Понятие расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 08:18, реферат

Краткое описание

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что без грамотного анализа результатов финансовой банковской деятельности и выявления факторов, влияющих на эту деятельность невозможно повысить уровень получаемой прибыли и рентабельности. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 272.47 Кб (Скачать файл)

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом зарплаты, при недостаточном росте прибыли.

В условиях экономического кризиса, который сопровождается банкротствами, банки должны направлять значительные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций.

В процессе своего функционирования коммерческие банки стремятся к обоснованному снижению расходов. Одним из методов контроля за обоснованностью расходов банка, ориентированного на их рациональное снижение, является бюджетирование, которое представляет собой составление системы взаимосвязанных финансовых планов коммерческого банка.

В практике ряда коммерческих банков составляются следующие виды бюджетов: операционных доходов и расходов; бюджеты финансовых ресурсов, расходов на персонал, капитальных вложений; административно-хозяйственных расходов. Срок планирования обычно составляет один год. Сметы плановых затрат составляются с учетом взаимосвязи состава затрат и направления их использования, полного распределения затрат по сметам каждого из подразделений банка. Метод бюджетирования дает возможность управлять расходами банка на основе анализа причин отклонения фактических расходов от запланированных показателей и их соответствующая корректировка.

Сокращению расходов банка также будут способствовать:

- улучшение структуры  ресурсной базы, т.е. увеличение доли  расчетных, текущих и прочих депозитных  счетов клиентов и сокращение  доли дорогостоящих депозитных  инструментов - например, межбанковских  кредитов;

- оптимальное сокращение  непроцентных расходов.

Основным направлением снижения расходной части коммерческих банков является минимизация налогообложения. В целом за последние годы налоговое бремя банков снизилось, что положительно сказывается на их деятельности.

При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения и финансовых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен, поскольку здесь применяется свой план счетов. Налог на прибыль уплачивают практически все банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию на ведение банковских операций, чья деятельность связана с получением прибыли.

В настоящее время деятельность коммерческих банков достаточно прибыльна, хотя темпы ее прироста замедлились. С принятием с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» коммерческие банки, как и многие организации, столкнулись с рядом трудностей и проблем, связанных с переходом на новый порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Первоначальная редакция данной главы содержала множество неопределенностей. Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ», вступившим в силу с 1 июля 2002 года, в главу 25 внесены поправки, большинство из которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика.

Точная оценка расходов, связанных с развитием банка, является исходным моментом финансового планирования, так как составляемый на следующем этапе финансовый план должен определить источники покрытия этих расходов из доходов и прибыли банка. Часто на этапе финансового планирования становится понятно, что некоторые стратегические задачи, совершенно правильно сформулированные с точки зрения основных направлений развития банка, на данном этапе не могут быть решены из-за отсутствия необходимых ресурсов или недостаточности внутреннего потенциала банка. Тогда план действий по снижению расходов должен быть пересмотрен и найдены более обеспеченные внутренними возможностями кредитной организации альтернативные варианты по снижению расходов.

Оценка расходов производится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними стратегическими задачами, отраженные в плане действий. Методика оценки ничем не отличается от обычной процедуры построения бизнес-плана реализации некоторого коммерческого проекта.

Следует отметить, что разработанный план действий банка по снижению расходов будет прежде всего содержать задания по освоению новых сегментов рынка и расширению или сворачиванию прежних форм деятельности. В любом случае решение этих задач будет связано с двумя видами затрат: капитального характера, осуществляемого за счет прибыли, и накладными расходами, которые будут относиться на себестоимость проводимых операций. Кроме того, в момент завершения подготовительного этапа, связанного со строительством, ремонтом, вводом в действие оборудования, возникнут расходы и доходы, связанные уже непосредственно с деятельностью банка и осуществлением запланированных операций. Здесь важно оценить момент, начиная с которого вложенные в проекты развития банка деньги начнут приносить реальную отдачу, и учесть появление новых ресурсов и увеличение объемов связанных с ними активных операций в плановом балансе банка, а также отразить возникающие при их появлении доходы и расходы в плане формирования прибыли. [28]

Таким образом, важно, чтобы все финансовые потоки, возникающие в ходе реализации банковских проектов, были отражены в процессе оценки объема инвестиций, необходимых для реализации стратегических задач банка и сроков его окупаемости.

Кроме расходов, связанных с внедрением новых видов деятельности, стратегический план может потребовать и новых расходов, направляемых на совершенствование текущих операций. Затраты капитального характера в данном случае могут быть оценены по той же схеме, что и проекты внедрения новых услуг. Поэтому план снижения затрат банка является необходимым разделом любого бизнес-плана.

Основными направлениями по улучшению эффективности использования расходов банка предполагаются следующие направления:

-улучшение условий труда;

-снижение внереализационных  расходов;

-механизация и автоматизация  производственных процессов и  внедрение передовых технологий;

-экономия использования  всех видов материальных ресурсов;

-совершенствование механизма  управления расходами.

Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию механизма управления расходами может оказать влияние на систему банковской деятельности следующим образом: рост финансовых показателей, увеличение прибыли.

В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамике абсолютные и относительные величины расходов, но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.

 

Оценить затраты банка можно по той же схеме, по которой проводится оценка его прибыли.

Валовые расходы банка, как и доходы, условно делят на процентные и непроцентные. Процентные затраты складываются из начисленных и выплаченных процентов в валюте или в гривнах. Непроцентные затраты суммируются из затрат по банковским операциям с ценными бумагами, с валютой, оплата комиссионных за услуги и корреспондентские отношения, затраты на функционирование банка: зарплата персонала, хозяйственные расходы, содержание оборудования и зданий, а также различные штрафы, неустойки и пени, прошлогодние проценты и комиссионные.

Крупнейшими расходными операционными банковскими статьями обычно являются затраты, связанные с выплатой процентов по срочным вкладам, по текущим вкладам, расходы по выплате комиссионных различным финансово-кредитным организациям и банкам за предоставленные услуги, а также на создание резервов специального назначения.

В последнее время зафиксировано повышение доли затрат, связанных с выплатой процентов по клиентским вкладам. Причина, прежде всего в том, что в связи с ростом конкуренции между банками повышается величина процентных ставок по депозитам, к тому же возрастает удельный вес депозитов в общей массе привлеченных банком средств.

Банки, осуществляющие расчетные операции международного плана, выплачивают комиссию банку, проводящему аккредитивные, инкассовые и другие операции. Конечный плательщик - банковский клиент, поручивший проведенную операцию, именно с его счета списывается выплачиваемая банком комиссия.

Банковские затраты на содержание зданий и сооружений, оборудования относительно постоянны. Их масса в общей расходной сумме банка значительна. Некоторую часть своих средств банк направляет на создание резервов.

Иные операционные расходы фиксируются в специальной статье счета банковских прибылей и убытков. К иным расходам относятся различные взносы, рекламные расходы, расход на инвентарь и расходные материалы, затратына оплату аудиторских услуг, издержек на суды и транспорт, отдельные виды налогов. Рост расходов на операции говорит о плохом состоянии рыночной конъюнктуры, а также о безграмотном управлении банком.

Особое внимание требуется уделить оценке нескольких групп статей: расходы на жизнеобеспечение банка и расходы, связанные с ростом банковских рисков, для чего и формируются обязательные резервы со страховой целью.

Основной целью коммерческих банков является приобретение дохода как источника дивидендов банковским пайщикам, а также с целью создания банковских фондов и базы для повышения качества жизни банковских служащих.

Доход банка создается как разница между валовыми банковским доходом и его расходами. Согласно существующей методике, доход и затраты коммерческих банков подсчитываются рассчитываются раз в квартал, в его последний день. В течение же квартала расчет доходов и затрат производится нарастающим итогом. Доход банка распределяется как результат годовой деятельности банка на основании решения общего собрания акционеров банка.

Доход коммерческого банка в соответствии с Законом "О налогообложение прибыли предприятий" облагается налогом по ставке 30 %.

После произведения выплаты налогов, штрафов банк отчисляет в свой резервный фонд сумму в 5 процентов или больше своей прибыли, этой суммой банк распоряжается по своему усмотрению. После этого делают выплаты в благотворительные фонды, фонды экономического стимулирования, в фонды поощрительного и спонсорского характера. Из оставшихся средств производится выплата дивидендов акционерам. Образовавшиеся банковские убытки за год компенсируются средствами резервного фонда, если этот фонд невелик, то убытки покрываются путем уменьшения капитала банка.

 
Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля. С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направления предстоящего развития, намеченные для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным одному году, а продолжительность планового периода — равным одному кварталу. 
 
Желательно составлять следующие виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников; коммерческих и административных расходов; капитальных вложений. Сметы затрат при этом планируются исходя из принципов: методического единства состава и направлений затрат; наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений; формирования сметы затрат подразделений, не зарабатывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности). 
 
Подразделения рассчитывают и представляют свои сметы расходов, включая в них расходы, связанные с обеспечением их деятельности. 
 
В целях контроля за целевым использованием средств определяются распорядители сметы. В подразделениях это обычно основной распорядитель (первый ключ) — руководитель подразделения и сораспорядитель (второй ключ) — руководитель другого подразделения, отвечающий за конкретное направление деятельности банка (подпись сораспорядителя бывает необходима по отдельным статьям сметы). Например, если подразделение предусматривает в своей смете расходы на приобретение компьютеров, то оно согласовывает соответствующую сумму с руководством подразделения банковских технологий. 
 
Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расходов). 
 
В результате сведения бюджетов может быть получен проект необходимого банку бюджета денежных потоков (на неделю, месяц, квартал и т.д.). 
 
Управление расходами на основе бюджетирования основывается на анализе причин отклонений фактически достигнутых результатов от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предполагает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц. 
 
Бюджетирование должно сочетаться с созданием таких механизмов финансового планирования и управленческой отчетности, которые бы обеспечивали руководство банка достоверной информацией, в том числе об эффективности деятельности его филиалов и внутренних подразделений, необходимой для принятия грамотных управленческих решений. 
 
Процентная маржа представляет собой одно из важных выражений успешности коммерческой деятельности банка и количественно равна разнице между суммами процентных доходов и процентных расходов, т.е. между процентами полученными и процентами уплаченными. Именно она обычно является основным источником прибыли банка. Исключение могут составлять банки, в основном специализирующиеся на операциях, дающих непроцентные доходы. 
 
Размер процентной маржи может характеризоваться абсолютной величиной (в рублях) и относительной величиной в форме ряда финансовых коэффициентов; последние могут показывать либо ее фактический уровень, либо так называемый достаточный (для данного банка) уровень. 
 
Фактический уровень (относительный) процентной маржи рассчитывается по нескольким схожим формулам, в числителе которых используется размер фактической маржи за период, а в знаменателе (в зависимости от целей анализа) — либо средний остаток всех активов банка за период (имеются в виду активы, очищенные от так называемых регулирующих статей), либо средний за период остаток активов, приносящих доход, либо средний за период остаток кредитной задолженности. Что касается коэффициента достаточности маржи (рассчитывается тоже относительно приносящих доход активов), то он показывает, какой в данный момент минимальный уровень маржи необходим банку для компенсации расходов (издержек). 
 
Факторный анализ доходов и расходов коммерческого банка заключается в том, чтобы на основе количественной оценки взаимосвязанных параметров, оказывающих решающее влияние на размеры доходов и расходов: выявлять основные факторы, результатом действия которых явилось увеличение или уменьшение прибыли; оценивать надежность и стабильность источников прибыли, в том числе на перспективу; обеспечить менеджмент банка инструментарием, который бы позволял ему принимать оптимальные решения, направленные на максимизацию стоимости банка.

 


Информация о работе Понятие расходов коммерческого банка