Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:47, курсовая работа
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.
Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).
1. Понятие классической школы, этапы развития, характеристики. 3
2. Использование идей классической школы для критики
капитализма. 4
2.1. Теоретическая система Ж.Ш.Л.С. де Сисмонди. 4
2.2. Теоретическая система «левых» рикардинцев. 5
2.3. Утопизм. 6
Список литературы
Особое внимание Фурье уделял организации труда. Он, в частности, указывал, что в будущем обществе исчезнет уродующее человека разделение труда и люди смогут сочетать занятия умственным и физическим трудом. Он был убежден в преимуществах свободного труда. Он доказывал, что производительность такого труда будет чрезвычайно высокой, что позволит полностью уничтожить бедность и обеспечить общественное равенство всех людей.
Историческая заслуга Фурье состоит в острой критике капитализма и противопоставлении ему справедливого общественного строя, в котором человек труда займет достойное место.
Почти одновременно с Францией утопический социализм возник в Англии. Но ввиду того, что в этой стране капитализм был более развит, чем во Франции, английский утопический социализм имел некоторые особенности по сравнению с французским. Его представители считали, что новый общественный строй, который придет на смену капитализму, не будет знать ни капиталистов, ни частной собственности. Теоретической основой для такого вывода для них служили выводы классической школы политической экономии, прежде всего трудовой теории стоимости Д. Рикардо.
Наиболее видным представителем английского утопического социализма является Роберт Оуэн (1771-1858). Экономические вопросы рассматривались им в работах "Доклад графству Ленарк" и "Книга о новом нравственном мире". В этих работах он выступал как критик капитализма, но в отличие от Сен-Симона и Фурье опирался при этом на классическую политическую экономию. Но, соглашаясь с Д. Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, однако в отличие от него он считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.
Но теорию трудовой стоимости Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.
Оуэн предлагал реорганизовать не только обмен, но и производство, создав для этого "Союз производства". Для этого он предлагал использовать профессиональные союзы, которые должны были выкупить у хозяев предприятий средства производства и организовать свои собственные кооперативные предприятия.
Свою критику капитализма Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой люди будут заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Немалую роль в процессе, организации общин он отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. Он не понимал, что в условиях капитализма кооперация неизбежно приобретет буржуазный характер.
В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и теоретических положении, содержащихся в трудах великих социалистов - утопистов, они сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли.
Список литературы:
1. Шапиро Н.А., Горецкий Е.Л. История экономических учений: Практикум / Науч. ред. В.Л. Василенок. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2002. - 88 с.
2. Аникин А.В. Юность науки, М., 1979.
3.История экономических учений (современный этап). Под ред. А. Худокормова. М., 1998.
4.История экономических учений. Под ред. В. Автономова. О. Ананьина, Н. Макашевой, М., 2000.
5.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
6.Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3-х томах. СПб., 2001.
Информация о работе Понятие классической школы, этапы развития, характеристики