Понятие рынка и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть понятие рынка, его сущность, структуру, причины возникновения, субъекты и объекты рынка.
Объектом исследования в контрольной работе является рынок.

Содержание

Введение 3
1. Понятие рынка 4
2. Условия и причины возникновения рынка 6
3. Субъекты и объекты рынка 8
4. Основные черты рынка 9
5. Функции рынка 11
6. Виды рынков и их структура 12
7. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Экономика.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

 

 

  1. Функции рынка

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

  • Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует все общество о состоянии экономики.
  • Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
  • Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
  • Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
  • Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
  • Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной России.
  • Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.
  • Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет, что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

 

 

  1. Виды рынков и их структура

До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

По своей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

  1. По объектам купли-продажи: потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок машин и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг; денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений искусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).
  2. По пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.
  3. По формам собственности:частный, кооперативный, государственный.
  4. По характеру продаж: оптовый, розничный, импортный, экспортный.
  5. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: равновесный, дефицитный, избыточный.
  6. По видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции, рынок не совершенной конкуренции.
  7. В зависимости от характера сделок: свободный рынок, регулируемый рынок.
  8. С точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки, не легальные (теневые, черные, серые).

Инфраструктура рынка - это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. Элементами рыночной инфраструктуры являютсятоварные биржи, валютные биржи, фондовые биржи, биржа труда, банковская система, страховая система, ярмарки, аукционы.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

 

 

7. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма

1) Позитивные стороны  рынка.

Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:

  • Рыночная экономика в принципе не знает таких явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
  • Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
  • Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
  • Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
  • Оптимальное использование достижений науки и техники;
  • Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
  • В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
  • Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
  • Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
  • В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

2)Негативные стороны рынка.

Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

  • Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.
  • Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
  • Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
  • Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
  • Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
  • Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
  • Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;
  • Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
  • Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
  • Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
  • Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;
  • Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д.

 

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему, а рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:

  • Цена;
  • Спрос и предложение;
  • Конкуренция.

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:Что производить?Как производить?Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура – система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, однако не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства.

Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

Список использованной литературы

  1. Валевич Р. П. «Экономика торгового предприятия»: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 356 с.
  2. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 2008. – 289 с.
  3. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2005 – 496 с.
  4. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия: учеб.пособие. – 2-у изд., перераб. и дополн. – М.: ИНФРА – М, 2005-133 с.
  5. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей. Изд. 2-у доп. и перераб./Г.Б. Казначевская.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (СПО)
  6. Куликов Л. М. Основы экономической теории: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.
  7. Мокий М. С. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие/М.С. Мокий. – 2-е изд., испр. М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 256, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
  8. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 4-е изд. перераб и дополн. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и », 2009. – 1012 с.
  9. Сергеев М. В. Экономика организации (предприятия). Учеб.пособие. - 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: Финансы и статистика, 2006- 576 с.: ил.
  10. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков ; под. Ред. С. Н. Лебедевой. – 4-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 240 с.
  11. Экономика и организация деятельности предприятия: Учеб./Под ред. А. Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2011-295 с.

Информация о работе Понятие рынка и его структура