Понятие, сущность малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и оценка эффективности развития малого предпринимательства в Нижегородской области.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы малого предпринимательства.
2. Определить цели, приоритеты и принципы регионального развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.
3. Охарактеризовать государственную поддержку и выявить перспективы развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства………………..5
1.1 Понятие, сущность малого предпринимательства………………………….5
1.2 Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России.
1.3 Управление развитием малого предпринимательства в России………….12
Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………..…………………………………….16
2.1 Цели и приоритеты развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург………………………………………………………………...………16
2.2. Система государственной поддержи малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………………………………...…….24
Глава 3. Перспективы развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург……………………………….………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………….…..35

Вложенные файлы: 1 файл

курс 1 Беззубова.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства………………..5

    1. Понятие, сущность малого предпринимательства………………………….5
    2. Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России.

1.3 Управление развитием малого предпринимательства в России………….12

Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………..…………………………………….16

2.1 Цели и приоритеты  развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург………………………………………………………………...………16

2.2. Система государственной поддержи малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………………………………...…….24

Глава 3. Перспективы развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург……………………………….………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………….…..35

 

 

 

Введение

 

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в России играют ведущую роль. [2; с. 57]

Объектом исследования в курсовой работе является малое предпринимательство – как процесс.

Предметом исследования в данной курсовой работе является развитие малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.

Целью исследования является изучение и оценка эффективности развития малого предпринимательства в Нижегородской области.

Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализировать теоретические основы малого предпринимательства.

2. Определить цели, приоритеты и принципы регионального развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.

3. Охарактеризовать государственную поддержку и выявить перспективы развития малого предпринимательства в  г. Санкт-Петербург.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Ивачева И.Л., Лощанова В. В.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, системный.

Информационная база представлена научной литературой, интернет-ресурсами, учебниками по теме работы.

Практическая значимость состоит в том, что стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства. Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

    Глава 1. Теоретические основы малого  предпринимательства

    1. Понятие, сущность малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства, что является наиболее актуальной темой наиболее актуальной на сегодняшний день. [3; с. 12]

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [5; с. 11]

Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Значение предпринимательства еще и в том, что малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Роль малого бизнеса определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. [7; с. 25]

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, кризисные явления).

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. На малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. [6; с. 123]

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Как явствует из самого определения, малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. В экономике России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Масштабы предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям. [8; с. 120]

Возможность эффективного функционирования малого предпринимательства определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточно. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Возможность эффективного функционирования малого предпринимательства определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертыванию его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация увеличивает риск невозврата кредитов. [9; с. 54]

Таким образом, малое предпринимательство нуждается также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

 

 

 

1.2. Оценка уровня  развития малого предпринимательства  в регионах России

 

По состоянию на 31 декабря 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем по состоянию на 31 декабря 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. [12; с. 103]

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован только в Центральном федеральном округе (на 5,0% или 8,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Во всех остальных федеральных округах отмечается снижение показателей. [8; с. 125]

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 31 декабря 2013 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 31 декабря 2013 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения 1

единиц

прирост/сокращение 
за период 
31.12.2012-31.12.2013

в % от среднего по РФ

РФ

163,6

-2,82

100,0

Центральный ФО

194,4

8,5

118,8

Северо-Западный ФО

236,9

-7,4

144,8

Южный ФО

125,8

-6,2

76,9

Северо-Кавказский ФО

55,6

-3,2

34,0

Приволжский ФО

156,9

-5,3

95,9

Уральский ФО

162,3

-8,3

99,2

Сибирский ФО

139,5

-12,6

85,3

Дальневосточный ФО

171,2

-0,6

104,6

Информация о работе Понятие, сущность малого предпринимательства