Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:38, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах.
МСП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МСП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др. [14,c.416].
Предприятия, осуществляющие несколько
видов хозяйственной
Можно определить три пути создания малых предприятий:
· переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
· выделение малых и средних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
· создание новых малых и средних предприятий.
В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МСП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [11,c.224].
В мировой экономике
Существенный вклад вносит малый
бизнес в формирование конкурентной
среды, что для нашей
Немаловажна роль малого
бизнеса в осуществление
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Глава 3. Проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России
Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:
На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс. микропредприятий) и 17971 средних предприятий [13].
По регионам развитие
малых предприятий происходит крайне
неравномерно. Треть их общего количества
сосредоточена в Центральном
районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее
широко представлены предприятия малого
бизнеса в Санкт-Петербурге-11%
Рис1. Число малых предприятий России в период с 2005г.-2008г. [17].
В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам Российской Федерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является
развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства.
Таблица 1 Основные проблемы частного предпринимательства в России [1,c.94].
Порядок значимости |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность партнеров, клиентов |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Недостаток производственных площадей, офисов |
12 |
Действия правительства, властей |
13 |
Коррупция, взятки |
14 |
Недостаток материальной базы |
15 |
Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 |
Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 |
Высокие цены на сырье и материалы |
18 |
Монополия государства, госпредприятий |
19 |
Трудности с арендой |
20 |
Разрыв экономических связей |
21 |
Недостаток информации |
22 |
Недостаток культуры, опыта |
23 |
Необязательность партнеров |
24 |
Проблемы собственности |
25 |
Кадровые проблемы |
26 |
Недостаток собственных средств |
27 |
Невыгодность производства |
28 |
Большая, громоздкая отчетность |
29 |
Невыгодность инвестиций |
30 |
Конкуренция |
31 |
Несовершенство рынка |
32 |
Недоверие западных партнеров |
33 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где
раньше преобладали научно-
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы [16].
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
3.2. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Механизм формирования
и осуществления поддержки
К сожалению, в России
система развития и поддержки
малого предпринимательства
Однако отмечу ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.
Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.
Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.
И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям [15,c.87]:
· создание институциональных основ;
· управленческая научно-методическая поддержка;
· правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
· финансово-кредитная поддержка;
· налоговая политика;
· антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса. Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров [16]. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Информация о работе Предпосылки эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса