Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 23:57, курсовая работа
Предмет - преимущества и недостатки вступления России в ВТО.
Цель данной курсовой работы - комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
-исследовать проблему паритетности условий, вступления секторов российской экономики в ВТО;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Всемирная торговая организация (ВТО)……………………………………...6
1.1. Краткая история и структура ВТО. Цели и функции организации……….6
1.2. Взаимодействие стран - членов ВТО и преимущество членства ВТО….11
2. Влияние вступления России в ВТО на российскую экономику…………...13
2.1. Предпосылки вступления России в ВТО………………………………….13
2.2. Изменение внутригосударственных актов в силу вступления
России в ВТО……………………………………………….……………………18
2.3. Последствия вступления в ВТО……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС). Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан -- с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ноябре 2010 года заявил по этому поводу:
Правила, по которым мы создаём Единое экономическое пространство, практически ничем не отличаются от тех правил, которые внедрены и используются в ВТО.
Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы. «Лента.ru» писала, что процедура вступления в этом случае могла бы занять более десяти лет. Позже Россия отказалась от этой затеи, Дмитрий Медведев сообщил, что государство примет «более простой и более реалистичный» сценарий.
2010 год ознаменовался прорывом в переговорном процессе: 1 октября было объявлено, что сняты все спорные вопросы в переговорах с США, а 7 декабря в Брюсселе был подписан двусторонний договор между Россией и Евросоюзом.
К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществляла в ноябре месяце. После этого российский премьер Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.
За годы переговорного процесса Россия обсуждала самые разные аспекты своего экономического режима и внешнеторговой деятельности. Переговоры с Австралией и Колумбией затянулись из-за несогласия по вопросам поставки в Россию сахара. Австралия помимо этого ставила вопрос о доступе к природным ресурсам РФ, в то время как, по выражению «Российской газеты», «даже самые отмороженные члены ВТО признают за национальным правительством суверенное право на собственные недра».
Шри-Ланка среди прочего обсуждала условия импорта цейлонского чая. Молдавию волновали перспективы торговли вином. Саудовская Аравия требовала поднять внутренние цены на газ. Русско-турецкие переговоры были сосредоточены на обсуждении импорта в РФ изделий из кожи, доступа на рынки туризма и финансовых организаций.
Ряд требований, предъявляемых членами ВТО, российская сторона считала завышенными и необоснованными.
2.2. Изменение внутригосударственных актов в силу вступления России в ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры. На данный момент членами ВТО являются 157 стран, число которых с каждым годом растет, так как членство в ВТО дает хорошие перспективы для развития национальных экономик, равное участие в мировой торговле.
Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны - учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО». В связи с чем, Россия, вступая в ВТО, приняла на себя обязательства по изменениям своей системы законодательства, в том числе законодательство об инвестиционной деятельности.
В 2013 году продолжается работа над приведением российского законодательства, в соответствие с принятыми РФ обязательствами при подписании Протокола о вступлении в ВТО. В ближайшее время основные изменения будут связаны с понижением ставок импортных пошлин и отменой квот на ряд товаров. Кроме того, будут внесены изменения, направленные на эффективное применение законодательства о защите интеллектуальной собственности. Планируется, что в 2014 году будет отменено лицензирование некоторых видов деятельности. В последующие годы в законодательство последовательно будут внесены изменения, связанные с доступом на рынки услуг, субсидиями для промышленности и сельского хозяйства, государственными. Также в рамках Таможенного союза продолжится разработка технических регламентов. Эксперты отмечают, что не во всех случаях были параллельно разработаны необходимые административные процедуры, которые должны поддерживать применение законов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Кроме того, региональные органы власти при принятии решений о мерах государственной поддержки бизнеса должны будут учитывать соглашения в рамках ВТО с тем, чтобы эти меры не попали в список запрещенных. В то же время для многих нормативно-законодательных актов была разработана вся процедура их применения.
Однако уровень развития существующих в настоящее время институтов не дает возможность эффективного применения нового законодательства. Например, Закон «О коммерческой тайне» требует такого уровня развития судебной системы, который не всегда может быть достигнут даже в высокоразвитых странах. Законы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, еще в советское время в основных своих положениях соответствовали международным требованиям, которые легли в основу Соглашений ТРИПС. Но на территории РФ масштабы нарушений в этой области настолько велики, что фактически эти законы не исполняются, так как у государства отсутствуют ресурсы для приведения их в исполнение. Вопросы правоприменения и соответствия административной практики нормативным актам должны быть согласованы к моменту вступления России в ВТО, так как несоответствие практики законодательным актам может привести к обжалованию или судебным разбирательствам в рамках Всемирной торговой организации, а также к принятию ответных мер ее членами.
Также стоит отметить, об изменениях в регулирование таможенных отношений, которые влияют на инвестиционные отношения. Так параллельно с переговорами о вступлении России в ВТО произошло создание Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ в 2007-2011 годах. В этот период был принят ряд нормативных актов, регулирующих его деятельность. Потенциально на основе этого союза в дальнейшем возможно создание единого экономического пространства, в котором выражают намерение принять участие Кыргызстан и Таджикистан (входящие в ЕврАзЭС), а также Узбекистан (приостановивший в настоящее время членство в ЕврАзЭС), Армения, Молдова и Украина (имеющие статус наблюдателей в ЕврАзЭС). Армения, Кыргызстан, Молдова и Украина уже являются членами ВТО, остальные страны ведут переговоры о вступлении в организацию. Некоторое время обсуждался вопрос вступления в ВТО всего Таможенного союза, однако впоследствии эта идея не была реализована.
Надо отметить, что при разработке документов, определяющих нормативную базу для функционирования Таможенного союза, наблюдается стремление приводить ее в соответствие с требованиями ВТО. Часть нормативных актов, необходимых для гармонизации законодательной системы с требованиями ВТО, принимается в рамках Соглашений о Таможенном союзе. Например, принято политическое решение не разрабатывать самостоятельно технические регламенты, а использовать те, которые утверждаются специальной группой в рамках Таможенного союза.
Видится необходимым представить изменения коснувшиеся, в процессе присоединения к ВТО. Так Россия заключила 30 двухсторонних договоров о доступе на рынки услуг и 57 договоров о доступе на рынки товаров. На данный момент после вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в Российской Федерации составят 7,8%, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%, а по промышленным товарам -- 7,3%. Для сравнения -- средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляют 13,2%, а в промышленном секторе -- 9,5%.
На эти изменения есть несколько разных позиций, обсуждаются наиболее важные вопросы в изменениях отношений с экономически сильными странами, таких как, например, США. Выдвигается позиция правительства РФ, что присоединение России к ВТО должно оказать положительное влияние и на дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества между Россией и США в связи с либерализацией рынка капитала России и унификацией российского законодательства с международными нормами. Иной же является позиция, обсуждаемая в СМИ, которая говорит, об обострении отношений с США и Китаем, так как Россия в своей внутренней политике изо всех сил пытается «слезть с сырьевой иглы», вернуть себе роль лидера в области наукоёмких технологиях и высокотехнологичного производства. В то время как США и Китай, напротив, заинтересованы только в российском сырье. Но остается только признать тот факт, что данные заявления можно будет подтвердить только по прошествии времени, когда можно будет увидеть результаты вступления России в ВТО.
В итоге, можно сказать, что в целом процесс вступления в ВТО помог дальнейшей либерализации внешней торговли в РФ и создал дополнительные предпосылки для изменений в направлении дерегулирования экономики. Однако видится необходимым такое регулирование законодательное регулирование в сфере экономики, таможенных сборов, в защите интеллектуальной собственности и т.д., которое позволило бы развитию не только внешних отношений, но и стабилизации внутренних рынков, усилению способности конкуренции российских производителей.
2.3. Последствия вступление России в ВТО.
Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.
В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.
Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, по сравнению с другими странами. Можно выделить какие могут быть последствия от вступления России в ВТО:
- уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно может пострадать агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.
- сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы, в таких областях, как, Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это, Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
- потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН.
- потеря продовольственной безопасности. Есть вероятность, что Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.
- поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.
- также возможно значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений, если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь внутренний рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем. К примеру, в Китае и Индии $40 - хорошая зарплата, а $200 может получать руководитель предприятия.