Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:30, курсовая работа
Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью выявления и поиска путей решения проблем, создаваемых трансформационными изменениями мировой социально-экономической системы, детерминирующих дальнейшее развитие экономики России.
Целью данной работы выступает развитие и реализация теории постиндустриальной экономики, как интегральной методологической концепции, описывающей трансформации современной социально-экономической системы.
Введение 3
Глава 1. Постиндустриализация 5
1.1 Сущность 5
1.2 Проблемы 5
1.3 Воздействие на мировое хозяйство 5
Глава 2. НТР 13
2.1 НТР и её характерные черты 13
2.2 Воздействие НТР на мировое хозяйство 18
2.3 Чертежи и фотографии 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ
Инженерно-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика»
Тема: постиндустриализация и возростающая роль НТР в мировой экономике
Исполнитель: студентка гр.6471
Габдрахманова А.Ф.
Руководитель: Бакеева Й.Р.
Казань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Постиндустриализация 5
1.1 Сущность 5
1.2 Проблемы 5
1.3 Воздействие на мировое хозяйство 5
Глава 2. НТР 13
2.1 НТР и её характерные черты 13
2.2 Воздействие НТР на мировое хозяйство 18
2.3 Чертежи и фотографии 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
XX век стал началом новой, так называемой постиндустриальной, информационной или постэкономической эпохи, среди отличительных черт которой - быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общественного богатства и занятости, удовлетворение основных потребностей большинства жителей развитых стран Запада благодаря достигнутому производственному потенциалу, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой -человек с его стремлением к самосовершенствованию.
В этой ситуации
на первый план научных
Таким образом,
актуальность темы настоящей
работы обусловлена
Целью данной
работы выступает развитие и
реализация теории
1.1 СУЩНОСТЬ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Начавшаяся в середине XX в. в развитых странах постиндустриализация набирает силу и, вероятно, будет оставаться главной тенденцией в мировой экономике начала XX! в., распространяясь на все страны. Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70-80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.
Причем быстрый рост этого сектора происходит прежде всего за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются научными и социально-культурными отраслями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. — около 1/5). Общим для данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний и обслуживание людей, чем на обслуживание отраслей материального производства. Крупными отраслями сферы услуг остаются и те, что традиционно ориентировались преимущественно на обслуживание людей — это торговля и общественное питание, государственное управление (включая «силовые» ведомства).
В доиндустриальном (традиционном) обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала.
В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Экономические отношения во многом определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физически здоровой рабочей силе). Интеллектуальное развитие общества становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а сама эта жизнь во многом определяется постоянными нововведениями (инновациями). Повышенное внимание к знаниям, информации приводит к тому, что постиндустриальное общество часто называют информационным.
Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:
1. Изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов экономики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это прежде всего рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% от всех занятых в отрасли). Увеличивается и доля их продукции в мировой торговле;
2. Рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько процентов, в развитых — десятки процентов (в Японии — 30%, Германии — 36%). В некоторых бывших советских республиках этот показатель доходит до 42—46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США — более 80%). В результате население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним образованием;
3. Новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных чужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе — демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу от своих главных и все более дорогих экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издержках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демократией. Она основана на идее соучастия каждого работника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового коллектива в руководящих органах компании, регулярное распространение в трудовом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений компании;
4. Повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на природные ресурсы, а прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является постепенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается (см. 14.5);
5. Гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в материальной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов — знания и особенно человека. Основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли. Так, если в нашей стране в годы довоенных пятилеток в эти отрасли направлялось около 30% всех капиталовложений, то в 60-е гг. — более 1/3 и в 90-е гг. — около 40%. Образно говоря, главными становятся вложения в человеческий, а не в основной и оборотный капитал;
6. Информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и применение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию современных средств связи, электроники современное потребление информации облегчается, становясь доступным рядовым потребителям. Общество становится все более насыщенным знаниями и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;
7. Ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уровень доходов значительной части общества ведут к быстрому обновлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразованный зажиточный покупатель требует все более приспособленной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы — знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России — пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, достигающая в российском импорте около 20 млрд долл. в год и во многом обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными и мелкими предпринимателями;
8. Глобализация. Современные средства транспорта и связи делают любую страну потенциально более доступной для иностранных товаров и услуг и факторов производства (экономических ресурсов). Хотя на большей части земного шара и сохраняются существенные барьеры на пути движения иностранной продукции, иностранного капитала, рабочей силы, знаний и предпринимательства, в конце XX в. они ниже, чем в середине века (правда, в начале века они также были невысоки). Продолжающееся углубление международного разделения труда увеличивает потребности почти всех стран в вывозе и ввозе продукции (товаров и услуг) и факторов производства. В результате для заметного числа компаний мир стал единым рынком, для многих фирм им стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и факторов производства стал не эпизодической, а систематической операцией. Национальные экономики все теснее переплетаются (прежде всего на региональном уровне) и мировое хозяйство становится все более единым комплексом. В этом заключается экономическая суть глобализации, не говоря о ее политических и социокультурных аспектах.
1.2 ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Несмотря на то, что переход от индустриального к постиндстриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее, порождает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление структурной и квалификационной безработицы, порожденное падающим или стагнирующим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и материалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большинстве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и образованием, и той частью, которая малоквалифицированна.
В России переход к постиндустриальному обществу осложняется экономическим кризисом, который привел не только к чрезмерному сокращению производства во многих отраслях первичного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отраслей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некоторым показателям не продвигается вперед к постиндустриальному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показателям (образование, компьютеризация) продвижение вперед продолжается.
Главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Л.М.Григорьев и специалист Экономической экспертной группы А.К.Морозикна о проблемах БРИКС – стран , находящихся на этапах развития от индутсриализации до ранней постиндустриализации: « Для всех них характерно огромное социальное и региональное неравенство и нахождение в ловушке среднего уровня развития. Их общая цель – относительно быстрый прорыв к устойчивому и более высокому социально-экономическому уровню.
Информация о работе Постиндустриализация и возрастающая роль НТР в мировой экономике