Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:23, доклад
В ранее действовавшем законодательстве пенсии по возрасту имели другое название – пенсии по старости. Нынешнее название представляется более удачным, поскольку возникновение права на указанную пенсию не связывается с наступлением старости в ее медико-физиологическом понимании (75-90 лет) и, кроме того, значительная часть граждан (примерно 15%) уходит на эту пенсию в более раннем возрасте (на льготных основаниях).
В целях обеспечения прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда Совет Министров принял постановление от 31 марта 1999 г. № 448 «О некоторых вопросах, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с которым руководители субъектов хозяйствования всех форм собственности, не обеспечившие своевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых на работах, предусмотренных списками, провести ее до 1 января 2000 г. Периоды работы, в течение которых по вине нанимателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии с учетом заключения, подготовленного органами Государственной экспертизы условий труда при участии уполномоченных представителей отраслевых профсоюзов, о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками №№1, 2. При этом наниматели возмещают Фонду соц.защиты расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов работы в полном объеме. 29 апреля 1999 г. приказом № 29 Министерства социальной защиты Республики Беларусь утвержден Порядок возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, особые условия которой не подтверждены в установленном порядке.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий, организаций, предназначенных на оплату труда до достижения работником пенсионного возраста (60 и 55 лет).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В случаях простоев из-за неритмичной работы субъектов хозяйствования в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли свои трудовые функции на работах, предусмотренных Списками. При исчислении специального стажа, дающего право на данную пенсию, количество рабочих дней, в течение которых работник, принятый на работу, предусмотренную списками, не был занят выполнением своих трудовых функций, исключается из общей продолжительности отработанного времени.
Право на льготные пенсии по состоянию здоровья имеют три категории граждан:
военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте – мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – 50-20 лет.
Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики – мужчины по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины – 40 - 15 лет;
инвалиды с детства. Мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – 50 - 20 лет.
Льготные пенсии в связи с семейным положением установлены трем категориям граждан:
1. Матерям военнослужащих,
смерть которых связана с
2. Многодетным матерям, родившим
пять и более детей и
Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.
3. Матерям, воспитывающим
детей-инвалидов (инвалидов с детства),
не менее 8 лет в период до
их совершеннолетия по
Пенсия по возрасту назначается независимо от состояния трудоспособности.
4.Социальные пенсии
Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина. Поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту. Численность таких получателей пенсий составляет где-то около 2%.
Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию, а именно:
инвалидам, в том числе инвалидам с детства;
лицам, достигшим общепенсионного возраста (м.60 лет, ж. – 55 );
детям – в случае потери кормильца, если кормилец умер вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой и не имеет никакого стажа работы;
детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.
Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения 16 марта 1992 г. В зависимости от степени тяжести определенных заболеваний и патологических состояний Перечень предусматривает предоставление права на получение социальной пенсии.
Социальные пенсии назначаются в следующих размерах:
инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп – 150% минимального размера пенсии по возрасту;
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), лицам достигшим м.60 и ж.55 лет, детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
инвалидам III группы – 50% минимального размера пенсии по возрасту;
детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой степени – 150%, второй – 175%, третьей – 200%, четвертой – 250% минимального размера пенсии по возрасту.
К социальной пенсии инвалидам I группы (в том числе инвалидам с детства), устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту.
История
До 1990
Российская пенсионная система является наследием СССР. Пенсия каждого гражданина страны не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Система пенсионного обеспечения в Советском Союзе финансировалась из так называемых общественных фондов потребления (средства государственного бюджета и отчисления предприятий). Не было индексации пенсионных выплат, размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Постепенно финансовое состояние пенсионной системы ухудшалось, учитывая ее зависимость от государственного бюджета. Назревала необходимость проведения реформ.
1990–2000
20 ноября 1990 года был принят
Закон «О государственных
22 декабря 1990 года был создан
Пенсионный фонд РСФСР для
государственного управления
Принципы расчета пенсий оставались прежними, однако формула изменилась (расширился перечень выплат, в трудовой стаж были включены «нестраховые» периоды, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа и т.д.).
16 сентября 1992 года был
подписан Указ Президента
согласно которому в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды.
В 1990–1994 годах пенсионная реформа не относилась к приоритетам Правительства, на первом плане было формирование рыночной экономики.
Однако складывающаяся в стране экономическая ситуация выявила существенные недостатки в принятом Законе «О государственных пенсиях». Инфляция возрастала, государству приходилось ежеквартально индексировать пенсию. Постепенно возник дефицит бюджета Пенсионного фонда. Все это привело к кризису в пенсионном обеспечении.
7 августа 1995 года Правительство
утвердило «Концепцию реформы
системы пенсионного
В 1995–1997 годах финансовое положение пенсионной системы было крайне тяжелым. Правительство пыталось погасить задолженности перед пенсионерами. Экономическая неэффективность периодических индексаций пенсий стала очевидной. Необходимы были новые способы регулирования пенсий. Появился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). В соответствии с новыми правилами расчета пенсий трудовой стаж не включал «нестраховые» периоды, был введен запрет на получение пенсий работающими пенсионерами и др.
Осенью 1997 года Министерством труда и социального развития России была представлена новая Концепция пенсионной реформы, в которой предлагался вариант перехода к накопительной системе. В мае 1998 года Концепция была доработана и появилась Программа пенсионной реформы, в которой наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли к накопительной модели пенсионной системы (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – решался в пользу смешанного варианта. Основные элементы предлагаемой реформы – переход к расчету пенсий на основе всей страховой биографии работника, введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни в расчете пенсий и др.
Важнейшим этапом развития пенсионной системы России стало формирование негосударственных пенсионных фондов:
7 мая 1998 года вступил в
силу Федеральный закон «О
негосударственных пенсионных
В это же время в пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.
Однако в августе 1998 года в России разразился экономический кризис, и к реформированию пенсионной системы государство вернулось в 2000 году.
Ведь, несмотря на попытки реформирования пенсионной системы, она по-прежнему была основана на распределительном принципе «солидарности поколений» – выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.
2000–2013
Возвращение к реформированию пенсионной системы.
Сформирован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе. Возрождена идея реформирования пенсионной системы на основании накопительных и условно-накопительных принципов.
В середине декабря 2001 года были приняты три закона, сформировавшие основу новой пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 2002 года в процессе реформ пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе как распределительный, так и накопительный принципы. Таким образом, государство предоставило населению часть полномочий по формированию будущей трудовой пенсии, управляя ее накопительной частью.
Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности пенсий, повышение ее реального размера, переход на страховые принципы. В 2007 году началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.
С 1 октября 2008 года была запущена Программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии, которая дает возможность гражданам увеличить свою будущую пенсию с участием государства – часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство).
В 2010 году была проведена переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа, что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46 %.
На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.
В настоящее время в российском обществе активно обсуждается дальнейшее развитие пенсионной системы, а именно запланированная с 2014 года реформа, вариант которой 1 октября 2012 года представило Правительство нашей страны (проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года).