Последствия вхождения в ВТО для экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.1 ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Последствия вхождения в ВТО для экономики региона.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

Как показывает анализ динамики предыдущих лет, цены на овощную продукцию (картофель, капуста, лук, морковь) зависят от возросшего спроса населения и низкого предложения сельхозтоваропроизводителей Бурятии, и ежегодно увеличивают инфляцию на 0,3-0,5 п.п. (при средней инфляции 6-7%).

Слабо развита сеть овощехранилищ. Основной фактор, повлиявший на цены овощной корзины - неразвитая сеть оптовой торговли в республике. 

Основными партнерами Бурятии по импорту овощей и фруктов по-прежнему остаются Китай, мяса - Монголия.

Из непродовольственных товаров увеличились поставки изделий из Китая (комплекты постельного белья и прочий домашний текстиль) и чулочно-носочных изделий, при этом снижения пошлин на эти товары не отмечалось. Это индикатор свободного доступа импорта, в том числе и межрегиональных поставок, на рынок текстильно-швейного производства, хотя за полугодие 2013 г. предприятия текстильно-швейного производства Бурятии увеличили объемы производства до 114%.

Экспорт. По итогам первого полугодия т.г. экспорт вырос в 3,8 раза (585,9 млн. долларов США) к уровню прошлого года, за счет поставок угля и вертолетов. В товарной структуре экспорта из Республики Бурятия в январе-июне 2013 года продолжали преобладать топливно-энергетические товары (63,1%), машиностроительная продукция (27,2%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (6,9%). 

С начала года в основном вывозились каменный уголь, летательные аппараты и запасные части к ним, пиломатериалы, круглые лесоматериалы, драгоценные и полудрагоценные камни, вольфрамовый концентрат, а также продовольственные товары. 

Доля экспорта «Древесины и целлюлозно-бумажных изделий» в общем объеме экспортных поставок Республики Бурятия составила 7% (40,2 млн.долл.США) с небольшим ростом стоимостных объемов на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

С учетом введения с сентября прошлого года тарифных квот на вывоз круглого леса продолжается снижение его экспорта (на 40% к уровню прошлого года в физическом измерении). При этом экспорт пиломатериалов стабильно, с хорошей ежемесячной динамикой, растет (на 7% к уровню прошлого года в физическом измерении).

Год работы в ВТО показал, что критические ситуации имеются в отдельных секторах сельского хозяйства России и для успешной конкуренции российских сельхозпроизводителей в условиях Всемирной торговой организации Минсельхоз РФ усилит помощь производителям риса, свинины, мяса птицы, яиц и молока. Об этом было заявлено министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым.

В целях минимизации негативных последствий для экономики Республики Бурятия в условиях вступления России в ВТО, Правительством Республики Бурятия реализуется План мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы Республики Бурятия к условиям членства РФ во Всемирной торговой организации.

С учетом требований Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в республике разработаны и утверждены постановлением Правительства РБ от 5 апреля 2013 г. № 178 порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса. 

Введено новое мероприятие - «субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства», которое заменило компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, и трансформировалось в поддержку на гектар посевной площади.

Предусмотрены субсидии на литр реализованного товарного молока, при условии поставки на перерабатывающие предприятия сырья не ниже первого сорта. 

На фоне сокращения прямого субсидирования затрат на производство сельхозпродукции, увеличивается объем государственной поддержки региональных экономически значимых программ. 

Минсельхозпродом Республики Бурятии были разработаны и представлены на федеральный уровень 12 региональных экономических значимых программ, каждая из которых направлена на обеспечение республики определенным видом сельхозпродукции. Девять программ прошли конкурсный отбор и приняты к софинансированию из федерального бюджета:

1) «Развитие птицеводства  в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы»,

2) «Развитие потребительской  кооперации и логистических центров в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы»,

3) «Развитие переработки  и сбыта продукции животноводства  в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы»,

4) «Развитие производства  и товаропроводящей инфраструктуры  системы социального питания  и продовольственной помощи уязвимым  слоям населения в Республике  Бурятия на 2013 - 2017 годы»,

5) «Производство картофеля  в Республике Бурятия на 2013 – 2015 годы»,

6) «Развитие мясного скотоводства  на 2013-2015 годы»,

7) «Развитие молочного  скотоводства и увеличение производства  молока на 2012-2014 годы»,

8) «Развитие мелиорации  земель в Республике Бурятия  на 2012-2014 годы»,

9) «Развитие овцеводства  в Республике Бурятия на 2013-2015 годы». 

В 2013 году на реализацию мероприятий РЦП «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено финансирование из двух уровней бюджета около 520 млн. рублей.

По состоянию на 01.07.2013г. по действующим республиканским программам из двух уровней бюджета перечислена государственная поддержка в общей сумме 334,6 млн. руб., в т.ч. РБ – 119,7 млн. руб., ФБ – 214,9 млн. руб.

В целях создания «равномерно-пространственной», учитывающей особенности Республики Бурятия и Сибири в целом, системы расселения в регионе реализуется Республиканская целевая программа «Развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012 – 2015 годы», которая предусматривает комплекс мер на основе адресности государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, ведущим деятельность в малых селах в размере 50% от затрат по шести направлениям.

В 2013 год распоряжениями Правительства России от 18.03.2013 г. №374-р, №375-р доведен лимит средств федерального бюджета:

- семейные животноводческие  фермы ФБ – 17,806 млн.руб., республиканский  бюджет – 8,0 млн.руб., итого 25,806 млн.руб. 

- поддержка начинающих  фермеров ФБ -41,083 млн.руб., республиканский  бюджет – 10,500 млн.руб., итого 51,583 млн.руб. 16

Из 168 заявлений на участие в подпрограмме, победителями признаны 44 главы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств и 4 семейные животноводческие фермы на базе К(Ф)Х.

Помимо этого, прорабатывается вопрос дополнительного финансирования в связи с отнесением Республики Бурятия к неблагоприятным регионам для ведения сельского хозяйства. Это- дополнительное преимущество для Бурятии. Признав территории неблагоприятными, можно затрачивать средства на их развитие, так как ВТО не закрепляет положения относительно ограничений на неблагоприятное земледелие. 

Обеспечение перехода на инновационный путь развития агропромышленного комплекса на основе технико-технологического перевооружения производства является одной из основных задач стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия.

Предприятия пищевой промышленности республики для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции активно проводят техническое перевооружение производств, привлекая для этого кредитные ресурсы коммерческих банков.

Ежегодные инвестиции в основной капитал составляют до 300 млн. рублей. Предприятиям оказывается содействие в получении финансовой, налоговой и имущественной поддержки. 

Учитывая тот факт, что открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве товаров, по которым есть сравнительные преимущества, необходимо определиться в приоритетах этого направления. На наш взгляд, это должно быть мясомолочное скотоводство и овцеводство, как традиционные отрасли для Бурятии и производство овощей и картофеля, необходимые для обеспечения продуктами питания местного населения и туристического потока.

Республика может полностью себя обеспечить овощной продукцией. Исторически славившиеся выращиванием, когда-то Бичурский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы, могли бы вытеснить на 100% с рынка заграничные поставки лука и чеснока.

В перспективе основной упор будет сделан на эффективно функционирующие организации, реализующие крупные инвестиционные проекты. Уже сейчас в республике реализуется инвестиционные проекты стоимостью более 7 млрд. рублей, за счет которых планируется довести долю сельхозорганизаций в общем объеме продукции до 35%. 

Реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе направлена в первую очередь на полную обеспеченность потребности населения республики в продовольственных товарах местного производства. 

Критических темпов увеличения импортной продукции на рынке Бурятии не наблюдается. Динамика роста объемов импорта сохраняется в рамках ежегодной динамики.

 

2.2 Анализ и способы уменьшения негативных последствий от вхождения в ВТО для регионального производства.

 

Очевидно новая ситуация на рынке, новый передел рынков будет характеризоваться следующими процессами:

1. При вступлении в  ВТО России придется пойти  на смягчение таможенного режима.

2. Ожидаемые действия  зарубежного конкурентного бизнеса  по захвату российского рынка: 

а) попытки работать строго в рамках законодательства;  
б) вывод на рынок новых торговых марок, качественных и доступных; 
в) увеличение рекламы, в том числе имиджевой;  
г) более лояльное отношение к штату сотрудников, включая нанимаемых из числа россиян;

3.Усиление конкуренции, выход качественных товаров, продвижение зарубежных торговых марок повлечет: 

а) заметное падение российского производства в наиболее уязвимых отраслях, вплоть до банкротств, в первое время – 1-3 года на фоне растущего импорта; 
б) повышение роли маркетинга в деятельности компаний; 
в) рост рекламного давления на потребителей, и как следствие – рост цен на рекламу, объемов продаж рекламы;

4.Жизнеспособные предприятия будут вынуждены срочно повышать конкурентоспособность производимой продукции, вкладывать значительные средства в развитие и маркетинг. Это включает в себя комплекс следующих мер: 

а) антикризисные меры – наиболее свойственны для предприятий с неэффективным менеджментом, бывшие советские предприятия, которые сумели выжить в ходе рыночных реформ – применяются по мере возникновения проблем со сбытом: сокращение производства, увольнения сотрудников, снижение цен на продукцию;

б) стратегические меры – наиболее свойственны для предприятий с эффективным менеджментом, применяются заблаговременно: снижение себестоимости – перевод производства на новые технологии и переоборудование, направленное на повышение производительности и эффективности работы оборудования, оптимизация бизнес-процессов с целью повышения производительности, уменьшение энергопотребления – переход на энергосберегающие технологии, повышение качества, контроль качества (TQM), сертификация по ISO, удовлетворение спроса – повышение роли маркетинга в деятельности компании, повышение удовлетворенности клиентов, борьба за лояльность клиентов, активное создание сильных торговых марок, продвижение брендов, инвестиции в продвижение и рекламу.

В настоящее время российские предприятия значительно отстают от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не могут конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с зарубежными кампаниями в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Поэтому в ближайшее время использование современных управленческих технологий станет "билетом в завтрашний день". Отказываться сегодня от них так же неразумно, как, скажем, отказаться от компьютеров. После внедрения современных управленческих технологий существенно повышается прибыльность и прозрачность предприятия, что значительно увеличивает его шансы на привлечение инвестиционных ресурсов, которые могут быть направлены на модернизацию производства и расширение бизнеса.

Чем государство может реально помочь Бурятии кроме переговоров с ВТО о размерах пошлин и внутренних ценах на энергоносители?

Государство должно определить приоритетные отрасли и защитить их от дешевого импорта. Например: проинвестировать качественный рывок в наименее конкурентоспособных и уязвимых отраслях, таких как сельское хозяйство, имеющих наименьшие шансы на выживание после вступления в ВТО, проводить компанию «Покупайте Бурятское» для поднятия имиджа бурятского производства. Необходимо стимулировать в Бурятской экономике увеличение расходов на маркетинг и интеллектуальный потенциал (управленческие технологии, ноу-хау и т.д.) – образовательные программы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения длительных переговоров и урегулирования разногласий из членства во Всемирной торговой организации Россия может извлечь ряд преимуществ. 

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.  
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий. 

Информация о работе Последствия вхождения в ВТО для экономики региона