Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:48, курсовая работа
Проблема теневой экономики является весьма актуальной в наши дни. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. С проблемой защиты интересов общества и государства от вовлечения в хозяйственный оборот так называемых «грязных денег» столкнулось большинство государств мира, в разное время в той или иной степени взявших курс на либерализацию экономических отношений, развитие частного сектора в экономике, совершенствование национальных кредитно-финансовых систем.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретическиe аспекты теневой экономики……………………….……… .6
1.1 Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки………… .………………………………………………………………...6
1.2 Причины формирования и развития теневой экономики………………...12
2. Борьба с теневой экономикой в Республике Беларусь и других странах……………………………………………………….……………...……15
2.1 Масштабы теневой экономики в Республике Беларусь и других странах…………………………………………………………………….…..…15
2.2 Стратегии государственного воздействия на теневую экономику в Республике Беларусь………………….………………………………………...17
3.Предложения по снижению масштабов теневой экономики .. . …………..22
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………...…24
1.2. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Причины теневой экономики различны, но общими факторами для государств с различными типами экономики являются следующие:
1.Чрезмерная регламентация экономической деятельности.
Этот фактор заключается в запрете на обращение каких-либо товаров или услуг, административном вмешательстве в процесс ценообразования, чрезмерной власти бюрократии, нечеткости и слабой контролируемости критериев бюрократических решений. В результате растет теневая экономика и криминальная экономическая деятельность, появляются различные виды нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.
2.Высокий уровень налогообложения.
Этот фактор значительно стимулирует рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Вместе с тем, его действие в каждой стране отличается своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%..
3. Низкий уровень жизни населения и высокий уровень безработицы.
Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости и отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.
4.Значительные масштабы
государственного сектора в
Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.
Однако существует еще целый ряд причин:
• возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости
• массовая иммиграция из стран "третьего мира", дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и "горячих точек".
• открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран "третьего мира", побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами;
• несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью;
2. БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Масштабы теневой экономики в Республике Беларусь и других странах
В нашей республике проблемами
оценки размеров теневой экономики
занимается Национальный статистический
комитет Республики Беларусь в рамках
разработки системы национальных счетов.
На основе рекомендаций Статкомитета
СНГ и Госкомстата России, а
также международных
В большинстве стран учет и анализ процессов теневой экономики проводится совместными усилиями как статистических, так и контролирующих органов.
По сравнению с Россией
и другими странами СНГ, где объем
теневой экономики составляет в
среднем 40% от ВВП, размеры ненаблюдаемой
экономики в Республике Беларусь
на порядок ниже и составляют 15-17%
от ВВП. Это объясняется тем, что
в нашей республике, по-прежнему,
сохранилось сплошное статистическое
обследование предприятий. Уровень
отчетности по крупным предприятиям
составляет почти 100%, а по малым предприятиям
эта цифра находится на уровне
90%. Кроме того, согласно ”Закону
о государственной статистике”
органы государственной статистики
имеют право осуществлять контроль
за состоянием первичного учета и
привлекать к ответственности должностных
лиц в случае искажения ими
статистических данных. С 2008 года индивидуальные
предприниматели обязаны
Тем не менее ненаблюдаемая
экономика в Республике Беларусь
учитывается при расчетах на макроэкономическом
уровне. Методология Системы
Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав ненаблюдаемой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.
Целью расчета недостающих параметров скрытой и неформальной экономической деятельности является сведение к минимуму возможной ошибки при построении экономического показателя. Это означает, что в случае отсутствия необходимой статистической информации принимаются в расчет любые соображения и делается поправка с определенной степенью возможной ошибки. Поэтому во многих случаях поправки на скрытую и неформальную экономическую деятельность носят вероятностный характер.
В министерстве по налогам
и сбором отмечают, что некоторые
уходят в тень, потому что не хотят
обременять себя необходимостью регистрироваться
в качестве индивидуального
В 2000-2006 годах доля ненаблюдаемой экономики в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составляла около 11%. Из них в 2006 году на долю сельского хозяйства приходилось 3,7%, торговли и общественного питания – 3,1%, жилищного хозяйства – 1,0%, строительства– 0,3%, услуг – 2,9%.
В 2007 году на долю теневой экономики приходилось 15% ВВП страны. Потери государства при этом ежегодно составляют более шести триллионов рублей . Теневой рынок в Беларуси в 2009 году занимает около 15% ВВП. Основные схемы уклонения от уплаты налогов выработаны в негосударственном секторе. Всего таких схем насчитывается около 1,2 тыс.
В июле 2009 года незарегистрированных предпринимателей в три раза больше. Если за пять месяцев 2008 года граждан, занимавшихся бизнесом и не плативших налоги, было где-то 3,5 тысячи, то в 2009 - уже 10,5 тысяч. В тень часто уходят работники заводов и фабрик, которые перешли на неполную рабочую неделю.
На начало марта этого года в стране насчитывалось почти 80,2 тысячи малых предприятий и около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. По итогам первых двух месяцев текущего года удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства составил 21,2 процента, в том числе юридических лиц — 16,5 процента, ИП — 4,7. По сравнению с аналогичным периодом 2009-го вклад предпринимателей в общую копилку значительно вырос (тогда он был на уровне 16,7 процента).
Отсюда можно сделать вывод, что реформы, проводимые правительством, в некоторых секторах экономики дают положительные результаты, даже в такой тяжелой для всего мира экономической ситуации.
2.2 СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 июля 2000 года Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь “О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем” (№ 426-3), основные положения которого соответствуют принципам международного законодательства по борьбе с отмыванием денег. Действие данного закона распространяется на деяния субъектов права, осуществляющих финансовые операции на территории Республики Беларусь, а также на совершенные ими вне пределов республики деяния, направленные против интересов Республики Беларусь или ее граждан, в случае если данные субъекты права не были привлечены за указанные деяния к юридической ответственности. Закон определяет виды финансовых операций, на которые распространяется его действие. К ним относятся: — банковские операции, в том числе сделки банков и небанковских кредитно финансовых организаций, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными видами ценностей; — сделки и иные деяния с ценными бумагами, предусмотренные законодательством, влекущие за собой переход права собственности или иного права на эти ценные бумаги либо на права, удостоверяемые ценными бумагами; — почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями; — получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх, организация и проведение которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством; — перемещение средств через таможенную границу Республики Беларусь; — передача ценных бумаг на хранение в депозитарий или передача на хранение в ломбард ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей; — внесение физическим или юридическим лицом (страхователем) денежных средств (страхового взноса, страховой премии) страховщику по договору страхования, а также получение страховой суммы по этому договору;
— внесение денег, ценных бумаг, другого имущества, в том числе имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный фонд, либо внесение паев (приобретение долей) при создании (реорганизации) юридического лица, а равно и при увеличении уставного фонда юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Если указанные операции совершаются с нарушением законодательства, то они квалифицируются как финансовые операции, имеющие незаконный характер. Изучение международного опыта борьбы с отмыванием денег показывает, что на практике довольно широко применяется перемещение за границу по международному денежному переводу денежных средств, связанных с различного рода преступлениями в целях легализации источников их получения. Поэтому в принятом в республике законе перечень финансовых операций по международному переводу денежных средств, подлежащих особому контролю, определен в соответствии с международными рекомендациями.[7,с.153].
К таким операциям относятся: — международный перевод денежных средств с требованием их выплаты наличными деньгами; — международный перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с момента его государственной регистрации либо указанным субъектом права, операции по счетам которого являлись незначительными; — международный перевод денежных средств юридическим лицам, иным субъектам права, зарегистрированным в оффшорных зонах, или перевод средств на счета, открытые в этих зонах; — международный перевод денежных средств из регионов, где, по сведениям уполномоченных государственных органов, осуществляется нелегальное производство наркотических средств или психотропных веществ либо концентрируются значимые средства лиц или для лиц, в отношении которых имеются достаточные основания предполагать, что они являются участниками нелегального производства или распространения оружия или участниками уголовных преступлений международного характера. Финансовые операции по кредитам также подлежат особому контролю, в частности такие, как: — предоставление или получение кредита, обеспеченного вкладом кредитополучателя в иностранном банке; — предоставление или получение кредита, обеспеченного финансовыми средствами кредитополучателя, находящимися в другой кредитно-финансовой организации, если неизвестно происхождение этих средств или их размер явно не соответствует доходам и имущественному положению кредитополучателя;
— одновременное получение кредитов, обеспеченных одним и тем же имуществом кредитополучателя, у двух или более кредитодателей; — разовое или неоднократное получение кредитов, соединенное с международным переводом полученных денежных средств. В Республике Беларусь, согласно положениям закона №426-3, государственные органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций, обязаны принимать следующие меры по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем:
Информация о работе Предложения по снижению масштабов теневой экономики