Предпринимательство в экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – тщательное изучение развития предпринимательства в России, ее анализа на современном этапе, выявления проблем и предложение своих рекомендаций по методам их разрешения.
Исходя из этого, основные задачи работы определялись следующим образом:
 ознакомиться с историей формирования предпринимательства;
 изучить проблемы становления предпринимательства;

Вложенные файлы: 1 файл

на флешку!!!курсов. по эк.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

             Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает  занимать определенное место  в хозяйстве страны.

Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

    • медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
    • низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
    • не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
    • недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  3. Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  4. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  5. Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

              Соответственно, одним из важных  инструментов государственного  содействия развитию мелкого  бизнеса является прямая финансовая  помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования  малых фирм, предоставления гарантий  при получении ими займов из  других источников и льготного  налогообложения.

             Важным инструментом государственного  содействия малым предприятиям  в большинстве промышленно развитых  стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому  бизнесу гарантированный рынок  сбыта, ускорить процесс накопления  капитала, расширить производственные  мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и  многое другое.

            Достаточно широкое развитие  получили организуемые государственными  органами и частными предприятиями  специальные службы по оказанию  различных консультационных услуг  малым компаниям.

            Особая система государственной  поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими  работами. Главное место в этой  системе занимают финансовая  помощь и информационное обеспечение  исследовательских работ.

             Десятилетний опыт развития предпринимательства  в России позволяет утверждать, что для создания эффективной  системы поддержки малого предпринимательства  необходимы:

  • самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
  • специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);
  • финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП;
  • учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
  • создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП;
  • государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

 Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления программами по развитию малого и среднего предпринимательства (далее – государственные и муниципальные программы по развитию малого и среднего предпринимательства), в том числе федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, региональными целевыми программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

 Разработка и реализация  государственных и муниципальных  программ по развитию малого  и среднего предпринимательства  осуществляются открыто и гласно  с обоснованием целесообразности  и эффективности их формирования для решения задач федерального, регионального и местного значения.

2.3 Перспектива развития предпринимательства

Взаимодействие предпринимателя с администрациями, проверяющими инстанциями и т.д. влечет за собой для него временное и финансовые (в том числе коррупционные) затраты. Снижение затрат на взаимодействие с представителями государства (трансакционных издержек) является важнейшим из направлений в комплексе мер, направленных на улучшение положение малого бизнеса.

Вероятно, наиболее проблемным аспектом взаимодействия малого бизнеса с государством выступают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. Рассмотрим как часто, по их собственным словам, предпринимателям приходилось в 2004 году переживать процедуру проверки. Отметим, что не все респонденты, естественно, могли назвать точное число проверок, поэтому полученные данные следует интерпретировать как общее впечатление предпринимателей от интенсивности проверочной деятельности контрольных инстанций.

Важно знать не только количество проверок, но также понимать, как часто при проведении проверок предприниматель сталкивается с разного рода нарушениями. В целом по РФ большинство предпринимателей считают, что проверяющие установленную законодательством процедуру не нарушают или в основном не нарушают. Важно рассмотреть, какие затраты несет малый бизнес на разного рода незаконные выплаты в виде доли от выручки. Можно предположить, что действия властей по развитию МП сказываются и на уровне правовой защиты бизнеса, что выражается, помимо прочего, в низком уровне издержек на «задабривание» чиновников.

К практике взяток имеет прямое отношение вопрос о так называемых «откатах» представителям государства за получение заказа. В целом по РФ нельзя сказать, что по этому вопросу существует консенсус. Прежде всего, значительная доля респондентов (33,2%) затрудняется так или иначе обозначить позицию, 31% полагает, что такая практика широко распространена, соответственно 18,3% и 17,5% – что мало распространена или практически отсутствует12. Процедуры регистрации две трети опрошенных в целом по РФ оценивают как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8%, позиция выражена достаточно четко.

Партнерские отношения с большим бизнесом могут служить одним из важных источников развития для малого бизнеса. В российской экономике этот источник используется пока не в полной мере. Взаимодействие мелких и крупных предприятий выступает результатом не просто развития экономики региона, а ее системных характеристик. Анализ данных исследования показал существование статистически значимых связей получения заказов крупных фирм со следующими характеристиками: численность занятых на предприятии, финансовое благополучие фирмы, условия для ведения малого бизнеса в регионе, уровень образования малых предпринимателей. Средняя численность занятых на предприятиях, получавших заказы крупных компаний, составляет 18,9 человек, а на предприятиях, таких заказов не получавших – почти в два раза меньше (10,2 человека)13. Это свидетельствует о том, что выстраивание партнерских отношений между разными уровнями бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, улучшению ситуации на рынке труда. Вероятно также иное объяснение: МП с относительно большой численностью персонала способны выполнять больший объем работ, а также более сложные работы, и в этом плане более приспособлены для взаимодействия с крупным бизнесом.

Влияет выстраивание деловых отношений с крупным бизнесом и на общее финансовое состояние малых предприятий. Среди тех, кто выполнял заказы больших компаний, доля оценивших финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое составила 29,8% против 21,1% среди тех, кто таких заказов не выполнял. Общую позитивную оценку дали, соответственно, 81,9% и 71,0%. Логичным следствием благоприятной роли заказов большого бизнеса выступает улучшение условий малого предпринимательства в регионах. Из получавших заказы хорошие условия отметили 47,4%, из не получавших – 40,4%14.

Немаловажную роль играет образование представителей малого бизнеса. Для тех, кому удается наладить контакты с крупными компаниями, характерно наличие высшего (неоконченного высшего) образования. Иными словами, на современном этапе развития российской экономики большой бизнес поощряет более емкие в интеллектуальном плане направления развития мелкого предпринимательства. Возможно также другое объяснение: более интересные в коммерческом плане предприятия, естественно, в большей степени привлекают крупный бизнес. А на этих более интересных предприятиях работают более образованные люди.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом по РФ оценка политики региональных властей в отношении малого бизнеса скорее позитивная. Малый бизнес не готов заявить, что власти создают «благоприятные» условия, но считает их, по крайней мере, «приемлемыми».

По рассмотренным вопросам, мы пришли к выводу, что малые

предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.. Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малых предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Немаловажную роль играет образование представителей малого бизнеса. Для тех, кому удается наладить контакты с крупными компаниями, характерно наличие высшего (неоконченного высшего) образования.

Иными словами, на современном этапе развития российской экономики большой бизнес поощряет более емкие в интеллектуальном плане направления развития мелкого предпринимательства, более эффективные, экономически выгодные и перспективные.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2005.
  2. Власова     В. М.  Основы предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М.2004-с.234
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.
  4. Ежемесячное приложение к газете «Экономические новости» — 2007г. — Март. С.12
  5. История экономических учений: Учебник/ Научитель М.В. - Москва: Интеграция, 2005.- 359 с.
  6. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие /Под общ. ред. И.А.Хисамутдинова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004. – с.102
  7. Нестеренко Н.Ю. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. – М.: Изд-во РГГУ, 2007
  8. Предпринимательство: Учебник/ Под ред. Горфинкеля В.Я. и др., – М.: ЮНИТИ, 2003-с.106
  9. Развитие малого предпринимательства в регионах России /Общество и экономика. – 2008. – № 10-11. – С.5
  10. Сайт Федеральной службы государственной статистики:  www.gks.ru
  11. Салин В.Н.Москва: Финансы и статистика, 2008, с.205
  12. Цыгичко А.И. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства /Экономист. – № 11. – 2001. – С. 12-18
  13. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  14. http://www.erudition.ru
  15. www.finam.ru
  16. www.budgetrf.ru

Информация о работе Предпринимательство в экономической теории