других условий). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия, привлекающего  кредит, наиболее предпочтительной являются фиксированная ставка или плавающая  ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при  оценке его стоимости. В основе ее определения лежит рыночная стоимость  межбанковского краткосрочного кредита, формируемая на базе учетной ставки Национального банка и средней  маржи коммерческих банков, прогнозируемого  темпа инфляции, формы кредита  и его срока, уровня премии за риск с учетом финансового состояния  предприятия-заемщика и предоставляемого им обеспечения ссуды.

Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком ее уплаты. Этот порядок выплат сводится к трем принципиальным вариантам: выплате  всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента по кредиту равномерными частями (обычно в форме аннуитета); выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях наиболее предпочтительным является третий вариант.

Условия выплаты основной суммы  долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия  сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы  долга в течение общего периода  использования кредита; полному  возврату всей суммы долга по истечении  срока использования кредита; возврату основной суммы долга с определенным интервалом после истечения срока  полезного использования кредита (с предоставлением льготного  периода). При прочих равных условиях наиболее предпочтительным для предприятия  является третий вариант. Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень кредита по отношению к сумме заклада или залога и т. п.

5. Обеспечение условий эффективного  использования банковского кредита.  Так как банковский кредит  представляет собой один из  наиболее дорогих видов привлекаемого  заемного капитала, обеспечение  условий эффективного его использования  является важным условием его  привлечения. При этом должны  обеспечиваться:

а) высокая скорость оборота привлекаемого  банковского кредита. Скорость обращения  этой формы заемного капитала должна при этом сопоставляться со скоростью  обращения собственного капитала, размещенного в оборотных и внеоборотных активах (в первом случае сопоставление осуществляется по краткосрочному банковскому кредиту, а во втором — по долгосрочному);

б) высокая рентабельность используемого  банковского кредита при осуществлении  отдельных хозяйственных операций (уровень этой рентабельности не должен быть ниже стоимости привлечения  банковского кредита).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В КАПЕТАЛЕ

Оптимизация общей потребности  в капитале создаваемого предприятия  представляет собой процесс расчета  реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.

Оптимизация общей потребности  в капитале создаваемого предприятия  достигается различными методами, основными  из которых являются следующие.[8,стр.305]

1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.

При использовании этого  метода следует учесть, что еще  до начала формирования активов учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные  с разработкой бизнес-плана, оформлением  учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей  потребности в капитале вновь  создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей  формуле:

Пк = Па + Прк,

где Пк — общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Па — общая потребность в активах создаваемого предприятия,определенная на стадии разработки его бизнес-плана;

Прк — предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.[8,стр.310]

Определение объема потребности  в капитале создаваемого предприятия  этим методом осуществляется по следующим  основным этапам:

  • На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.
  • На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.
  • На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.
  • На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.

Характеризуя этот метод  оптимизации общей потребности  в капитале следует отметить определенную сложность его использования  в силу недостаточных возможностей адекватного подбора предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим  объем необходимого капитала.

3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.[10,стр.50]

Информация о работе Политика привлечения заемных средств на предприятие