Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа
Основной задачей данной работы стала попытка проанализировать политические и внешнеэкономические связи между Россией и Страной восходящего солнца в свете последних политических и экономических событий.
Введение ………………………………………………………………….……. с.3
Россия и Япония в современной мировой экономике
Состояние экономики современной России …………………………. с.4
Состояние экономики современной Японии ……………...…………. с.6
Внешнеэкономические и политические связи России и Японии
II.1. История Российско-Японских отношений …………………..……… с.9
II.2. Экономическое и политическое сотрудничество стран ……….….. с.12
Перспективы развития Российско-Японских отношений
III.1. Южно-Курильская проблема ………………….……………..…….. с.15
III.2. Перспективы партнерства России и Японии ………………...……..с.18
Заключение …………………………………………………………………… с.20
Список литературы ……………………………………………………..……. с.21
Приложение ………………………………………………………...………… с.22
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые «северные территории».
9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема
Хабомаи и Шикотана в составе
территориального вопроса между Японией
и СССР в принципе разрешена японо-советской
Совместной декларацией. Следовательно,
остается проблема Итурупа и Кунашира,
которая должна быть решена на переговорах
по мирному договору.
После заключения Совместной декларации
между Японией и СССР периодически проводились
переговоры по мирному договору, но реального
результата не было получено. В частности,
при тоталитаризме СССР долгое время занимал
жесткую позицию, сводившуюся к тому, что
«территориального вопроса не существует».
После
поражения России в войне 1904 – 1905
г. г. по Портсмутскому мирному договору,
навязанному России прежде всего США и
Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан,
Хабомаи и половина острова Сахалин отошли
к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской
армии в Маньчжурии, японских гарнизонов
на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи
они вновь перешли под юрисдикцию России.
В апреле 1945 года был принят Устав ООН,
который предписывал коллективные меры
против любого агрессора (ст. № 107 Устава
ООН). Он допускал изъятие территорий государств,
воевавших против союзников. В случае
противоречий между действовавшими договорами
и Уставом ООН преимущественную силу имел
Устав ООН. Устав был одобрен Японией в
1956 году3
2.2. Экономическое и политическое сотрудничество стран
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.
Первый
важный шаг в налаживании
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.4
20
ноября 2005 года Российский президент
Владимир Путин посетил Японию
для проведения переговоров с
премьер-министром Дзюнъитиро
В сентябре Путин в своем выступлении
по российскому телевидению заявил, что
эти четыре острова находятся под суверенитетом
России, это закреплено международным
правом, и в этой части российская сторона
не собирается ничего обсуждать.
Российский лидер хотел подчеркнуть, что
позиция Москвы остается той же, что упомянута
в совместной советско-японской декларации
1956 года, согласно которой Советский Союз
передаст Японии острова Шикотан и Хабомаи
после того, как между двумя странами будет
подписан мирный договор.
Сегодня ситуация довольно сильно отличается
от эпохи Ельцина, когда Япония и Россия
предпринимали серьезные усилия для достижения
соглашения путем взаимных уступок.
Нужно сказать, что в тупике, в который
сегодня зашла проблема, следует частично
винить Японию. В последние пять лет дипломатическая
политика японского правительства по
отношению к России отличалась крайней
неразберихой из-за разногласий между
японскими политиками. В результате Япония
то требовала вернуть ей сразу все четыре
острова, то возвращалась к обсуждению
вопроса о возврате двух островов, то вела
речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно,
если Россия сомневалась в серьезности
притязаний Японии на эти острова.
В духе лозунгов "неотделимости политики
от экономики" и "сбалансированной
экспансии", политика Японии по отношению
к России основывалась на стратегии разрешения
территориального спора путем использования
экономических рычагов. Между тем, невзирая
на наличие проблемы Северных территорий,
Toyota и многие другие японские фирмы создали
свои заводы в России. Структура российско-японских
отношений меняется. 5
Проблема
Южных Курил или так называемых
«северных территорий»
Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».6
Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.
Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
В
результате было подписано Заявление
Президента России и премьер-министра
Японии по проблеме мирного договора,
которое создало прочную базу для дальнейшей
совместной работы над проблемой мирного
договора и Южных Курил.7
3.2. Перспективы партнерства
России и Японии.
Большое значение для развития российско-японских отношений имеет подписанный 10 января 2003 года во время визита Премьер-министра
Дз. Коидзуми
в Россию «Японо-Российский План действий».
10 января на совместной с Президентом
России пресс-конференции Премьер-министр
Японии заявил, что «этот План представляет
собой общее руководство к действиям,
направленным на развитие двусторонних
отношений во всех областях. Он послужит
«навигационной картой» японо-российских
отношений в будущем». В свою очередь Президент
В. Путин сказал, что придает «Плану действий»
очень большое значение. Отметив, что с
другими странами у России нет документов
такого рода, Президент России выразил
согласие с данной Премьер-министром Дз.
Коидзуми характеристикой Плана как своего
рода «маршрутной карты» для укрепления
и развития двусторонних отношений.
В «Плане действий» конкретно, по пунктам,
перечислено то, что нужно сделать в японо-российских
отношениях по шести направлениям (Приложение
1)8
Информация о работе Политические и внешнеэкономические связи России и Японии