Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:05, курсовая работа
Цель работы - исследование проблем предпринимательства в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность предпринимательской деятельности
-рассмотреть объекты предпринимательской деятельности
-анализировать предпринимательскую деятельность в РФ
-рассмотреть основные проблемы предпринимательства.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательской деятельности.......................................4
1.2 Объекты и участники предпринимательской деятельности в РФ..........7
1.3 Основные функции предпринимательской деятельности.......................9
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Анализ роли и места малых и средних предприятий России(2002-2005)
2.2 Особенности развития предпринимательства в России........................14
2.3 Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России.....................................................................................................................20
Глава 3. Основные проблемы развития предпринимательства в России
3.1 Проблемы предпринимательства.............................................................27
3.2 Пути решения проблем предпринимательства.......................................33
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................39
2.1 Анализ роли и места малых и средних предприятий России (2002-2005 гг.)
За годы рыночных трансформаций как по представленности, так и по вкладу в экономику России и ее регионов малый и средний бизнес (МСБ) стал одним из ключевых секторов России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.
Вклад индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине всех хозяйствующих субъектов России за последние 4 года составил:
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Доля МСБ250 в общей численности хозяйствующих субъектов |
93% |
94% |
92% |
92% |
Доля рынка (доля МСБ250 в общем объеме выручки) |
39% |
47% |
51% |
46% |
Плотность сектора малого и среднего бизнеса, показывающая, сколько субъектов МСБ250 приходится на 1000 человек из числа экономически активного населения, по итогам 2005г. равнялась 93 единицам, это на 8 ед. больше, чем в 2004г. В 2003г. значение показателя было зафиксировано на отметке 118 (данные приводятся для сектора МСБ, выделяемого по европейскому критерию, то есть, когда к средним предприятиям относятся предприятия с числом занятых до 250 человек).
Причиной такой динамики является преимущественно процесс перерегистрации индивидуальных предпринимателей (ИП), в результате которого в 2004г. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения были предоставлены всего лишь о 2.278 тыс. ИП. До перерегистрации в 2003г. в Реестре содержалось 4.796,7 тыс. записей. На 1 января 2006г. Реестр уже включал 2.676,4 ИП. Прирост ИП за 2005г. был связан не столько с естественной демографией (то есть созданием и закрытием предпринимателей), сколько с подачей документов на перерегистрацию тех индивидуальных предпринимателей, которые не успели это сделать в 2004г.
При рассмотрении сектора малых и средних предприятий с числом занятых до 500 человек (критерий США) цифры еще несколько возрастут.
В двух целевых для данного исследования федеральных округах (Южном ФО (ЮФО) и Дальневосточном ФО (ДФО)) вклад малого и среднего бизнеса в экономику выше, чем по России в целом. Сектор малого и среднего бизнеса в ДФО и ЮФО занимает в среднем на 10% рынка больше, чем по стране в целом. Особенно велико значение МСБ для экономик Республик Ингушетии (в частности, по критерию США МСБ500 здесь формирует 96%! выручки), Дагестана и Адыгеи. В ДФО – для Камчатской и Магаданской областей.
Южный федеральный округ:
Европейский критерий:
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Доля МСБ250 в общей численности хозяйствующих субъектов |
96% |
97% |
95% |
95% |
Доля рынка (доля МСБ250 в общем объеме выручки) |
52% |
55% |
56% |
55% |
Дальневосточный федеральный округ
Европейский критерий:
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Доля МСБ250 в общей численности хозяйствующих субъектов |
96% |
96% |
94% |
93% |
Доля рынка (доля МСБ250 в общем объеме выручки) |
45% |
54% |
55% |
58% |
Динамика показателей развития сектора МСБ за последние 4 года подтверждает ранее сделанный вывод о том, что Россия обладает свойствами рыночной экономики. Масштабы российского сектора МСБ вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится 99,8% предприятий.
2.2 Особенности развития предпринимательства в России
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
"Западные" малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей.
Что же касается малого предпринимательства в постсоветской России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.
Для этой формы характерны:
1) редкое использование
2) высокие административно-
3) слабое задействование
4) диспаритетные (зачастую - просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;
5) исключительно сильная
6) особые "теневые" стороны деятельности
(прежде всего в сфере
Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.
Указанные особенности (коих на самом деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.
Итак, приведем статистические данные, характеризующие уровень развития предпринимательства в России.
Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.
Исходя из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.
Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером - Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.
Абсолютным лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). Показатели этих регионов в несколько раз превосходят среднероссийский уровень.
На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.
По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-Мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднероссийского уровня данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). Аутсайдерами являются Ненецкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский автономные округа, где, согласно данным Госкомстата России, в 2000 г, малых стройпредприятий не было вообще. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).
Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более чем втрое.
Согласно данным Госкомстата России, в Ненецком, Усть-Ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).
Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.
Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности малых предприятий вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев создается впечатление, что процесс формирования отраслевой структуры проходит чисто стихийно, не укладываясь в какую-либо экономическую логику. Проще всего это было бы связать исключительно с несовершенством статистического учета, объясняющим подчас самые невероятные значения показателей деятельности малых предприятий в регионах (особенно это касается автономных округов). И все-таки анализ, в конечном счете, позволяет выделить здесь некие закономерности, характеризующие параметры дифференциации.
Выше уже приводилось объяснение тому, что в большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании - в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства. Так вот, самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются тем тоже упоминавшимся выше обстоятельством, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.
Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить постдефолтными изменениями экономических условий, в том числе благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. При этом в группу с наиболее значительными показателями роста (выше среднероссийских) попали именно те ее отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.