Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - определить особенности создания предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать определение понятию фирма и предпринимательская деятельность;
2. раскрыть организационно-правовые формы предприятий;
3. определить основные этапы создания предприятия;
Введение
1. Организация собственного дела
1.1 Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификация.
1.2 Организационно-правовые формы предприятий
1.3 Порядок и способы создания юридических лиц
1.4 Основные проблемы при создании предприятия
2. Особенности организации предприятия малого бизнеса
2.1 Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние
2.2 Основные проблемы малого бизнеса
2.3 Характеристика и особенности регистрации малых предприятий
3. Особенности создания ОАО «ГАЗПРОМ»
Список используемых источников
Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях.
Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать
ОАО - АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
ЗАО - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц.
Число акций, имеющихся у каждого участника, определяет его имущественный вклад в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс управления (1 акция - 1 голос).
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал для открытого АО не может быть менее тысячекратного, а для закрытого АО - стократного размера минимальной суммы оплаты труда по состоянию на дату государственной регистрации общества.
Органы управления АО.
Общее собрание акционеров - высший орган управления;
Совет директоров (Наблюдательный совет);
Генеральный директор - единоличный исполнительный орган.
Государственное предпринимательство.
Государственные и муниципальные предприятия -- это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Унитарный - означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие -- это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределены по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными, на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
К возможным негативным сторонам государственных предприятий следует отнести:
отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.
Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество. [3]
Частногосударственное предпринимательство.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.
В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) - как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
Производственные организации;
Банки и иные кредитные учреждения.
Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило, через создание АО или ООО.
Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством:
предоставление субсидий и дотаций;
льготный режим получения импортных лицензий;
гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам;
экспортные дотации;
во- вторых, по сравнению с государственным:
обладают большими возможностями заемных средств;
диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.[9]
Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.
Создание любого предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот -- заемных, налоговых и др.)
Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:
концентрации внимания на рынке;
финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;
Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
политические факторы - стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
социально-экономические - состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
Не менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.
В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:
полное товарищество
товарищество на вере
общество с ограниченной ответственностью
общество с дополнительной ответственностью
акционерное общество: открытое или закрытое
дочерние предприятия
зависимые предприятия
производственные кооперативы
государственные и муниципальные унитарные предприятия
потребительские кооперативы
общественные и религиозные организации
фонды
учреждения
ассоциации и союзы
Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:
участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;
объем правоспособности (общей или специальной);
вид деятельности;
необходимость лицензирования и территория деятельности;
место государственной регистрации;
количество участников;
предполагаемые органы управления;
наличие предполагаемых филиалов и представительств;
система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;
Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:
возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
подбор соучредителей предприятия;
определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
разработка учредительных документов и бизнес-плана;
проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
изготовление печатей, штампов;
постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;
Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.
Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства - концерн и т.д.
В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии. Однако в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.