Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:22, курсовая работа
Краткое описание
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.1 ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.
снижением до $4,4млрд в 2018 году.
Эти средства могут быть направлены, например,
на компенсацию государством части затрат
производителей сельскохозяйственной
продукции на горюче-смазочные материалы,
поддержание высоких закупочных цен а
также низких ставок «аграрных» кредитов
и т.д.
Фактически получается,
что обязательства России по
связыванию объема АМС на уровне
$4,4 млрд. соответствуют уровню базового
периода 2006-2008 годов. При этом, непосредственно
после присоединения государство
имеет возможность увеличивать
уровень поддержки. Такой, в известной
мере нестандартный подход,
был увязан членами ВТО с тем, что Россия
предоставляет гарантии сохранения в
течение переходного периода сложившегося
соотношения различных видов поддержки.
В частности, доля продуктово-специфической
поддержки (т.е. с привязкой к определенному
товару) в отношении к продуктово-неспецифической
поддержки не будет превышать 30%7. При этом, как утверждают специалисты,
концентрация поддержки у нас никогда
не превышала 15–16%. Данный уровень в целом
соответствует среднему показателю такого
соотношения, заложенному и в проекте
госпрограммы «Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 годы».
Следует отметить, что
для определения максимального
уровня поддержки в $9 млрд. за
основу расчетов российской стороной
были взяты показатели 1993-1995 гг. Именно
на этот период пришлось значительное
списание долгов производителей
сельскохозяйственной продукции, предпринятое
в канун выборов 1996 года, которое
было зачтено в суммарную величину
поддержки. Дмитрий Рылько, директор
Института конъюнктуры аграрного
рынка, замечает, что единственный
риск, возникающий при достигнутых
по объемам поддержки соглашениях,
обусловлен лишь возможными бюджетными
ограничениями8. Иными словами, вопрос в том,
сможет ли государство в ближайшие годы
поднять до оговоренного уровня поддержки
финансирование мероприятий «янтарной»
корзины.
Вступление в ВТО
будет способствовать изменению
структуры господдержки российского
сельского хозяйства. Значительные
возможности открывает «зеленый
ящик» мер поддержки, поскольку
в ВТО их величина не оговаривается.
Инструменты такой поддержки
можно активно и очень гибко
использовать: применять субсидии
на обработку земли, покупку семян,
строительство новых объектов, установку
энергоэффективного оборудования, развивать
логистику а так же производственную и
социальную инфраструктуру на селе. Такие
меры являются стимулом для повышения
эффективности производства в сельском
хозяйстве, дают возможность работать
на долгосрочную перспективу, в то время
как прямые дотации просто поддерживают
хозяйства на плаву и применяются как
экстренные меры. Преобразование структуры
господдержки российского сельского хозяйства
позволит отказаться от губительной практики
субсидирования процентов по кредитам,
предотвратит возможность брать кредиты
под фиктивные бизнес-планы, даст импульс
для развития производства9.
1.4 Перспективы экспорта сельскохозяйственной
продукции России
Некоторые эксперты прогнозируют
по результатам присоединения к ВТО более
тесное сотрудничество России с так называемой
Кернской группой, объединяющей крупнейших
экспортеров продовольствия (Австралию,
Канаду, Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию
и др.). Россия имеет все основания, чтобы
на этом направлении активно позиционировать
себя.
Рисунок 2. Производство и экспорт
зерна в России, 1995-2011 гг., млн. тонн 10
Источник: [23]
Рисунок 2 показывает, в частности,
рост экспорта пшеницы из Российской Федерации.
Соответственно, дальнейшее облегчение
доступа на рынки будут способствовать
усилению позиций российских производителей.
В текущем сельскохозяйственном году
поставки российского зерна на мировой
рынок прогнозируются на уровне 25 млн.
тонн. По некоторым предварительным прогнозам,
членство в ВТО позволит России в следующем
году увеличить экспорт на 15-17%11.
1.5Последствия либерализации
в сельском хозяйстве для национальных
производителей мясопродуктов.
Важным достижением России
в ходе переговоров является сохранение
в прежнем объеме квот на мясо птицы и
говядину. Контролировать импорт птицы
и говядины Россия будет бессрочно, импорт
свинины – до 2020 года. В соответствии с
договоренностями по вступлению в ВТО
устанавливается следующий размер пошлин:
для говядины – 15% внутри квоты и 55% сверх
квоты. После отмены квоты будет плоский
тариф − 27,5%. Для мяса птицы – 25% внутри
квоты и 80% сверх квоты. После отмены квоты
будет единая ставка таможенного тарифа
− 37,5%. Пошлины на свинину внутри квоты
будут сокращаться с 15% до 0 в течение переходного
периода. Вне квоты пошлины будут снижаться
с 75% до 65%. С 2020 года, после отмены квоты,
будет применяться единая таможенная
пошлина в размере 25%. На ввоз мясопродуктов
(свиного шпика, субпродуктов и пр.) пошлина
снижается с 25% до 15%. Особо стоит отметить,
что произойдет резкое снижение уровня
пошлин на живых свиней, ввозимых в Россию,
с момента присоединения к ВТО: с 40% до
5% (в 8 раз).
Последствия вступления
в ВТО для производителей мяса
и мясопродуктов весьма неоднозначны.
Весьма благоприятная ситуация
складывается на рынке птицы,
поскольку он имеет хорошую
защиту и доля импорта может
составить не более 10%. В создавшихся
условиях окажется под угрозой,
по мнению большинства экспертов,
дальнейшее развитие наиболее
быстрорастущей сейчас отрасли
– свиноводства. Участники рынка
прогнозируют, что со снижением
пошлины на ввоз живых свиней
в Россию немедленно поставят
на убой рекордное количество животных
- более 1 млн. голов. В результате объем
свинины вкупе с поставляемыми субпродуктами
может составить 1 млн. тонн12.
Складывается ситуация,
при которой в целом объемы
импорта мясных продуктов сохраняются
в прежнем объеме (в 2010-11 годах), но
по значительно более низким
ценам. Возврат размера таможенной
пошлины на свиные субпродукты
с 25 % к 15 %, о котором упоминалось
выше, еще одно
неблагоприятное для отрасли
условие. В настоящее время по этим товарным
позициям в страну ввозится около 500 тыс.
т, и этот объем уже сопоставим с объемом
ввоза квотной свинины. Увеличение объема
производства собственной свинины означает
также и увеличение объема производства
собственного шпика, что приведет к затовариванию
рынка и может обернуться убытками для
отрасли13.
Серьезными негативными
последствиями может обернуться
доступ на российский рынок
так называемой «высококачественной»
(мраморной) говядины14. Раньше она ввозилась сверх
квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной
пошлиной. Теперь «высококачественная»
говядина не
подпадает под режим тарифных
квот и ввозится по ставке ввозной пошлины
в 15%. Несколько лет назад минимальную
цену на такую говядину подняли с 3 до 8
евро/кг, что стало большой победой отраслевого
бизнеса. Теперь же не разрешено применять
эту меру для говядины из США, Канады и
Аргентины. Можно прогнозировать, что
это решение распространится и на другие
страны. Недобросовестные экспортеры
будут иметь возможность ввозить в Россию
под видом «высококачественной» говядины
сверх квоты обычные говяжьи отруба и
даже тримминг 15по демпинговым ценам.
Подводя итоги, можно
сказать определенно, что если
сравнивать масштабы государственной
поддержки производства мяса
в России и за рубежом, то
условия присоединения к ВТО
сопряжены с серьезными угрозами
для российских производителей
этой продукции. Так же очевидно,
что сложнее
всего адаптироваться к новым
условиям будет мелким и средним предприятиям.
Крупные агрохолдинги, модернизированные
предприятия имеют в этом отношении больше
возможностей.
2 Анализ состояния АПК после
вхождения в ВТО.
2.1 Анализ сельского хозяйства
Бурятии в период с 2011-2013г.
По мнению подавляющего большинства
экспертов, прошедший год показал, что
России и нам в Бурятии необходимо научиться
использовать доступные в рамках ВТО инструменты,
так как получить ощутимые выгоды в краткосрочном
периоде невозможно.
Переходный период вхождения
России в ВТО составляет семь лет, для
республики необходимо направить усилия
для развития внутреннего потребительского
рынка.
Следует отметить, что за сравнительно
небольшой отрезок времени вступили в
силу многие механизмы: частично, в соответствии
с графиком договоренностей, изменились
ставки таможенных пошлин на ряд товаров,
как в сторону уменьшения, так и увеличения.
Введены и изменены тарифные квоты. Изменилась
система государственной поддержки сельского
хозяйства.
Слухи о катастрофических последствиях
присоединения России к ВТО несколько
преувеличены экспертами. Гораздо большее
влияние, чем вступление в ВТО на экономику
России в прошедшем году оказало нестабильность
глобальной экономики и изменение конъюнктуры
на мировых рынках.
Российская экономика и товаропроизводители
Бурятии в фазе стагнации не находятся.
Об этом свидетельствуют данные Таможенной
статистики:
Ситуация в России. В целом импорт
России за 1 полугодие 2013 г. по сравнению
с уровнем прошлого года увеличился на
3,4%. Рост произошел в основном за счет
импорта продукции химической промышленности
(7,5%) и продовольствия (5,2%).
Из-за снижения ставки таможенных
пошлин, на продовольственном рынке России
увеличился на 15,5% объем импорта молочной
продукции. Замещение натурального молока
в России восполнили возросшие объемы
импорта молока сухого на 48%, масла сливочного
на 12,5%, сыров и творога на 10%.
Возросли импортные поставки
фруктов (винограда – на 18%, яблок –на
14%, бананов- на 8%). Несмотря на рост пошлин,
увеличились на 17% объемы поставок овощей:
капусты, лука и чеснока.
Мясная продукция. В соответствии
с договоренностями с ВТО, с 1 сентября
в России значительно снижены ввозные
пошлины в рамках квот на свинину. Вследствие
этого, в конце 2012 года резко вырос объем
импорта этого вида мяса.
Однако, по итогам полугодия
2013 года ввоз свинины на российский рынок
сократился на 15%. Во-первых, отмечен рост
предложений на внутреннем рынке. Во-вторых,
Россельхознадзор ввел ряд ограничений
на ввоз продукции из стран ЕС и США. По
итогам 6 мес. 2013 г. импортировано мяса
на 13% меньше, чем в прошлом году, мяса птицы
на 6% и рыбы на 5%.
Республика Бурятия. Если говорить
о внешней торговле в целом в условиях
работы в ВТО, то по итогам прошлого года
внешнеторговый оборот впервые превысил
миллиард долларов, с ростом на 29% к 2011
году, в том числе экспортные поставки
достигли 943 млн. долл. за счет увеличения
поставок угля.
По предварительным данным
Сибирского таможенного управления в
январе-июле 2013 года объем импорта к аналогичному
периоду прошлого года вырос на 5,2 % и составил
84,6 млн.долл. США.
Расширилась география импортных
операций республики с 24 стран в 2012 году
до 40 стран мира в 1 полугодии 2013 года. Крупнейшие
страны-импортеры: Украина, Китай, Чехия,
Монголия, Финляндия, Италия, Франция.
Максимальную долю в товарной
структуре импорта по-прежнему занимает
ввоз машиностроительной продукции (72,1%)
для проведения модернизации на предприятиях
республики. Ввозят авиационные двигатели
из Украины и Чехии, тракторы, посудомоечные
машины, моторные транспортные средства.
Выросли поставки в январе-июле
продовольственных товаров и сельскохозяйственного
сырья на общую сумму 18,7 млн.долл. Вместе
с тем, доля продовольственных товаров
в общем объеме импорта, снизилась с 21%
в 2012 г. до 18% в 2013 г. Это связано с положительной
динамикой развития АПК республики, за
1 полугодие объем продукции сельского
хозяйства по предварительной оценке
составил 2,4 млрд.руб. или 105,5% к аналогичному
уровню прошлого года.
В 2012 году, по эпизоотическим
причинам, в республику не поступали мясо
и корма. С начала года возобновились поставки
мяса конины из Монголии в объеме 120 тн.
для промышленной переработки (410 тыс.долл.).
В первом полугодии, в республику в объеме
12,3 тыс. тн. ввезено кормовое зерно и отруби.
Импортное мясо из других стран
мира (Бразилия, Уругвай, Аргентина) поставляется
на рынок республики сетевыми оптовиками
по внутренним поставкам из г. Москвы,
Иркутской, Свердловской, Новгородской,
Новосибирской и Белгородской областей.
По данным Россельхознадзора,
общий объем мяса, поступившего в республику
(импортного и российского) составил около
12 тыс.тн., из которого 90% составляет импортное
мясо.
В то же время, по сравнению
с прошлым годом, по всем видам мяса, за
исключением мяса птицы (из-за сокращения
поголовья птицы на 4,3 тыс. голов в связи
с изменением структуры стада, ориентированного
на увеличение доли кур-несушек) наблюдается
снижение импорта в 2013 г. по сравнению
с 2012 г. : свинины с 3,24 тыс.тн до 2,28 тыс.тн.,
говядины с 4,23 тыс.тн. до 2,64.
Отмечается незначительный
рост на 3,7% (в физическом измерении) поставок
овощей из Китая и Монголии. При этом, сократился
объем поставок из Китая овощей: лука на
42%, томатов на 9%, огурцов на 7%. Сократился
импорт китайских яблок и груш на 1%, цитрусовых
на 29%.
Впервые, на рынок республики
ввезены яблоки из Польши, а также незначительные
объемы маргарина, шоколада, мучных кондитерских
изделий, сухофруктов, пива, вина поступили
из Латвии.
Ожидания потребителя, что после
вступления России в ВТО, импорт товаров
значительно увеличится, а цены снизятся,
пока не оправдались. Это в большей степени
связано с ослаблением курса рубля. В 2012
году средний уровень тарифов был снижен
на полтора процентных пункта, но и ослабление
рубля составило 10%. В текущем году повторяется
та же самая ситуация. В связи с этими явлениями
серьезного снижения цен от присоединения
страны к ВТО не произошло.
Мониторинг среднеконтрактных
цен на продовольственные товары за 1 полугодие
2013 г. показал, что значительно снизились
цены на замороженные фрукты (-71,3%) и овощи
(44%). Незначительно снизились цены на импортный
чай (-2,2%), салат (-0,1%) и киви (-0,03%).
На рост цен ряда товаров повлияла
неравновесная ситуация на продовольственном
рынке. Предложения китайских импортеров
не оправдали спрос жителей Бурятии. Так,
снижение объемов поставок на 42% лука и
чеснока из Китая, привел к росту цен на
8,4%.
Такая же ситуация наблюдается
по импорту абрикосов, вишни и черешни,
персиков (включая нектарины) и слив. При
падении физического объема на 65% цены
выросли на 1,4%. Выросли цены на ячмень
на 26% до уровня 0,17 долл. за кг. По остальным
позициям продовольствия отмечается сохранение
среднеконтрактных цен. Основной фактор,
повлиявший на цены фруктовой корзины
- неразвитая сеть оптовой торговли в республике.