Порядок постановки на налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – это процесс, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Во всех цивилизованных странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система мер по осуществлению регистрации, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов.
В России регистрация введена в XVII века для осуществления полицейско-фискальных целей.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков..docx

— 24.88 Кб (Скачать файл)

Введение

Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – это процесс, имеющий глубокие исторические корни  во всем мире. Во всех цивилизованных странах  издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система  мер по осуществлению регистрации, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов.

 

В России регистрация введена в XVII века для осуществления полицейско-фискальных целей.

 

Возникнув первоначально как обязательная процедура для принятия статуса  юридического лица лишь некоторым субъектам  имущественных отношений, к настоящему моменту государственная регистрация  стала обязательной для возникновения  любого юридического лица, вне зависимости  от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных особенностей: в соответствии с п.2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое  лицо считается созданным со дня  внесения соответствующей записи в  единый государственный реестр юридических  лиц.

 

Определение государственной регистрации дано в ч.2 ст.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация юридических  лиц – акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лиц в  соответствии с настоящим Федеральным  законом. Это законодательно установленное  определение рассматриваемого понятия.

 

:

 

- регулируется большим количеством  самых различных правовых актов  (законами, постановлениями, внутриведомственными  документами ряда министерств), что,  несомненно, делает процедуру регистрации  сложной и запутанной;

 

- является затруднительной не  только для лиц, которые проходят  названную процедуру (например, учредителей), но и для самих государственных  органов, задействованных в этой  сфере.

 

Государственная регистрация является правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование  государством порядка возникновения  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Такого  рода регулирование актуализируется  следующими обстоятельствами:

 

-   благодаря государственной регистрации  организаций и ИП у субъектов  гражданского оборота появляется  возможность получения необходимой  информации при выборе контрагента,  что ведет к устойчивости экономического  оборота, способствует укреплению  порядка в рыночных отношениях;

 

-   ценность государственной регистрации  юридических, ИП проявляется и  в ее статусообразующем характере.  Возникновение, изменение или  прекращение правосубъектности  налогоплательщика, в том числе  возможности от своего имени  иметь права, исполнять обязанности,  нести ответственность, наступают  только с момента его государственной  регистрации.

 

 

На  сегодняшний день законодательство РФ допускает следующие виды организационно правовой деятельности:

 

-   индивидуальный предприниматель  без образования юридического  лица;

 

-   общество с ограниченной ответственностью;

 

-   закрытое акционерное общество;

 

-   открытое акционерное общество;

 

-   некоммерческая общественная организация.

 

Регистрация фирм должна производиться в рамках указанных выше правовых форм. Поэтому  так важно на первоначальном этапе  правильно определиться с тем, в  рамках какого субъекта предпринимательства  будет проведена регистрация  фирм.

 

 

Если  создается любой хозяйствующий  субъект на территории Российской Федерации, то в первую очередь необходима регистрация  фирм. Любая хозяйственная или  коммерческая деятельность в нашей  стране без предварительной регистрации  фирмы считается незаконной и  влечет за собой уголовную ответственность.

 

 

Таким образом, актуальность данной темы заключается  в владении понятийным аппаратом  в области государственной регистрации  организаций (или индивидуальных предпринимателей), знание самой процедуры прохождения  государственной регистрации и  постановки на учет в условиях рыночной экономики и как следствие  «демократической» бюрократии.

 

 

 

Глава 1 Порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков.

 

Учет  налогоплательщиков представляет собой  совокупность мер регистрационно-мониторингового  характера, направленных на обеспечение  эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых  органах является обязательной и  осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее, для  повышения его эффективности.

 

Учет  налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства  РФ и ФНС РФ (например, приказами  МНС РФ: "Об утверждении Порядка  определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения  об особенностях учета в налоговых  органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении  порядка и условий присвоения, применения, а также изменения  идентификационного номера налогоплательщика  и форм документов, используемых при  учете в налоговом органе юридических  и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.).

 

Перечислим  случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе.

 

Для физических лиц:

 

-   при регистрации в качестве  индивидуального предпринимателя;

 

-   при получении должности нотариуса,  занимающегося частной практикой;  адвокат;

 

-   при приобретении недвижимого  имущества, транспортных средств.

 

Для организаций:

 

-   по месту нахождения обособленных  подразделений;

 

-   постановка на учет крупнейших  налогоплательщиков;

 

-   постановка на учет иностранных  организаций и иностранных граждан;

 

-   при выполнении соглашений о  разделе продукции;

 

-   при приобретении недвижимого  имущества, транспортных средств.

 

Для постановки на учет организации и  ИП необязательна повторная явка в налоговый орган. Постановка на учет организаций осуществляется самим  налоговым органом по месту регистрации, то есть нахождении ее постоянно действующего исполнительного органа, на основании  сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. ИП становятся на учет в налоговых инспекциях по месту жительства на основании  сведений, содержащихся в ЕГРИП. Организации  и физические лица - ИП ставятся на учет в качестве налогоплательщиков не позднее 5 дней после государственной регистрации. Постановка на учет в налоговом органе организации, ИП осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности  по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

 

Осуществляя постановку на учет, налоговые органы делают об этом запись в ЕГРН. Датой  постановки на учет является дата записи в ЕГРЮЛ (или в ЕГРИП). Юридическое  лицо и ИП теряют свой статус с момента  исключения их из вышеуказанных реестров автоматически в тот же день.

 

Юридические и физические лица, принятые на учет в налоговом органе, заносятся  в ЕГРН. В нем содержатся следующие  сведения о российских организациях:

 

1.   о постановке на учет в налоговом  органе по месту нахождения  организации;

 

2.   государственной регистрации организаций;

 

3.   постановке на учет по иным  причинам (по месту нахождения  обособленного подразделения, недвижимого  имущества, транспортных средств)

 

4.   взаимосвязях российской организации,  учитываемых в налоговых органах,  в том числе сведения об  организациях, приемником которых  является данная организация;  об участии данной организации  в российских и иностранных  организациях; об организациях –  учредителях данной организации;

 

5.   сведения о физических лицах  (учредителях, представителях данной  организации)

 

6.   сведения о лицензиях;

 

7.   сведения об ИНН, ранее присвоенных  организации.

 

С ФНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который  представляет собой систему государственных  баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен  Постановлением Правительства РФ "О  порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и  утвержденными им "Правилами ведения  Единого государственного реестра  налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

 

Кроме того, согласно Постановлению Правительства  РФ от 17.05.2002 № 319 с 1 июля 2002 года полномочия по государственной регистрации  юридических лиц переданы МНС  РФ (ныне ФНС). С помощью Единого  государственного реестра юридических  лиц можно найти любое юридическое  лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее филиалам). Последнее  обстоятельство имеет большое значение для повышения эффективности  налогового контроля, и в целом - контроля за соблюдением налогового законодательства.

 

При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщику  специальный информационный код  – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается  еще один номер – код причины  постановки на учет (КПП). ИНН и КПП  имеют определенное число цифровых знаков и структуру, представленных приложении. Так, ИНН организации состоит из 10 знаков, КПП, присвоенный организации, состоит из 9 цифровых знаков. Налогоплательщику физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит 12 цифровых знаков.

 

Налоговый орган должен в течение 5 дней со дня государственной регистрации  и получения необходимых документов принять решение по поводу постановки на учет организации (или ИП), осуществить  их постановку на учет, в тот же срок выдать им свидетельство о постановке на учет и одновременно свидетельство  о государственной регистрации.

 

Согласно  ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет не только в налоговых органах  по месту нахождения организации, но и по месту нахождения каждого  ее обособленного подразделения, а  также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

 

Однако  если постановка на учет организаций  по месту нахождения ее постоянно  действующего органа управления осуществляется налоговым органом самостоятельно на основании данных, полученных из ЕГРЮЛ, то для постановки на учет юридических  лиц по месту расположения обособленных подразделений установлен заявительный принцип, то есть для постановки на учет по месту нахождения обособленного  подразделения организация должна подать заявление в налоговый  орган по месту нахождения обособленного  подразделения.

 

Одновременно  с заявлением о постановке на учет предоставляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном  порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации  по месту ее нахождения и документы, подтверждающие создание обособленного  подразделения.

 

Заявление о постановке на учет подается в  течение 1 месяца со дня создания обособленного  подразделения в налоговый орган  по месту нахождения этого обособленного  подразделения в налоговый орган  по месту нахождения этого обособленного  подразделения.

 

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся  в одном муниципальном образовании  на территории, подведомственной разным налоговым органам, постановка организаций  на учет может осуществлена налоговым  органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемому  организацией самостоятельно. Осуществляя  постановку на учет организаций по месту нахождения обособленного  подразделения, налоговый орган  обязан в течение 5 дней со дня предоставления всех необходимых документов осуществить все процедуры, предусмотренные для постановки на учет, в тот же срок выдать организации уведомление о постановке на учет в данном налоговом органе.

 

В случае принятия организацией решения  о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения  снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного  подразделения осуществляется налоговым  органом по заявлению налогоплательщика  в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания  выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

 

О постановке на учет (снятии с учета) организации по месту нахождения обособленного подразделения выдается соответствующее уведомление.

 

В обязательном порядке подлежат постановке на учет налоговых инспекциях не только организации и ИП, но и физические лица, не являющиеся ИП (частные нотариусы, адвокаты). Они ставятся на учет в  налоговых органах по месту жительства физические лица на основе информации, предоставляемой в налоговую  инспекцию уполномоченными органами:

Информация о работе Порядок постановки на налоговый учет