Последствия вхождения в ВТО для экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.1 ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Последствия вхождения в ВТО для экономики региона.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

Введение

 

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.1 ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. Однако нормы и правила ВТО создают для российского государства и бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. Многие эксперты указывают на негативные последствия, которые принесет России присоединение к ВТО.Вступление в ВТО - это вхождение России в сложившуюся международную экономическую организацию с развивающейся практикой правового и административного регулирования международных торговых отношений. Этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. И без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Понятно, что вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества, такие как установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Поэтому проводится развернутая и целевая подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов государственных органов, учреждений и предприятий, а также российского бизнеса.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Таким образом, выбранная тема реферата является актуальной, теоретически и практически значимой. В настоящее время особо остро встает проблема вступления России в ВТО. Цель работы – рассмотреть перспективы и возможные последствия присоединения России к ВТО.

 

 

1 Последствия вхождения в ВТО для экономики России на примере сельскохозяйственной отрасли

1.1 Россия и ВТО.

 

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозируется реализовать в 2006.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.1

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

 

1.2 Общие условия доступа на рынок сельскохозяйственной продукции

 

В итоге переговоров по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции было достигнута договоренность о том, что по завершении переходного периода средняя ставка импортной пошлины будет составлять 10,8% по сравнению с ныне действующей 13,2%2. Отдельно необходимо отметить

тот факт, что Россия оговорила возможность применения тарифных квот в торговле сельскохозяйственной продукцией. Они будут затрагивать торговлю свининой, говядиной, мясом птицы и некоторыми видами кисломолочной продукцией.

 Наиболее чувствительными  товарами, отечественное производство  которых может больше всего  пострадать от либерализации  торговых правил при вступлении  в ВТО, являются мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным  сроком хранения (сыры, сухое молоко, и пр.) рис, сахар, сезонные овощи. До присоединения к ВТО они  были лучше всего защищены  тарифно-таможенным регулированием. Так, например, довольно высокий  уровень защиты производителей  мяса позволил преодолеть спад  внутреннего производства, наблюдавшийся  с момента развала Советского  Союза и пиком которого были  кризисные 1998 − 1999 гг.

 К настоящему времени  производство мяса и мясопродуктов  в России превысило уровень  начала 90-х годов и составило 7,5 миллионов тонн в 2011году. При этом  импорт в этом же году составил 2,7 миллиона тонн.3

Рисунок 1- Производство скота и птицы (в убойном весе) 1991-2010 гг. (в хозяйствах всех категорий; миллионов тонн) 4

Источник: [21]

Продовольственный рынок России в значительной степени будет открыт для недорогих сыров, конкурирующих c отечественными аналогами (ценовая планка, после которой пошлина не взимается, на них снижена почти вдвое), на сухое молоко пошлины будут снижены с 25 до 15 %.

 Есть вопросы, остающиеся  на сегодня открытыми для представителей  молочной отрасли. Они касаются  контроля качества и технических  регламентов. В России действуют  более жесткие, по сравнению со  многими зарубежными странами, требования  по микробиологии, по наличию  антибиотиков и ряду аналогичных  позиций. Члены ВТО в ряде случаев  могут посчитать их избыточными  и пытаться оспорить.

 Вызывает большое беспокойство  ситуация с будущим рисоводства. Пошлина, защищающая отрасль, должна  быть снижена почти в три  раза (со 120 евро за тонну до 45 евро). В результате российский рынок  может оказаться наводненным  дешевым и относительно низкокачественным  рисом. Это способно вызвать значительные  отрицательные последствия и  необходимость решения социальных  проблем жителей целых краев  и областей, которые живут и  работают на землях, приспособленных  исключительно для производства этой культуры. Таблица 1 демонстрирует резкий рост импорта на сельскохозяйственную продкцию.5

 Таблица 1-Рост импорта продукции АПК в период с 2001 по 2010 гг.

 

Рост импорта в 2001-2010г,раз

Импорт в 2010,млрд.долл.

Все товары

5,9

248,7

АПК

3,9

33,8

Живые животные

18,2

0,3

Масличные семена и плоды

11,8

1,0

Овощи

11,2

2,3

Деревья,цветы

10,0

0,8

Рыба

9,6

2,0

Фрукты,орехи

8,0

5,5

Мука

5,5

0,7

Молочные продукты,яйца

5,2

2,1

Какао

4,9

1,3

Корма

4,5

1,0

Напитки,алкоголь

4,1

2,2


 

Источник: [22]

1.3 Меры внутренней поддержки в сельскохозяйственном производстве: вызовы и перспективы.

 

Для России данный вопрос был одним из важнейших. Окончательный результат переговорного процесса, характеризующий величину максимально допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства6, выглядит следующим образом: $9 млрд. в 2012-2013 гг. с последующим

Информация о работе Последствия вхождения в ВТО для экономики региона