Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов потребительских обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследования социально-экономической сущности потребительского общества, его правомочия и функции.
Задачи изучения дисциплины: «Теория и история потребительской кооперации»:
1. изучение и свободное оперирование понятиями теории потребительской кооперации;
2. формирование знаний и умений по вопросам происхождения, сущности правовых, организационных, экономических и социальных основ потребительской кооперации;

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительская кооперация.docx

— 138.92 Кб (Скачать файл)




Продолжение таблицы 1

Продолжение таблицы 1

Кабардино-Балкарский

9

 

1

 

-

 

-

5

15

 

-

Калмыцкий

 

1

 

-

-

-

2

2

13

16

 

-

Карачаево-Черкесский

 

6

 

-

 

-

 

8

2

16

 

3

Краснодарский

93

 

8

2

2

29

18

150

18

Курский

27

 

-

 

-

5

-

32

-

Липецкий

8

 

-

 

-

6

9

23

1

Орловский

1

 

-

 

-

61

22

84

1

Ростовский

22

 

4

 

-

7

36

69

2

Северо-Осетинский

1

 

2

 

-

-

9

12

-

Ставропольский

89

 

3

 

-

4

7

103

10

Тамбовский

22

 

1

 

-

-

11

34

4




 

 

- со 100% уставным капиталом потребительской кооперации - 680 единиц;

- с уставными капиталом потребительской кооперации от 51 до 100% - 141 единица;

- с уставным капиталом потребительской кооперации менее 50% - 465 единиц.

Таким образом, система потребительской кооперации представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из потребительских обществ и их союзов. Организационное построение системы потребительской кооперации постоянно совершенствуется.

Следует отметить, что потребительские общества не всех субъектов России входят в систему Центросоюза. В тоже время система потребительской кооперации Центросоюз - крупная система, членами которой являются более 3 тысяч потребительских обществ.

Таким образом, потребительская кооперация- это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения потребностей своих членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правомочия потребительского общества

 

Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

(в ред. Федеральных законов  от 11.07.1997 №97-ФЗ, от 28.04.2000 №54-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организацией торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупа у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно- технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализаций через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

(абзац введен Федеральным  законом от 28.04.2000 № 54-ФЗ)

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», статье 5-ой изложены следующие правомочия потребительского общества:

Статья 5. Правомочия потребительского общества

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:

 заниматься деятельность, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

 иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

 участвовать в хозяйственных обществах,  кооперативах,  быть вкладчиком в товариществах на вере;

создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;

распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества;

осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пайщики - члены потребительского общества. Права и обязанности пайщиков по закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации»

 

Члены потребительского общества называются пайщиками, Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16- летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с законом о потребительской кооперации:

Пайщик - это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный и паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.

И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками: при создании или при вступлении в действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или

юридические лица выступают учредителями потребительского общества, то есть они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации, то есть включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.

При вступлении в действующее потребительское общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении.

В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

Совет потребительского общества обязан в течение 30 дней рассмотреть поступившее заявление и вынести решение.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское общество, получают документ, удостоверяющий их членство - книжку пайщика.

Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Вступительный взнос - денежная сумма, направляемая, в основном, на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

Паевой взнос - имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти).

Однако, право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передаются.

При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества.

Прекращение членства не освобождает гражданина (юридическое лицо) от ответственности по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.

В соответствии с законом о потребительской кооперации пайщики имеют право быть принятыми на работу в потребительское общество в первоочередном порядке по сравнению с гражданами, не являюшимися пайщиками.

По признаку трудового участия в потребительском обществе пайщики делятся на две группы:

- пайщики, работающие в  организациях потребительской кооперации;

- пайщики, не работающие  в организациях потребительской  кооперации.

В соответствии с законом о потребительской кооперации минимальное число пайщиков - учредителей ограничено и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено. В то же время количество рабочих мест ограничено. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе - это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации. Так, в 1999 году в потребительской кооперации общая численность пайщиков составляла около 12 млн., человек, а работников - около 450 тыс. человек. Численность пайщиков за годы реформ значительно изменилась (табл. 2).

Уменьшение численности пайщиков объясняется неблагоприятными объективными и субъективными факторами, влияющими на деятельность потребительских обществ, которые привели к оттоку пайщиков из потребительских обществ.

Таблица 2

Динамика численности пайщиков потребительской кооперации за 1990-2006 годы (тыс. чел.)

 

Наименование потребсоюзов

На

01.01.1991

На  01.01.1998

На  01.01.2000

На 01.01.2006

На 01.01.2007

По системе Центросоюза

22776,4

13753,6

11849,5

7465,4

7025,5

Информация о работе Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов потребительских обществ