Последствия вхождения в ВТО для экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.1 ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Последствия вхождения в ВТО для экономики региона.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

снижением до $4,4млрд в 2018 году. Эти средства могут быть направлены, например, на компенсацию государством части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на горюче-смазочные материалы, поддержание высоких закупочных цен а также низких ставок «аграрных» кредитов и т.д.

 Фактически получается, что обязательства России по  связыванию объема АМС на уровне $4,4 млрд. соответствуют уровню базового  периода 2006-2008 годов. При этом, непосредственно  после присоединения государство  имеет возможность увеличивать  уровень поддержки. Такой, в известной 

мере нестандартный подход, был увязан членами ВТО с тем, что Россия предоставляет гарантии сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки.

В частности, доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%7. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки у нас никогда не превышала 15–16%. Данный уровень в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному и в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

 Следует отметить, что  для определения максимального  уровня поддержки в $9 млрд. за  основу расчетов российской стороной  были взяты показатели 1993-1995 гг. Именно  на этот период пришлось значительное  списание долгов производителей  сельскохозяйственной продукции, предпринятое  в канун выборов 1996 года, которое  было зачтено в суммарную величину  поддержки. Дмитрий Рылько, директор  Института конъюнктуры аграрного  рынка, замечает, что единственный  риск, возникающий при достигнутых  по объемам поддержки соглашениях, обусловлен лишь возможными бюджетными ограничениями8. Иными словами, вопрос в том, сможет ли государство в ближайшие годы поднять до оговоренного уровня поддержки финансирование мероприятий «янтарной» корзины.

 Вступление в ВТО  будет способствовать изменению  структуры господдержки российского  сельского хозяйства. Значительные  возможности открывает «зеленый  ящик» мер поддержки, поскольку  в ВТО их величина не оговаривается. Инструменты такой поддержки  можно активно и очень гибко  использовать: применять субсидии  на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку  энергоэффективного оборудования, развивать логистику а так же производственную и социальную инфраструктуру на селе. Такие меры являются стимулом для повышения эффективности производства в сельском хозяйстве, дают возможность работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры. Преобразование структуры господдержки российского сельского хозяйства позволит отказаться от губительной практики субсидирования процентов по кредитам, предотвратит возможность брать кредиты под фиктивные бизнес-планы, даст импульс для развития производства9.

1.4 Перспективы экспорта сельскохозяйственной продукции России

 

Некоторые эксперты прогнозируют по результатам присоединения к ВТО более тесное сотрудничество России с так называемой Кернской группой, объединяющей крупнейших экспортеров продовольствия (Австралию, Канаду, Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию и др.). Россия имеет все основания, чтобы на этом направлении активно позиционировать себя.

 

 

 

Рисунок 2. Производство и экспорт зерна в России, 1995-2011 гг., млн. тонн 10

Источник: [23]

Рисунок 2 показывает, в частности, рост экспорта пшеницы из Российской Федерации. Соответственно, дальнейшее облегчение доступа на рынки будут способствовать усилению позиций российских производителей. В текущем сельскохозяйственном году поставки российского зерна на мировой рынок прогнозируются на уровне 25 млн. тонн. По некоторым предварительным прогнозам, членство в ВТО позволит России в следующем году увеличить экспорт на 15-17%11.

 

1.5Последствия либерализации в сельском хозяйстве для национальных производителей мясопродуктов.

 

Важным достижением России в ходе переговоров является сохранение в прежнем объеме квот на мясо птицы и говядину. Контролировать импорт птицы и говядины Россия будет бессрочно, импорт свинины – до 2020 года. В соответствии с договоренностями по вступлению в ВТО устанавливается следующий размер пошлин: для говядины – 15% внутри квоты и 55% сверх квоты. После отмены квоты будет плоский тариф − 27,5%. Для мяса птицы – 25% внутри квоты и 80% сверх квоты. После отмены квоты будет единая ставка таможенного тарифа − 37,5%. Пошлины на свинину внутри квоты будут сокращаться с 15% до 0 в течение переходного периода. Вне квоты пошлины будут снижаться с 75% до 65%. С 2020 года, после отмены квоты, будет применяться единая таможенная пошлина в размере 25%. На ввоз мясопродуктов (свиного шпика, субпродуктов и пр.) пошлина снижается с 25% до 15%. Особо стоит отметить, что произойдет резкое снижение уровня пошлин на живых свиней, ввозимых в Россию, с момента присоединения к ВТО: с 40% до 5% (в 8 раз).

 Последствия вступления  в ВТО для производителей мяса  и мясопродуктов весьма неоднозначны. Весьма благоприятная ситуация  складывается на рынке птицы, поскольку он имеет хорошую  защиту и доля импорта может  составить не более 10%. В создавшихся  условиях окажется под угрозой, по мнению большинства экспертов, дальнейшее развитие наиболее  быстрорастущей сейчас отрасли  – свиноводства. Участники рынка  прогнозируют, что со снижением  пошлины на ввоз живых свиней  в Россию немедленно поставят  на убой рекордное количество животных - более 1 млн. голов. В результате объем свинины вкупе с поставляемыми субпродуктами может составить 1 млн. тонн12.

 Складывается ситуация, при которой в целом объемы  импорта мясных продуктов сохраняются  в прежнем объеме (в 2010-11 годах), но  по значительно более низким  ценам. Возврат размера таможенной  пошлины на свиные субпродукты  с 25 % к 15 %, о котором упоминалось  выше, еще одно 

неблагоприятное для отрасли условие. В настоящее время по этим товарным позициям в страну ввозится около 500 тыс. т, и этот объем уже сопоставим с объемом ввоза квотной свинины. Увеличение объема производства собственной свинины означает также и увеличение объема производства собственного шпика, что приведет к затовариванию рынка и может обернуться убытками для отрасли13.

 Серьезными негативными  последствиями может обернуться  доступ на российский рынок  так называемой «высококачественной» (мраморной) говядины14. Раньше она ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Теперь «высококачественная» говядина не

подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины в 15%. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины. Можно прогнозировать, что это решение распространится и на другие страны. Недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом «высококачественной» говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг 15по демпинговым ценам.

 Подводя итоги, можно  сказать определенно, что если  сравнивать масштабы государственной  поддержки производства мяса  в России и за рубежом, то  условия присоединения к ВТО  сопряжены с серьезными угрозами  для российских производителей  этой продукции. Так же очевидно, что сложнее 

всего адаптироваться к новым условиям будет мелким и средним предприятиям. Крупные агрохолдинги, модернизированные предприятия имеют в этом отношении больше возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 Анализ состояния АПК после вхождения в ВТО.

2.1 Анализ сельского хозяйства  Бурятии в период с 2011-2013г.

 

По мнению подавляющего большинства экспертов, прошедший год показал, что России и нам в Бурятии необходимо научиться использовать доступные в рамках ВТО инструменты, так как получить ощутимые выгоды в краткосрочном периоде невозможно. 

Переходный период вхождения России в ВТО составляет семь лет, для республики необходимо направить усилия для развития внутреннего потребительского рынка. 

Следует отметить, что за сравнительно небольшой отрезок времени вступили в силу многие механизмы: частично, в соответствии с графиком договоренностей, изменились ставки таможенных пошлин на ряд товаров, как в сторону уменьшения, так и увеличения. Введены и изменены тарифные квоты. Изменилась система государственной поддержки сельского хозяйства.

Слухи о катастрофических последствиях присоединения России к ВТО несколько преувеличены экспертами. Гораздо большее влияние, чем вступление в ВТО на экономику России в прошедшем году оказало нестабильность глобальной экономики и изменение конъюнктуры на мировых рынках.

Российская экономика и товаропроизводители Бурятии в фазе стагнации не находятся. Об этом свидетельствуют данные Таможенной статистики:

Ситуация в России. В целом импорт России за 1 полугодие 2013 г. по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 3,4%. Рост произошел в основном за счет импорта продукции химической промышленности (7,5%) и продовольствия (5,2%).

Из-за снижения ставки таможенных пошлин, на продовольственном рынке России увеличился на 15,5% объем импорта молочной продукции. Замещение натурального молока в России восполнили возросшие объемы импорта молока сухого на 48%, масла сливочного на 12,5%, сыров и творога на 10%.

Возросли импортные поставки фруктов (винограда – на 18%, яблок –на 14%, бананов- на 8%). Несмотря на рост пошлин, увеличились на 17% объемы поставок овощей: капусты, лука и чеснока.

Мясная продукция. В соответствии с договоренностями с ВТО, с 1 сентября в России значительно снижены ввозные пошлины в рамках квот на свинину. Вследствие этого, в конце 2012 года резко вырос объем импорта этого вида мяса.

Однако, по итогам полугодия 2013 года ввоз свинины на российский рынок сократился на 15%. Во-первых, отмечен рост предложений на внутреннем рынке. Во-вторых, Россельхознадзор ввел ряд ограничений на ввоз продукции из стран ЕС и США. По итогам 6 мес. 2013 г. импортировано мяса на 13% меньше, чем в прошлом году, мяса птицы на 6% и рыбы на 5%.

Республика Бурятия. Если говорить о внешней торговле в целом в условиях работы в ВТО, то по итогам прошлого года внешнеторговый оборот впервые превысил миллиард долларов, с ростом на 29% к 2011 году, в том числе экспортные поставки достигли 943 млн. долл. за счет увеличения поставок угля.

По предварительным данным Сибирского таможенного управления в январе-июле 2013 года объем импорта к аналогичному периоду прошлого года вырос на 5,2 % и составил 84,6 млн.долл. США. 

Расширилась география импортных операций республики с 24 стран в 2012 году до 40 стран мира в 1 полугодии 2013 года. Крупнейшие страны-импортеры: Украина, Китай, Чехия, Монголия, Финляндия, Италия, Франция.

Максимальную долю в товарной структуре импорта по-прежнему занимает ввоз машиностроительной продукции (72,1%) для проведения модернизации на предприятиях республики. Ввозят авиационные двигатели из Украины и Чехии, тракторы, посудомоечные машины, моторные транспортные средства.

Выросли поставки в январе-июле продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на общую сумму 18,7 млн.долл. Вместе с тем, доля продовольственных товаров в общем объеме импорта, снизилась с 21% в 2012 г. до 18% в 2013 г. Это связано с положительной динамикой развития АПК республики, за 1 полугодие объем продукции сельского хозяйства по предварительной оценке составил 2,4 млрд.руб. или 105,5% к аналогичному уровню прошлого года.

В 2012 году, по эпизоотическим причинам, в республику не поступали мясо и корма. С начала года возобновились поставки мяса конины из Монголии в объеме 120 тн. для промышленной переработки (410 тыс.долл.). В первом полугодии, в республику в объеме 12,3 тыс. тн. ввезено кормовое зерно и отруби. 

Импортное мясо из других стран мира (Бразилия, Уругвай, Аргентина) поставляется на рынок республики сетевыми оптовиками по внутренним поставкам из г. Москвы, Иркутской, Свердловской, Новгородской, Новосибирской и Белгородской областей.

По данным Россельхознадзора, общий объем мяса, поступившего в республику (импортного и российского) составил около 12 тыс.тн., из которого 90% составляет импортное мясо.

В то же время, по сравнению с прошлым годом, по всем видам мяса, за исключением мяса птицы (из-за сокращения поголовья птицы на 4,3 тыс. голов в связи с изменением структуры стада, ориентированного на увеличение доли кур-несушек) наблюдается снижение импорта в 2013 г. по сравнению с 2012 г. : свинины с 3,24 тыс.тн до 2,28 тыс.тн., говядины с 4,23 тыс.тн. до 2,64. 

Отмечается незначительный рост на 3,7% (в физическом измерении) поставок овощей из Китая и Монголии. При этом, сократился объем поставок из Китая овощей: лука на 42%, томатов на 9%, огурцов на 7%. Сократился импорт китайских яблок и груш на 1%, цитрусовых на 29%.

Впервые, на рынок республики ввезены яблоки из Польши, а также незначительные объемы маргарина, шоколада, мучных кондитерских изделий, сухофруктов, пива, вина поступили из Латвии.

Ожидания потребителя, что после вступления России в ВТО, импорт товаров значительно увеличится, а цены снизятся, пока не оправдались. Это в большей степени связано с ослаблением курса рубля. В 2012 году средний уровень тарифов был снижен на полтора процентных пункта, но и ослабление рубля составило 10%. В текущем году повторяется та же самая ситуация. В связи с этими явлениями серьезного снижения цен от присоединения страны к ВТО не произошло. 

Мониторинг среднеконтрактных цен на продовольственные товары за 1 полугодие 2013 г. показал, что значительно снизились цены на замороженные фрукты (-71,3%) и овощи (44%). Незначительно снизились цены на импортный чай (-2,2%), салат (-0,1%) и киви (-0,03%).

На рост цен ряда товаров повлияла неравновесная ситуация на продовольственном рынке. Предложения китайских импортеров не оправдали спрос жителей Бурятии. Так, снижение объемов поставок на 42% лука и чеснока из Китая, привел к росту цен на 8,4%. 

Такая же ситуация наблюдается по импорту абрикосов, вишни и черешни, персиков (включая нектарины) и слив. При падении физического объема на 65% цены выросли на 1,4%. Выросли цены на ячмень на 26% до уровня 0,17 долл. за кг. По остальным позициям продовольствия отмечается сохранение среднеконтрактных цен. Основной фактор, повлиявший на цены фруктовой корзины - неразвитая сеть оптовой торговли в республике. 

Информация о работе Последствия вхождения в ВТО для экономики региона