Понятия и свойства институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональный анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1.1 Понятие «института»…………………………………………….........4
1.2 Признаки институтов……………………………………………….....5
1.3 Институционализация………………………………………………....8
1.4 Функции институтов…………………………………………………..8
1.5 Условия успешного функционирования институтов……………....11
2.1 Традиционные институционалисты и их предшественники: классические взгляды на природу института…………………………...12
2.2 Современные институционалисты: взгляд на природу института ..15
2.3Институты как правила………………………………………………..16
2.4 Институты как равновесия ………………………………………….17
Заключение ………………………………………………………………18
Список первоисточников………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по нституциональной экономике - копия.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра Институциональной  Экономики

 

 

 

Реферат

По дисциплине:

«Институциональная экономика»

По теме:

«Понятия и свойства институтов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………....3
  2. 1.1 Понятие «института»…………………………………………….........4
  3. 1.2 Признаки институтов……………………………………………….....5
  4. 1.3 Институционализация………………………………………………....8
  5. 1.4 Функции институтов…………………………………………………..8
  6. 1.5 Условия успешного функционирования институтов……………....11
  7. 2.1 Традиционные институционалисты и их предшественники: классические взгляды на природу института…………………………...12
  8. 2.2 Современные институционалисты: взгляд на природу института ..15
  9. 2.3Институты как правила………………………………………………..16
  10. 2.4 Институты как равновесия ………………………………………….17
  11. Заключение ………………………………………………………………18
  12. Список первоисточников………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существование институтов связано  с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено  разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или  данной группы. Институциональный анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

 

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность  в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении  благ и привилегий, потребность в  безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность  в коммуникации  и т.д.

 

1.1 Понятие института.

 

Институт (от лат. Institutum –  устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

 

 К числу основных  институтов относятся: 

экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные культурные, созданные  для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей  общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные  общества, товарищества, объединения); религиозные и др.

 

 Чем сложнее общество, тем больше развита система  институтов. История эволюции институтов  подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного  общества, основанных на предписанных  ритуалам и обычаем правилах  поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным  на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность,  рациональность, относительно независимых  от моральных предписаний.

 

 

 

 

 

 

1.2 Признаки институтов:

 К числу основных  признаков социальных институтов  относятся: 

 

  • Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;
  • Основные роли – образы поведения;
  • Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);
  • Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля.

 

 Эти признаки не  являются строго нормативно закрепленными.  Они скорее вытекают из обобщения  аналитических материалов о различных  институтах современного общества. У одних из них (прежде всего  формальных, таких как армия, суд  и др.) признаки могут фиксироваться  четко и в полном объеме, у  других, неформальных либо только  возникающих - менее отчетливо.

 

 Всё многообразие социальных  институтов можно разделить на  два типа:

 

  1. институты-субъекты – это организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь и др.);
  2. институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия).

 

Элементарной единицей социального  института любого типа является акт  социального взаимодействия. В идеальной  форме он существует как нормативное  предписание закона, должностной  инструкции, указа и др.

 

 Весьма близкими являются  категории социального института-субъекта  и группы. Однако социальная группа  – это совокупность однородных  статусных позиций, объединяющихся  благодаря этой однородности  в социальном поле. Институт отличается  от группы гораздо более высоким  уровнем интеграции. Четкой границы  между группой и институтом  нет – любая группа имеет  тенденцию к институционализации.

 

 Намного ближе понятия  института и коллектива. Однако  коллектив – это совокупность  индивидов, объединяющихся для  совместных действий, чтобы реализовать  свои осознанные интересы. Коллектив  создается взаимодействием конкретных  людей и может перестать существовать, если поменяется состав людей.  Институт – это надындивидуальное  образование, в целом мало восприимчивое  к изменениям личностных характеристик.

 

 Институты делятся  на

  • формальные (например, Конституция США)
  • неформальные (например, советское «телефонное право»).

 

 Под неформальными  обычно понимают общепринятые  условности и этические кодексы  поведения. Это обычаи, законы, привычки  или нормативные правила, которые  являются результатом тесного  совместного существования людей.  Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга.  Эти кодексы поведения формирует  культура.

 

 Под формальными институтами  понимаются правила, созданные  и поддерживаемые специально  уполномоченными людьми (государственными  чиновниками).

 

 Правила поведения  делятся на наследуемые, естественно  данные и приобретенные, передаваемые  через культуру. Последние, в свою  очередь, делятся на личные  и социальные, а социальные правила  – на неформальные (закрепленными  традициями и обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в  правовых нормах). Наконец, формальные  социальные правила включают  частное и общественное (публичное  право). Частное право регулирует  поведение не только отдельных  индивидов, но и негосударственных  организаций; в рамках общественного  права выделяются правила, ограничивающие  деятельность правительства и  государства.

 

 В социологии существует  четыре типа объяснения и обоснования  социальных институтов. Согласно  теории Дж. Хоманса, это, во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой  социальный институт есть психологическое  по своему происхождению образование,  устойчивый продукт обмена деятельностью.  Во-вторых, - исторический, рассматривающий  институты как конечный продукт  исторического развития определённой  сферы деятельности. Еще два типа  объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются  в структурно-функциональном анализе,  Хоманс называет неубедительными.  Это структурный тип, когда  доказывается, что «каждый институт  существует как следствие своих  отношений с другими институтами  в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты  существуют, поскольку выполняют  определенные функции в обществе.

 

 

 

 

1.3 Институционализация.

 Процесс образования  институтов – институционализация  – подразумевает замену спонтанного  и экспериментального поведения  на регулированное, ожидаемое, предсказуемое.  Это процесс, этапами которого  выступают: 

 

  • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

 

  • формирование общих идей;

 

  • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

 

  • появление процедур, связанных с нормами и правилами;

 

  • институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

 

  • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

 

  • материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

 

1.4 Функции институтов.

 

Институты выполняют в  обществе ряд функций, среди которых  выделяются явные и латентные. Явные  – функции, последствия, деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Они фиксируются  и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.

 

 К числу основных  функций институтов относятся  следующие:

 

  • удовлетворение социальных потребностей;

 

  • регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;

 

  • обеспечение устойчивости социальной жизни;

 

  • интеграция действий и стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общности.

 

Институты могут отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

 

  • экономические институты (собственность, деньги, банки и т.д.) обеспечивают производство и распределение товаров и услуг, соединяя экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни;

 

  • политические институты (государство, партии, общественные объединения) направлены на завоевание и поддержание политической власти в обществе;

 

  • социокультурные институты ставят своей целью воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определённых ценностей;

 

  • нормативно-ориентирующие институты придают поведению индивидов этическую основу и нравственную аргументацию;

 

  • нормативно-санкционирующие институты принудительно регулируют социальное поведение на основе правил и предписаний, закрепленных в юридических актах;

 

  • церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты регулируют повседневные контакты, определяют порядок и способ повседневных взаимодействий.

 

 Проблема взаимодействия  институтов возникает в том  случае, если система норм, свойственная  одному институту, начинает распространяться  на другие сферы социальной  жизни. Следствием этого может  быть дезорганизация общественной  жизни, растущее социальное напряжение, либо уничтожение какого-либо  из институтов.

 

 Изменения институтов  могут быть вызваны внутренними  и внешними причинами. Первые  связаны с неэффективностью существующих  институтов, с возможным противоречием  между существующими институтами  и социальными мотивациями; вторые  – со сменой культурной ориентации  в развитии общества (в обществах  переходного типа, переживающих  системный кризис, когда происходит  изменение общественных потребностей).

Информация о работе Понятия и свойства институтов