Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:44, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть понятие рынка, его сущность, структуру, причины возникновения, субъекты и объекты рынка.
Объектом исследования в контрольной работе является рынок.
Введение 3
1. Понятие рынка 4
2. Условия и причины возникновения рынка 6
3. Субъекты и объекты рынка 8
4. Основные черты рынка 9
5. Функции рынка 11
6. Виды рынков и их структура 12
7. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Экономика
Тема: Понятие рынка и его структура
Выполнил |
|||||
Студент группы: 3369-3 |
|||||
заочной формы обучения |
|||||
Направление: «Юриспруденция» |
|||||
Ф.И.О. Сазонов Сергей Геннадиевич |
Проверил
Преподаватель: Фадеева Юлия Вячеславовна
Оценка (зачтено\незачтено)________
Подпись преподавателя___________
Тула 2013г.
Содержание
В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике. Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики.
В работе рассматривается ряд актуальных вопросов таких, как функции рынка, его виды и структура, позитивные и негативные стороны рыночного механизма, государственное регулирование рынка. Эта тема является актуальной на сегодняшний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. Рассмотрение данной темы необходимо вследствие того, что современная экономика развитых стран носит рыночный характер, которая оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Цель контрольной работы – рассмотреть понятие рынка, его сущность, структуру, причины возникновения, субъекты и объекты рынка.
Объектом исследования в контрольной работе является рынок.
Для написания данной работы была использована учебная и научная литература, а именно Валевич Р.П. «Экономика торгового предприятия», Куликов Л. М. «Основы экономической теории», Казначевская Г.Б. «Экономическая теория» и др.
Необходимо отметить, что без государственного вмешательства невозможно развитие рыночной системы. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.
Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:
Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.
Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства.
Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.
В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:
Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX в., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.
Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижение разума, а следствие очень длительного исторического развития.
В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.
Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.В качестве денег – все финансовые средства.
Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику: