Правовые основы установления минимального размера оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 16:24, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование нормативно-правовой базы установления минимального размера оплаты труда, особенностей применения минимального размера оплаты труда, судебной практики по данным спорам, а также провести логико-правовой анализ проблем связанных с установлением минимального размера оплаты труда.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и проанализировать нормативно-правовую базу установления минимального размера оплаты труда;
- рассмотреть особенности применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 64.12 Кб (Скачать файл)

Между тем прожиточный минимум существенно варьируется в зависимости от территорий, регионов. Некоторые субъекты Федерации стали вводить на своих территориях минимумы оплаты труда, превышающие федеральный уровень, что послужило внесением изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции от 01.10.2003 года № 127-ФЗ), в соответствии с которыми на период до введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации (за исключением субъектов Федерации - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации) могут принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня; размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих и зарегистрированных в данном субъекте Федерации.

Величина минимального размера оплаты труда, несмотря на периодическое повышение, не может до сих пор достичь уровня прожиточного минимума, постоянно от него отставая. Это является первой (из трех) проблемой обеспечения права на вознаграждение за труд, которая, как и две другие, будет рассмотрена ниже.

Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции от 20.04.2007 года № 54-ФЗ) разделил понятия «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата», причем последняя в любом случае не может быть меньше минимальной оплаты труда (статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, по действующему законодательству, в отличие от первоначальной редакции Трудового кодекса Российской Федерации (статья 133), в минимальный размер оплаты труда включаются все выплаты поощрительного, компенсационного характера, что снижает уровень гарантий трудовых прав работника по сравнению с действовавшими ранее – это и есть вторая проблема обеспечения права на вознаграждение за труд.

Третья особенность – это двойное применение минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (статья 3 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»), с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей.

Размер стипендий, социальных выплат, а также штрафы, налоги, сборы и иные платежи, в том числе по гражданско-правовым обязательствам, установленные в зависимости от минимального размера оплаты труда, рассчитываются исходя из базовой суммы в 100 рублей (в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ). Эта величина с 1 января 2001 года до настоящего времени остается неизменной, кроме соответствующих изменений внесенных Федеральным законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в законодательство в части исчисления размеров стипендий и социальных выплат.

В следующей главе рассмотрим каждую из приведенных выше особенностей более подробно.

 

2 Особенности порядка установления минимального размера оплаты труда

На сегодняшний день, по мнению автора, существуют три проблемы обеспечения права на вознаграждение за труд в порядке установления минимального размера оплаты труда:

1. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум;

2. Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты;

3. Двойная величина минимального  размера оплаты труда.

Далее детально проанализируем каждую особенность, с примерами из судебной практики.

2.1 Минимальный  размер оплаты труда и прожиточный минимум

Основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума трудоспособного населения, т. е. стоимостной оценки потребительской корзины, в состав которой входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

· оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

· оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

· оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утверждена Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 года № 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам и устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ[9] с 1 января 2005 года прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается только законами субъектов РФ.

Потребительская корзина в целом по РФ устанавливается Федеральным законом от 31.03.2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»[10] , а в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (156 наименований), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Он рассчитывается исходя из стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов и при этом отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров, детей.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется не реже одного раза в пять лет на основе Методических рекомендаций, устанавливаемых Постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 года № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»[11] .

Например, при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Минимальный набор продуктов питания для населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания, с учетом необходимости обеспечения полноценного питания для развития здорового организма, а также дополнительного питания для активного социального и физического развития.

Как представляется, на сегодняшний минимальный размер оплаты труда невозможно обеспечить полноценное питание человека, включающее необходимое количество витаминов, белков, жиров и микроэлементов, а также разнообразие продуктов питания, являющееся необходимым условием усвояемости, а следовательно, в конечном итоге и здоровья, так как на эту сумму можно купить лишь ограниченное количество продуктов питания низшей ценовой категории.

В результате выходит, что тот уровень минимальной оплаты труда, который установлен в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а следовательно, на него невозможно прожить.

Прожиточный минимум имеет важное значение не только для определения количества граждан, живущих на уровне черты бедности и ниже, но и для оказания им адресной социальной помощи как лицам с низким среднедушевым доходом, семье, одиноко проживающему гражданину.

Принятый Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»[12] (с изменениями от 24.06.2008 года) минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц. Это размер прожиточного минимума трудоспособного человека, сложившийся по итогам четвертого квартала 2007 года. Именно ориентируясь на показатель конца 2007 года, власти и взяли цифру - 4330 рублей. Поскольку на момент принятия решения по минимальному размеру оплаты труда был окончательно утвержден, рассчитан и выверен прожиточный минимум только на четвертый квартал 2007 года, он и был взят за основу.

Как отмечалось выше, прожиточный минимум есть стоимость стандартного потребительского набора продуктов, товаров и услуг, определенного в текущих ценах. Из-за повышения уровня инфляции показатель прожиточного минимума (ПМ) растет, а минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не успевает за ним, что подтверждается показателями соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения, приведенными в таблице 1 и в приложении 2.

Таблица 1 – Величина прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ)[13]

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

мес.

01-06

07-12

01-04

05-12

01-09

10-12

01-12

01-08

09-12

01-04

05-12

01-08

09-12

01-12

01-12

01-12

МРОТ, руб.

200

300

450

600

720

800

1100

2300

4300

ПМ, руб.

1396

1719

2047

2293

2910

3374

3696

4402

5083

5518


Из приведенных данных прослеживается постоянное отставание минимального размера оплаты труда от прожиточного минимума.

Правда, регионы получили право вводить свой минимальный размер оплаты труда благодаря Закону от 20.04.2007 года № 54-ФЗ, согласно которому с 1 сентября 2007 года региональным соглашением о минимальной зарплате (разрабатывается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений) в субъектах может вводиться свой повышенный минимальный размер оплаты труда. Новыми полномочиями воспользовалось большинство регионов, но в Екатеринбурге минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день равен федеральному. (Постановление Главы Екатеринбурга от 27.10.2008 года № 4561 (с изменениями от 14.12.2009) «Об установлении минимальной заработной платы в муниципальных учреждениях муниципального образования «город Екатеринбург»).

К сожалению, такое соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки. Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России.

Данный вывод основывается на следующем: во-первых, прожиточный минимум не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей, а также постоянно возрастающих затрат на содержание жилья, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и т.д.; во-вторых, весьма низкая оплата труда у большинства работающих, особенно в бюджетной сфере; в-третьих, размер минимальной заработной платы, как и прожиточного минимума, не учитывает, что работник должен содержать не только себя, но и своего ребенка[14] .

На сегодняшний день число граждан России, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет по официальной статистике 13,1 % общей численности населения[15] , а установленный законом минимальный размер оплаты труда существенно меньше прожиточного минимума. Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере (статья 421 Трудового кодекс Российской Федерации), устанавливаются федеральным законом, который до настоящего времени не принят.

Понятно, что если оплата труда устанавливается ниже прожиточного минимума, то человек, ввиду отсутствия иных средств к существованию, вынужден искать еще одну работу либо добывать средства к существованию преступным путем. Совершенно ясно, что такая ситуация ведет к деградации личности и возникновению социальных конфликтов в обществе. Однако деструктивность оплаты ниже прожиточного минимума только этим не исчерпывается. Противоестественная экономически, низкая оплата труда влечет за собой разрушительное воздействие как на само производство, так и на обмен. С одной стороны, производство, существующее за счет низкой оплаты труда работников, является, как правило, неэффективным. Низкая оплата рабочей силы вынужденно компенсирует либо использование устаревшего оборудования и несовершенной технологии производства, а следовательно, соответствующей им невысокой квалификации рабочей силы, либо плохую организацию производства труда. Зачастую же и то и другое вместе. С другой стороны, оплата труда работника ниже прожиточного минимума прямо ограничивает рынок потребления и тем самым абсолютно сдерживает рост общественного производства в стране как структурно, так и в общем объеме16 .

Информация о работе Правовые основы установления минимального размера оплаты труда