Понятие банкротства. Основные задачи антикризисного управления и меры по восстановлению платежеспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.

Содержание

1. Введение___________________________________________3
2. Понятие несостоятельности___________________________4-6
3. История развития института несостоятельности__________7-9
4. Процедуры банкротства____________________________10-12
5. Виды банкротства_________________________________13-14
6. Причины банкротства______________________________14-16
7. Санация и ее необходимость___________________________17
8. Мероприятия по восстановлению платежеспособности__18-26
9. Восстановление финансовой устойчивости предприятия_26-27
10.Заключение_________________________________________28
11.Список литературы___________________________________29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ДАУП.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский  государственный химико-технологический  университет

Институт  управления финансов и информационных систем

Кафедра управления и экономико-математического моделирования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: «Понятие банкротства. Основные задачи антикризисного управления и меры по восстановлению платежеспособности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: Правовые основы проведения процедуры банкротства

Автор работы: Минко В.И.

Курс: 4; группа: 41

Специальность: Антикризисное управление

Проверил: Волостнов С.М.

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена  ______           _________

                                   (дата)                                  (оценка)                                           

 

 

 

 

Иваново 2013.

 

 

Содержание

 

 

  1. Введение___________________________________________3
  2. Понятие несостоятельности___________________________4-6
  3. История развития института несостоятельности__________7-9
  4. Процедуры банкротства____________________________10-12
  5. Виды банкротства_________________________________13-14
  6. Причины банкротства______________________________14-16
  7. Санация и ее необходимость___________________________17
  8. Мероприятия по восстановлению платежеспособности__18-26
  9. Восстановление финансовой устойчивости предприятия_26-27

    10.Заключение_________________________________________28

    11.Список литературы___________________________________29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ситуацию банкротства в современном обществе породили спад промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, экономический кризис, существование нелегальных предприятий, которые числятся в реестре, но не имеют ни руководства, ни штата работников, задолженность по зарплате  и т.п.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой законодательство о банкротстве является одним из важных элементов регулирования рыночных отношений.

 

Институт банкротства  оказывает сильное воздействие  на стимулы экономических агентов - дебиторов и кредиторов, что  в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать  менеджмент предприятия к эффективной  работе, обеспечивать реализацию интересов  кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных  структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства  задаются действующим законодательством  о несостоятельности и сложившейся  в стране институциональной структурой.

Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже  стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя  возможность сохранить то или  иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.

 

      1. Понятие несостоятельности (банкротства)

 

Банкротство – удостоверенная арбитражным  судом в случаях, предусмотренных  законом, неспособность должника исполнить  перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность  по уплате обязательных платежей в  связи с установленным превышением  суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных  русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть "несчастная", "неосторожная", "злостная" или "злонамеренная".

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, считаются те участники дела, которые  имеют непосредственный материальный интерес в его исходе. В ст. 40 АПК РФ указано, что в делах  о банкротстве к числу лиц, участвующих в деле, относятся  заявитель и заинтересованные лица. В первую очередь, это должник  и кредиторы - лица, имущественные  права которых были ущемлены до возбуждения  дела или будут затронуты в  ходе реализации процедур банкротства.

В ст. 34 «Закона о  банкротстве» должник и арбитражный управляющий указаны как различные лица, участвующие в деле. Вместе с тем, во время внешнего управления и конкурсного производства именно арбитражный управляющий представляет интересы должника. В связи с этим возникают следующие ситуации. Например, при подаче кредитором апелляционной или кассационной жалобы в ходе указанных процедур банкротства в соответствии с ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 277 АПК РФ он обязан уведомить всех лиц, участвующих в деле, т.е. и должника, и внешнего (конкурсного) управляющего, представляющего должника. Нарушение данного правила влечет за собой оставление жалобы без движения (ст. 263, 280 АПК РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих  в деле, определены в ст. 41 АПК  РФ и конкретизированы нормами Закона применительно к каждой из процедур банкротства.

В делах о несостоятельности (банкротстве) можно выделить три категории  должников. Первая – должники полностью  добросовестные, в процессе банкротства  которых не подлежат применению какие-либо нормы уголовного или административного  права. Вторая – должники, в процессе банкротства которых определенные субъекты повели себя недобросовестно, нарушив уголовно-правовые либо административные запреты (сам должник не знал и  не должен был знать о противоправном поведении указанных лиц). Третья категория – должники, которые  своими действиями нарушили нормы уголовного или административного права  ст.195 ("Неправомерные действия при  банкротстве"), ст.196 ("Преднамеренное банкротство"), ст.197 ("Фиктивное  банкротство") Уголовного кодекса  Российской Федерации либо ст.14.12 ("Фиктивное  или преднамеренное банкротство") и ст.14.13. ("Неправомерные действия при банкротстве") Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К третьей категории следует  отнести и тех должников, с  ведома которых кредиторы либо третьи лица предпринимают противозаконные  действия.

Все должники называются несостоятельными (банкротами).

В соответствии с действующим законодательством  правоотношения банкротства содержат нормы, предусматривающие гражданско-правовую, уголовную и административную ответственность.

В соответствии с п.1 ст.65 ГК РФ признание  судом юридического лица банкротом  влечет его ликвидацию. Данной норме  ГК РФ корреспондируют ст. 97-119 «Закона о банкротстве», определяющие общий порядок проведения конкурсного производства. Целью данной процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а также ликвидация должника – юридического лица, признанного банкротом.

Законодательство о банкротстве  помимо конкурсного производства предусматривает  и другие процедуры. Наибольший интерес  вызывают вопросы, связанные с применением  процедуры внешнего управления. В  этом случае создается особый имущественно-правовой режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История становления института  несостоятельности

 

Первые отголоски конкурсных отношений  можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали  развитые хозяйственные и имущественные  связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время  носило личностный характер: “...чтобы  добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”.  В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В России истоки зарождения института  несостоятельности можно найти  в “Русской Правде”.  Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте  несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и  оно практически повторяет то, что было заложено в “Русской правде”.

Переломным моментом в регулировании  отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: “Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться  векселями” и “Для дворян и чиновников”, выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке  признания недействительными некоторых  сделок, совершенных банкротом, регламентировал  последствия несостоятельности, состоящие  в лишении банкрота большинства  прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные  неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать  новый Устав».

Устав о банкротах 1832 года четко  определивший в качестве критерия несостоятельности  неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

После революции понятие несостоятельности  в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось  рассматривать иски, связанные с  несостоятельностью должников, пользуясь  при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений  в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК  и СНК РСФСР Гражданский процессуальный  кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных  лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету дела  рассматривались в исковом порядке.  Устанавливался срок один год  с момента принятия иска к  рассмотрению судом. Отстранив  кредиторов как от участия  в конкурсе, так и от назначения  управляющего, государственные учреждения  взяли на себя исполнение этих  функций. Законодательство периода  НЭПа представляло собой аномалию  конкурсного права, поскольку  защищало не законные интересы  отдельных кредиторов, а общий  хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной  базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий  систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной  Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР  и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание  должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления  принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в  случаях, когда проведение реорганизационных  мер экономически не целесообразно  или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом  Федерации 19 ноября 1992 года и введенный  в действие с 1 марта 1993 года Закон  Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

Сложная политическая борьба, связанная  с созданием нового правового  нормативного акта по несостоятельности  и банкротству закончилась. 26 октября 2002 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)". Последние изменения  от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

За последние десять лет это  уже третий Закон, регулирующий вопросы  несостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а второй 1 марта 1998 г.

3. Процедуры банкротства

 

 

Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов.

Раньше  наблюдение вводилось автоматически  сразу после того, как арбитражный  суд принял заявление о признании  должника банкротом. Теперь же так происходит только в тех случаях, когда должник  сам подает заявление о банкротстве. Если же такое заявление подают иные лица (кредиторы предприятия или  налоговые органы), то действует  иное правило. Оно установлено в  пункте 1 статьи 62 Закона о банкротстве. Арбитражный суд вводит наблюдение лишь после того, как признает требования заявителя обоснованными.

Если  же, к примеру, до даты судебного  заседания должник рассчитается с кредиторами, то производство по делу будет прекращено, и наблюдение не введут.

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, который наделен большими правами. По его требованию органы управления должника должны предоставлять ему  любую информацию, которая касается деятельности должника. Временный управляющий  может заявлять возражения относительно требований кредиторов и принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника относительно требований кредиторов.

Информация о работе Понятие банкротства. Основные задачи антикризисного управления и меры по восстановлению платежеспособности