Понятие, сущность малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и оценка эффективности развития малого предпринимательства в Нижегородской области.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы малого предпринимательства.
2. Определить цели, приоритеты и принципы регионального развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.
3. Охарактеризовать государственную поддержку и выявить перспективы развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства………………..5
1.1 Понятие, сущность малого предпринимательства………………………….5
1.2 Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России.
1.3 Управление развитием малого предпринимательства в России………….12
Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………..…………………………………….16
2.1 Цели и приоритеты развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург………………………………………………………………...………16
2.2. Система государственной поддержи малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург…………………………………………………………...…….24
Глава 3. Перспективы развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург……………………………….………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………….…..35

Вложенные файлы: 1 файл

курс 1 Беззубова.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

Наибольшее снижение отмечено в Сибирском федеральном округе (на 8,2% или 12,6  малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в Северо-Кавказском федеральном округе (на 4,5% или на 8,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), Южном федеральном округе (на 5,0% или 6,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Приволжском федеральном округе (на 3,4% или 5,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). [2; с. 14]

В меньшей степени количество малых предприятий снизилось в Северо-Западном федеральном округе (на 2,6% или 7,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 0,6% или на 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей). [9; с. 10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Управление развитием малого предпринимательства

 

К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для его формирования и развития. [3; с. 102]

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги - минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.

Государственная поддержка малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

- перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

- меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Субъекты МП оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Увеличение числа экономически активных, способных обеспечить себя граждан содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает творческий потенциал общества и готовность к социальному партнерству, снижает бюджетную социальную нагрузку, увеличивая возможности вкладываться в развитие.

В развитых странах сектор МП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты МСП нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.

Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах. [1; с. 90]

Законом предусмотрена также возможность льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.

Еще одно важное направление – производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес -инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности. К основным направлениям государственной поддержки относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. [10; с. 23]

 

 

 

Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Санкт-Петербург

2.1 Цели и приоритеты  развития малого предпринимательства  в г. Санкт-Петербург

 

Положительная динамика в развитии малого предпринимательства достигнута, в том числе благодаря реализации Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы (далее – План мероприятий), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 №1423.

На реализацию Плана мероприятий в 2013 году выделено 1 220,5 млн. руб., в т.ч. из

- бюджета Санкт-Петербурга – 738,0 млн. руб.,

- из федерального бюджета - 482,5 млн. руб. [15; с. 98]

В 2013 году на развитие и поддержку малого предпринимательства было выделено 514,4 млн. руб., в т.ч. из бюджета Санкт-Петербурга – 440,0 млн. руб., из федерального бюджета – 74,4 млн. руб.

Таким образом, по сравнению с 2012 годом, объем средств, выделяемых на развитие и поддержку малого предпринимательства, увеличился в 2,4 раза.

В рамках Плана мероприятий были реализованы 16 специальных программ.

Восемь специальных программ предусматривали прямое субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства.

Финансирование из городского бюджета в 2013 г. на реализацию Плана мероприятий увеличилось по сравнению с 2012 г. более чем на 20% и составило порядка 835 млн рублей. [5; с. 111]

В 2013 году продолжена реализация промышленно-инновационного сценария развития малого предпринимательства, что позволило привлечь не менее 700 миллионов рублей из федерального бюджета. Малые предприятия были активно привлечены к развитию петербургского автомобильного кластера, к выполнению программ модернизации государственных корпораций, и реализации крупных федеральных проектов.

В 2013 году Санкт-Петербург в очередной раз стал победителем конкурса Минэкономразвития по привлечению средств федерального бюджетана развитие малого предпринимательства. В настоящее время подготовлен и проходит согласование в установленном порядке проект Соглашения с МЭРом, в соответствии с которым 278 млн. рублей из федерального бюджета будут перечислены в бюджет Санкт-Петербурга.

Таблица 2 - Количество выданных (млн. руб.) на поддержку МП за 2012 и 2013 гг.

Выдано на поддержку малого предпринимательства (млн. руб.)

2012 год

2013 год

Всего

514,4

1220,5

в том числе из бюджета Санкт-Петербург

440

738

в том числе из федерального бюджета

74,4

482,5


 

Рисунок 1  – Количество выданных (млн. руб.) на поддержку МП

 

За 2013 год с субъектами малого предпринимательства заключено 1848 договоров на предоставление субсидий на общую сумму 448,3 млн. рублей, в том числе (Таблица 3):

 

 

 

Таблица 3 - Количество заключенных договоров на предоставление субсидий 2013 год

№ п/п

Наименование специальной программы

Количество заключенных договоров на предоставление субсидий, шт.

Общая сумма предоставленных субсидий, млн. рублей

1.

«Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности»

292

68,9

2.

«Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»

620

101,1

3.

«Сертификация продукции, работ, услуг»

44

2,5

4.

«Аутсорсинг»

76

10,1

5.

«Выставочно-ярмарочная деятельность»

81

8,5

6.

«Приобретение основных средств в лизинг»

26

5,8

7.

«Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям»

24

24,2

8.

Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса

684

200

9.

Бизнес-инкубатор

1

27,2

 

ИТОГО

1848

448,3

Информация о работе Понятие, сущность малого предпринимательства