Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:55, реферат
Краткое описание
Правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний.
Содержание
Введение 3 1 Основные понятия в области охраны труда 4 2 Правовые основы охраны труда 6 2.1 Основные законодательные акты по охране труда 6 2.2 Нормативно-правовые акты охраны труда 9 2.2.1 Порядок разработки инструкций по охране труда 11 Заключение15 Список использованных источников16
В стране применяются как собственные
технические нормативные правовые акты,
так и межгосударственные.
Межгосударственные (региональные)
стандарты применяются в Республике Беларусь,
если их требования не противоречат законодательству
Республики Беларусь и вводятся в действие
в качестве государственных стандартов
в порядке, предусмотренном для государственных
стандартов. Межгосударственные (региональные)
стандарты могут применяться на стадиях
разработки, производства, эксплуатации
(использования), хранения, перевозки,
реализации и утилизации продукции, а
также при оказании услуг. Межгосударственные
(региональные) стандарты могут использоваться
в качестве основы для разработки технических
регламентов, технических кодексов. Если
в техническом регламенте дана ссылка
на межгосударственный (региональный)
стандарт, то требования этого стандарта
становятся обязательными для соблюдения.
Закон «О техническом нормировании
и стандартизации» изменил действовавший
ранее порядок разработки, согласования,
утверждения и государственной регистрации
технических условий. Технические условия
разрабатываются юридическими лицами
или индивидуальными предпринимателями.
Вводятся в действие в сроки, установленные
юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями, их утвердившими. Регистрацию
технических условий осуществляет Комитет
по стандартизации, метрологии и сертификации
при Совете Министров Республики Беларусь
по своему усмотрению.
2.2 Нормативно-правовые
акты охраны труда
Государственные нормативные
требования охраны труда - это правила,
нормы, критерии и процедуры, направленные
на сохранение жизни, здоровья и работоспособности
работников в процессе их трудовой деятельности,
содержащиеся в законодательных и иных
нормативных правовых актах, технических
нормативных правовых актах. Согласно
постановлению Совета Министров Республики
Беларусь от 10 февраля 2003 г. №150 «О государственных
нормативных требованиях по охране труда
в Республике Беларусь» [5] к межотраслевым
нормативным правовым актам по охране
труда относятся: межотраслевые правила
по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции
по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны
труда, другие межотраслевые нормативные
правовые акты.
Право разрабатывать и утверждать
межотраслевые нормативные правовые акты
предоставлено Министерству труда и социальной
защиты или этому министерству совместно
с республиканскими органами государственного
управления, осуществляющими регулирование
и управление в соответствующих отраслях
(сферах деятельности).
К отраслевым нормативным правовым
актам по охране труда относятся: отраслевые
правила по охране труда (ПОТ О), типовые
инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие
отраслевые нормативные правовые акты,
технические нормативные правовые акты.
Разрабатывать и утверждать отраслевые
нормативные правовые акты предоставлено
право республиканским органам государственного
управления, осуществляющим регулирование
и управление в соответствующих отраслях
(сферах деятельности). Предусмотрен следующий
порядок их разработки:
- составление плана работы,
предусматривающего этапы подготовки
проекта правил с указанием
сроков их выполнения;
- подготовка проекта первой
редакции правил, направление его
на рассмотрение заинтересованным
организациям;
- анализ полученных замечаний
и предложений;
- доработка проекта правил;
- согласование в установленном
порядке проекта правил с заинтересованными
республиканскими органами государственного
управления.
Текст правил подразделяется
на пункты, объединенные в главы: «Общие
требования»; «Организация работы по охране
труда»; «Требования к территории, производственным
площадкам (для процессов (работ), выполняемых
вне производственных помещений)»; «Требования
к производственным зданиям, сооружениям,
помещениям»; «Требования к технологическим
процессам (видам работ)»; «Требования
к производственному оборудованию, его
размещению и организации рабочих мест»;
«Требования к исходным материалам, заготовкам
и полуфабрикатам, способам хранения и
транспортирования исходных материалов,
заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции
и отходов производства».
В правила, исходя из сферы их
действия, а также с учетом специфики и
характера деятельности субъектов, на
которые распространяется действие правил,
могут включаться и другие главы.
Проект отраслевых правил по
охране труда согласовывается с Министерством
труда и социальной защиты Республики
Беларусь. До представления в Министерство
труда и социальной защиты проекты отраслевых
правил по охране труда согласовываются
с заинтересованными республиканскими
органами государственного управления,
если в них содержатся положения, нормы
и поручения, касающиеся других республиканских
органов государственного управления,
в порядке, установленном законодательством
республики.
Отраслевые правила по охране
труда, согласованные республиканскими
органами государственного управления
с Министерством труда и социальной защиты
Республики Беларусь, изменяются, дополняются
или признаются утратившими силу также
по согласованию с Министерством труда
и социальной защиты.
Отраслевые правила по охране
труда утверждаются приказом руководителя
республиканского органа государственного
управления, иной государственной организации,
подчиненной правительству Республики
Беларусь. Отмена правил осуществляется
органом, утвердившим их, за 6 месяцев до
истечения срока действия правил.
В соответствии со ст. 232 ТК работники
обязаны соблюдать инструкции по охране
труда, устанавливающие правила выполнения
работ и поведения в производственных
помещениях и на строительных площадках.
Министерствами, государственными комитетами
с участием республиканских органов профсоюзов,
а в необходимых случаях и с соответствующими
органами государственного надзора могут
утверждаться типовые инструкции по охране
труда для рабочих основных профессий.
2.2.1 Порядок разработки
инструкций по охране труда
Согласно Порядку разработки,
согласования и утверждения инструкций
по охране труда инструкции разрабатываются
для работников отдельных профессий и
на отдельные виды работ.
Инструкции разрабатываются
в соответствии с перечнем, который составляется
службой охраны труда (при ее отсутствии
- работником, на которого возложены эти
обязанности) при участии руководителей
подразделений, служб главных специалистов
организации (главного механика, главного
технолога, главного энергетика и др.),
службы организации труда и заработной
платы, отдела кадров. Перечень инструкций
разрабатывается с учетом утвержденного
штатного расписания, в соответствии с
Единым тарифно-квалификационным справочником
работ и рабочих профессий, квалификационными
справочниками должностей служащих. Перечень
утверждается руководителем организации
или его заместителем.
Разработка инструкций осуществляется
на основании приказов и распоряжений
руководителей организаций, в которых
определяются исполнители и сроки выполнения
работ.
Инструкции разрабатываются
руководителями цехов, участков, отделов,
лабораторий, кафедр и других соответствующих
им структурных подразделений организаций
с участием профсоюзов. Руководство разработкой
возлагается на главного инженера или
его заместителей (главных специалистов
отраслей сельскохозяйственного производства,
руководителя или его заместителей - в
учреждениях и организациях). В необходимых
случаях руководитель организации привлекает
к разработке инструкций специалистов
других подразделений.
Служба охраны труда организации
осуществляет постоянный контроль за
своевременной разработкой, проверкой
и пересмотром инструкций, типовыми инструкциями
и строительными правилами и нормами,
а также другими нормативными и нормативно-техническими
документами по охране труда.
При использовании в качестве
инструкций типовых инструкций (без их
переработки) последние необходимо переоформить,
согласовать и утвердить в порядке, установленном
вышеназванным Порядком.
Для вводимых в действие новых
производств допускается разработка временных
инструкций. К разработке временных инструкций
предъявляются те же требования, что и
для постоянных инструкций. Временные
инструкции должны обеспечивать безопасное
ведение технологических процессов (работ)
и безопасную эксплуатацию оборудования.
Временные инструкции разрабатываются
как по профессиям, так и по видам работ
на срок до приемки указанных производств
в эксплуатацию в установленном порядке.
Проект инструкции исполняется
четким шрифтом без помарок и исправлений
на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм) через
1,5 интервала, подписывается руководителем
подразделения - разработчика инструкции
и представляется профсоюзным комитетам,
а также на согласование в службу охраны
труда, а при необходимости другим заинтересованным
службам, подразделениям и должностным
лицам (по усмотрению службы охраны труда).
Утверждение инструкции осуществляется
приказом руководителя организации либо
грифом утверждения. На инструкции указывается
также, что она разработана и утверждена
с участием профсоюза(ов) (протокол заседания
профкома от №). Каждой инструкции присваивается
наименование и обозначение (регистрационный
номер по организации).
Инструкция вводится в действие
с момента утверждения либо со дня, указанного
в приказе. О введении инструкции в действие
не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные
комитеты.
Инструкции подвергаются периодической
проверке с целью обеспечения их соответствия
современным требованиям по охране труда,
определения необходимости их пересмотра
и внесения изменений. Проверка инструкций
проводится не реже одного раза в пять
лет, а инструкций для профессий и работ
с повышенной опасностью - не реже одного
раза в три года. Если в течение указанных
сроков условия труда в организации и
требования документов, использованных
при составлении инструкций, не изменились,
то приказом по организации действие инструкции
продлевается на следующий срок, о чем
делается запись (ставится штамп «ПЕРЕСМОТРЕНА»)
на первой странице инструкции, ставится
дата и подпись лица, ответственного за
пересмотр инструкции.
До истечения сроков инструкции
пересматриваются в случаях:
введения новых или пересмотра
ранее действовавших правил и нормативов
по охране труда;
внедрения новой техники и технологии;
возникновения аварийной ситуации
или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;
изменения технологического
процесса или условий работы, а также при
применении новых видов оборудования,
материалов, аппаратуры и инструмента.
В последнем случае пересмотр инструкций
производится до введения изменений.
Требования инструкции излагаются
в соответствии с последовательностью
технологического процесса и с учетом
условий, в которых он осуществляется.
Инструкция должна содержать
следующие разделы:
- общие требования безопасности;
- требования безопасности
перед началом работы;
- требования безопасности
при выполнении работы;
- требования безопасности
в аварийных ситуациях;
- требования безопасности
по окончании работы.
В разделе «Общие требования
безопасности» отражаются:
- условия допуска лиц к самостоятельной
работе по профессии или к выполнению
соответствующей работы (возраст, пол,
состояние здоровья, обучение, аттестация,
прохождение инструктажей и т.п.);
- предупреждение о необходимости
соблюдения правил внутреннего трудового
распорядка, недопущение употребления
алкогольных, наркотических и токсических
средств, курения в неустановленных местах;
- характеристика опасных и
вредных производственных факторов, действующих
на работника;
- полагающиеся по нормам для
данной профессии специальная одежда,
специальная обувь и другие средства индивидуальной
защиты с указанием стандартов и технических
условий на них;
требования по пожаро- и взрывобезопасности;
- порядок уведомления о случаях
травмирования и обнаруженных неисправностях
оборудования, приспособлений, инструмента,
нарушениях технологического процесса;
- указания о необходимости
уметь оказывать первую (доврачебную)
помощь потерпевшим на производстве;
- правила личной гигиены, которые
должен знать и соблюдать работник при
выполнении работы;
- ответственность работника
за нарушение требований инструкции.
В разделе «Требования безопасности
перед началом работы» отражаются:
- порядок подготовки рабочего
места, средств индивидуальной защиты,
инструмента, ограждений, сигнализации,
блокировочных и других устройств, защитного
заземления, вентиляции, местного освещения
и т.п.;
- порядок проверки наличия
и состояния исходных материалов (заготовок,
полуфабрикатов);
- порядок приема рабочего места
в случае сменной работы;
- требования производственной
санитарии.
В разделе «Требования безопасности
при выполнении работы» отражаются:
- способы и приемы безопасного
выполнения работ, использования технологического
оборудования, приспособлений и инструмента;
-требования безопасного обращения
с материалами;
- способы и приемы безопасной
эксплуатации транспортных средств, тары
и грузоподъемных механизмов;
- указания о безопасном содержании
рабочего места;
- основные виды отклонений
от нормального технологического режима
и методы их устранения;
- действия, направленные на
предотвращение взрывов, пожаров и других
аварийных ситуаций;
- требования к использованию
средств защиты работающих.
В разделе «Требования безопасности
в аварийных ситуациях» отражаются:
- ситуации, которые могут привести
к аварии или несчастному случаю;- действия
работника при возникновении аварийной
ситуации;
- действия по оказанию первой
помощи потерпевшим в результате травмирования,
отравления или внезапного заболевания.
В разделе «Требования безопасности
по окончании работы» отражаются:
- порядок безопасного отключения,
остановки, разборки, очистки и смазки
оборудования, приспособлений, машин,
механизмов и аппаратуры, а при непрерывном
процессе - порядок передачи их по смене;