Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:54, доклад

Краткое описание

Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства в экономике.
Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

выявляет нарушения  антимонопольного законодательства, принимает  меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

осуществляет  государственный контроль за экономической  концентрацией в сфере использования  земли, недр, водных и других природных  ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

возбуждает и  рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

выдает в случаях, указанных в Законе "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам  обязательные для исполнения предписания;

выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных п. 4 ч. 1 ст. 23 указанного Закона, обязательные для исполнения предписания;

направляет в  федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный  банк РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

привлекает к  ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;

обращается в  арбитражный суд с исками, заявлениями  о нарушении антимонопольного законодательства;

участвует в  рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением  и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

ведет реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих долю на рынке  определенного товара в размере более 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ;

устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о  нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

осуществляет  в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических  лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары.

Новые полномочия антимонопольного органа (ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции"):

выдавать предписания  о продаже определенного объема продукции на товарной бирже и о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже;

обращаться в  арбитражный суд с исками о  признании недействительными актов  законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

ФАС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с федеральными, так и с  региональными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Так, например, в  процессе выявления и пресечения деятельности картелей участвуют антимонопольные  органы, органы внутренних дел и  органы прокуратуры, функции и полномочия которых в этой сфере определены законодательством РФ.

Развитие межведомственного  взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и судебных органов является важным фактором, определяющим эффективность  работы, проводимой антимонопольными органами по противодействию картельной практики.

В последнее  время антимонопольными органами рассматривалось  значительное количество дел, многие из которых приобрели широкий общественный резонанс. Достаточно упомянуть разбирательства  на рынках нефтепродуктов, продуктов  питания, минеральных удобрений, а также в металлургии.

Кроме вышесказанного, на ФАС России возложены функции  государственного контроля за экономической  концентрацией (ст. 27).

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 7 млрд руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов (далее - реестр), имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;

присоединение коммерческой организации (за исключением  финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость  их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр.

Кроме того, слияние  финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации осуществляются только с предварительного согласия ФАС России, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ;

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 Закона "О защите конкуренции", и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

Контролируются  также сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28).

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций  и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются на основании ст. 29 в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

Изменения в  системе контроля экономической  концентрации (гл. 7 Закона "О защите конкуренции"):

увеличены пороги, при наличии которых требуется  предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий: 7 млрд руб. для активов или 10 млрд руб. для оборота компании (ранее было 3 млрд руб. и 6 млрд руб. соответственно);

вводится уведомительный порядок осуществления сделок внутри группы лиц и между лицами, объединяемыми в группу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона. 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 

Законом "О  защите конкуренции" предусмотрена  ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие  организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные  органы исполнительной власти (их должностные  лица), органы исполнительной власти субъектов  РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение  антимонопольного законодательства должностные  лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической  деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление  ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление  доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной  цены товара, необоснованном отказе или  уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Уголовная ответственность  наступает, если эти деяния причинили  крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в  крупном размере (5 млн руб. и более).

Второй антимонопольный  пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ).

В КоАП РФ включена норма, устанавливающая  административную ответственность  государственных и муниципальных  служащих за нарушение антимонопольного законодательства.

Повторное нарушение государственным  или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации  на срок до 3 лет.

Основными целями антимонопольной  политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.


Информация о работе Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности