Предложения по снижению масштабов теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема теневой экономики является весьма актуальной в наши дни. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. С проблемой защиты интересов общества и государства от вовлечения в хозяйственный оборот так называемых «грязных денег» столкнулось большинство государств мира, в разное время в той или иной степени взявших курс на либерализацию экономических отношений, развитие частного сектора в экономике, совершенствование национальных кредитно-финансовых систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретическиe аспекты теневой экономики……………………….……… .6
1.1 Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки………… .………………………………………………………………...6
1.2 Причины формирования и развития теневой экономики………………...12
2. Борьба с теневой экономикой в Республике Беларусь и других странах……………………………………………………….……………...……15
2.1 Масштабы теневой экономики в Республике Беларусь и других странах…………………………………………………………………….…..…15
2.2 Стратегии государственного воздействия на теневую экономику в Республике Беларусь………………….………………………………………...17
3.Предложения по снижению масштабов теневой экономики .. . …………..22
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая теневая экон..docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1. Теоретическиe аспекты теневой экономики……………………….……… .6

1.1 Понятие теневой  экономики, ее типология, масштабы  и методы оценки………… .………………………………………………………………...6

1.2 Причины формирования и развития теневой экономики………………...12

2. Борьба с теневой экономикой в Республике Беларусь и других странах……………………………………………………….……………...……15

2.1 Масштабы теневой экономики  в Республике Беларусь и других  странах…………………………………………………………………….…..…15

2.2 Стратегии государственного  воздействия на теневую экономику  в Республике Беларусь………………….………………………………………...17

3.Предложения по  снижению масштабов теневой экономики  .. . …………..22

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников………………………………………...…24

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема теневой  экономики является весьма актуальной в наши дни. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось  избавиться от нее совсем.            Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика.    С проблемой защиты интересов общества и государства от вовлечения в хозяйственный оборот так называемых «грязных денег» столкнулось большинство государств мира, в разное время в той или иной степени взявших курс на либерализацию экономических отношений, развитие частного сектора в экономике, совершенствование национальных кредитно-финансовых систем.            Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения влияния ее на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.     Она возникает одновременно с товарно-денежными отношениями. К примеру, как только появились деньги, появились и фальшивомонетчики. Как только государства начали собирать налоги, нашлись желающие от них уклониться, вместе с таможнями появились контрабандисты, вместе с решающими судьбы человека чиновниками – коррупция.     Таким образом, предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.       

Соответственно, цель исследования —  это изучение теневой  экономики как явления, определение  ее макроэкономических последствий  и методов борьбы с ней.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:  · определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;  · выявить предпосылки возникновения теневой экономики;   · проанализировать масштабы теневой экономики в Беларуси и других странах;            Также в курсовой работе будут рассмотрены методы борьбы с теневой экономикой на примере Беларуси и других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки

Теневая экономика  – явление сложное и многогранное. Она присуща всем странам, независимо от их социально-политической и экономической  организации, но проявляется в различных  формах. Теневая экономика — это  экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она  представляет собой совокупность нелегальных  хозяйственных действий, которые  подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. Таким образом можно сказать, что теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который развивается вне государственного учета и контроля, вопреки закону и правовым нормам. А потому не отражается в официальной статистике.[3,с.59]

Всю теневую экономику  можно как бы разделить на три  составляющие:

1. ”белая” (“беловоротничковая”, “неофициальная”) экономика;

2. “серая” (“неформальная”, “фиктивная”) экономика; 

3. “чёрная” (“подпольная”) экономика;     

        «Белая» теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. С точки зрения общества в целом «вторая» ЭТ не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» ЭТ выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди.

«Серая» теневая  экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая  деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг. «Серая» ЭТ функционирует более автономно. В этом секторе ЭТ самостоятельные производители либо

 сознательно  уклоняются от официального учета,  не желая нести расходы, связанные  с получением лицензии, уплатой  налогов и т.п., либо отчет о  такой деятельности вообще не  предусмотрен.

«Черная» теневая  экономика – запрещенная законом  экономическая деятельность, связанная  с производством и реализацией  запрещенных и остродефицитных  товаров и услуг. «Черной» теневой  экономикой в широком смысле слова  можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни. Этой деятельностью  может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также  производство товаров и услуг, разрушающих  общество (например, наркобизнес).

По классификации  ООН можно выделить 17 разновидностей преступлений в теневой экономике: отмывание денег; терроризм; кража  произведений искусства и предметов  культуры; кража интеллектуальной собственности; незаконная торговля оружием; угон самолетов; морское пиратство; захват наземного  транспорта; мошенничество со страховкой; компьютерная преступность, в частности  незаконные переводы денег; экологическая  преступность; торговля людьми; торговля человеческими органами; незаконная торговля наркотиками; ложное банкротство; проникновение в легальный бизнес; коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей.[1,с.53]

            Масштабы теневой экономики.   

      Масштабы ЭТ во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.

Самую малую теневую  экономику в мире имеет Швейцария. Ее размер в среднем за период 2002-2010г. составил 8,6%. При этом даже в этой стране теневая экономика за этот период увеличилась на 0,7 процентных пункта ВВП. США тоже имеет относительно небольшую долю экономической активности в тени – 9,0% ВВП в 2010г. и 8,8% в среднем за девять лет. В абсолютных цифрах это значит, что между пальцев государства проходит более $1трлн. разного рода экономических операций.

 В десятку  самых «чистых» стран мира  вошли также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая  Зеландия, Сингапур и, на удивление,  Китай. В Поднебесной только 13,5% экономики находится в тени. Это  почти $700млрд. Даже высокая культура, солидарность и ответственность  скандинавских стран не позволила  им войти в первую двадцатку.  Дания оказалась лишь на 21-м  месте, Финляндия – на 22-м, Норвегия  на 27-м, а Швеция – на 30-м. 

Среди бывших социалистических стран отметим успех Словакии. Она оказалась выше других в рейтинге стран с наименьшим объемом теневой  экономики, на 31-м месте. Из стран  Европейского Союза самые плохие дела у Латвии. Она – на 109-м месте. В этой стране в 2010г. 44,3% ВВП находилось в «тени». Из богатых стран Запада традиционно «серой» остается Италия – 27,4% ВВП производится в теневой экономике.    

           Авторитарные Россия, Казахстан и Беларусь с треском проигрывают борьбу с «теневой» экономикой. Их показатели гораздо хуже стран Центральной и Восточной Европы. В 2010г. в Казахстане от контроля Большого брата уходило 48,2% ВВП, в России – 52,0%, в Беларуси – 53% ВВП. Наша страна оказалась на 136-м месте между африканскими Бенином и Конго.[6,с.123]  

      Стоит внимательно подумать над этими расчетами. Около $25млрд. нашей экономики находится в «тени». И это без наркотиков, проституции, самогоноварения и других, к сожалению, распространенных видов экономической деятельности. Если размер теневой экономики у нас составляет 53% ВВП, то это значит, что $26млрд. экономической активности не было охвачено налогами и регулированием. В итоге мы не получили в бюджет около $11млрд. поступлений. Этих денег с лихвой бы хватило на выплату в течение года $300-долларовой пенсии всем пенсионерам и пособия по безработице для 500 тысяч человек в размере $120. Если бы размер теневой экономики был бы у нас, как в Швейцарии, то наш официальный ВВП был бы на $21млрд. больше. К тому же, мы бы ежегодно получали дополнительных доходов в бюджет при гораздо меньшей налоговой нагрузке в объеме $9млрд. 

Рейтинг стран по размеру теневой экономики, 2002 – 2010гг. «теневая экономика» - в % от ВВП

Место

Страна

2002

2003

2007

2008

2010

Среднее значение за 2002-2010

1

Швейцария 

8,4

8,6

8,4

8,7

9,1

8,6

2

США 

8,6

8,7

8,7

8,9

9,0

8,8

3

Австрия 

9,6

9,9

9,8

9,8

10,1

9,8

4

Люксембург

9,6

9,8

9,8

9,9

10,2

9,9

5

Япония

11,0 

11,2

11,2

11,7 

12,1 

11,4

6

Британия

12,6 

12,8

12,9 

13,0

13,2 

12,9

7

Голландия 

12,9

13,1

12,9

13,0 

13,2 

13,0

8

Новая Зеландия

12,6 

13,0

13,4

13,5

13,6

13,2

9

Сингапур 

12,9

12,9

13,1

13,5

14,0

13,3

10

Китай 

13,0 

13,2

13,4 

13,7

14,3

13,5

30

Швеция 

18,9

19,3

19,6

19,8

20,4

19,6

31

Словакия 

18,9

19,0 

19,5

20,2

21,1

19,7

32

Чехия

18,9 

19,3

19,5

20,4

21,1

19,8

44

Венгрия

24,8 

25,4

25,8 

26,2 

26,4 

25,8

50

Италия

26,5 

27,5

27,2

27,1 

27,4

27,2

52

Польша 

27,5

27,6 

27,7

28,3

29,1 

28,0

64

Литва

30,2

30,7 

31,9

32,8

34,0

31,9

87

Румыния 

34,6

35,1

36,1

27,3 

38,9

36,3

102

Эстония

38,4

38,8

40,0 

41,1

42,3

40,3

109

Латвия

39,6 

40,4 

41,4

42,7

44,3

41,6

124

Казахстан

42,6

43,9

45,4

46,7

48,2

45,3

130

Россия 

45,1

47,0

48,8

50,1

52,0 

48,6

131

Армения

46,0

47,2

48,8

50,0 

51,7

48,7

136

Беларусь 

47,9

48,3

49,2

51,1

53,0

49,8

145

Украина

51,7

53,0

55,0 

57,0

58,1

54,9

149

Азербайджан

60,2

60,9

62,2

64,7

69,6

63,3

151

Грузия 

66,2 

67,4

68,7

69,5

72,5

68,8

 

Средний показатель

32,9

33,1

33,4

34,2

35,5

 

 

   Методы оценки уровня теневой экономики.

Выделяют следующие  методы:

1. Метод специфических  индикаторов. Связан с использованием  какого-либо одного показателя, отражающего  уровень теневой деятельности  и полученного прямым или косвенным способом.[4,с.146]     1.1 Прямые методы. Предполагают применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц.    

1.2 Косвенные методы. Основаны преимущественно на  информации систем сводных макроэкономических  показателей официальной статистики, данных налоговых и финансовых  органов:       2. Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов. При этом предполагается, что источники данных и статистические документы содержат информацию об одних и тех же экономических показателях, или используются разные методы для получения данных их одних и тех же источников.

3. Метод по показателю занятости. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни.

 4.Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.      5.Структурный метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.   6.Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Проблема использования данного метода состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации или так и останется рабочей гипотезой, положенной в основу расчета.   7.Смешанные методы. Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода скрытых переменных заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, то есть величин, зависящих от ее объема.           Таким образом, возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации.

Информация о работе Предложения по снижению масштабов теневой экономики