Политические и внешнеэкономические связи России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей данной работы стала попытка проанализировать политические и внешнеэкономические связи между Россией и Страной восходящего солнца в свете последних политических и экономических событий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……. с.3
Россия и Япония в современной мировой экономике
Состояние экономики современной России …………………………. с.4
Состояние экономики современной Японии ……………...…………. с.6
Внешнеэкономические и политические связи России и Японии
II.1. История Российско-Японских отношений …………………..……… с.9
II.2. Экономическое и политическое сотрудничество стран ……….….. с.12
Перспективы развития Российско-Японских отношений
III.1. Южно-Курильская проблема ………………….……………..…….. с.15
III.2. Перспективы партнерства России и Японии ………………...……..с.18
Заключение …………………………………………………………………… с.20
Список литературы ……………………………………………………..……. с.21
Приложение ………………………………………………………...………… с.22

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

       1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.

     4 – 11 февраля 1945 года в Ялте  встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили  так называемые «северные территории».

     9 августа 1945 года, три дня спустя  после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

     После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.

    Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных  действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.

     И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил  районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

     В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона  соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

     В результате Япония и СССР вместо мирного  договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.

    Проблема  Хабомаи и Шикотана в составе  территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору. 
     После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не существует». 

    После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году3 

    2.2. Экономическое и  политическое сотрудничество  стран

    Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

    Первый  важный шаг в налаживании экономических  отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.  

    В ходе различных контактов между  руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

    В целом, можно сказать, что экономические  отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.4

    20 ноября 2005 года Российский президент  Владимир Путин посетил Японию  для проведения переговоров с  премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, через пять лет и два месяца после своего прошлого визита в эту страну. Бывший российский президент Борис Ельцин во время своего визита в Японию в 1993 году подписал Токийскую декларацию, в которой Москва обещала добиваться скорейшего урегулирования территориального спора и были особо упомянуты группа островов Хабомаи и острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. На этот раз Путин отказался подтвердить намерения России, высказанные в Токийской декларации.  
В сентябре Путин в своем выступлении по российскому телевидению заявил, что эти четыре острова находятся под суверенитетом России, это закреплено международным правом, и в этой части российская сторона не собирается ничего обсуждать.  
Российский лидер хотел подчеркнуть, что позиция Москвы остается той же, что упомянута в совместной советско-японской декларации 1956 года, согласно которой Советский Союз передаст Японии острова Шикотан и Хабомаи после того, как между двумя странами будет подписан мирный договор.  
Сегодня ситуация довольно сильно отличается от эпохи Ельцина, когда Япония и Россия предпринимали серьезные усилия для достижения соглашения путем взаимных уступок.  
Нужно сказать, что в тупике, в который сегодня зашла проблема, следует частично винить Японию. В последние пять лет дипломатическая политика японского правительства по отношению к России отличалась крайней неразберихой из-за разногласий между японскими политиками. В результате Япония то требовала вернуть ей сразу все четыре острова, то возвращалась к обсуждению вопроса о возврате двух островов, то вела речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно, если Россия сомневалась в серьезности притязаний Японии на эти острова.  
В духе лозунгов "неотделимости политики от экономики" и "сбалансированной экспансии", политика Японии по отношению к России основывалась на стратегии разрешения территориального спора путем использования экономических рычагов. Между тем, невзирая на наличие проблемы Северных территорий, Toyota и многие другие японские фирмы создали свои заводы в России. Структура российско-японских отношений меняется. 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития Российско-Японских отношений.
    1. Южно-Курильская проблема

    Проблема  Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.

    Первый  шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».6

    Значительное  внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина  и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

    Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

    Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

    Переговоры  по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

    В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.7 

 

     3.2. Перспективы партнерства  России и Японии. 

     Большое значение для развития российско-японских отношений имеет подписанный 10 января 2003 года во время визита Премьер-министра

Дз. Коидзуми в Россию «Японо-Российский План действий». 10 января на совместной с Президентом России пресс-конференции Премьер-министр Японии заявил, что «этот План представляет собой общее руководство к действиям, направленным на развитие двусторонних отношений во всех областях. Он послужит «навигационной картой» японо-российских отношений в будущем». В свою очередь Президент В. Путин сказал, что придает «Плану действий» очень большое значение. Отметив, что с другими странами у России нет документов такого рода, Президент России выразил согласие с данной Премьер-министром Дз. Коидзуми характеристикой Плана как своего рода «маршрутной карты» для укрепления и развития двусторонних отношений. 
В «Плане действий» конкретно, по пунктам, перечислено то, что нужно сделать в японо-российских отношениях по шести направлениям (Приложение 1)8

Информация о работе Политические и внешнеэкономические связи России и Японии