Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:05, курсовая работа
Цель работы - исследование проблем предпринимательства в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность предпринимательской деятельности
-рассмотреть объекты предпринимательской деятельности
-анализировать предпринимательскую деятельность в РФ
-рассмотреть основные проблемы предпринимательства.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательской деятельности.......................................4
1.2 Объекты и участники предпринимательской деятельности в РФ..........7
1.3 Основные функции предпринимательской деятельности.......................9
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Анализ роли и места малых и средних предприятий России(2002-2005)
2.2 Особенности развития предпринимательства в России........................14
2.3 Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России.....................................................................................................................20
Глава 3. Основные проблемы развития предпринимательства в России
3.1 Проблемы предпринимательства.............................................................27
3.2 Пути решения проблем предпринимательства.......................................33
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................39
Подведем некоторые итоги вышесказанному.
Проанализировав имеющиеся статистические данные, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности .
Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере торговли и общественного питания — 44 процента, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве.
На втором месте — промышленные предприятия (19 процентов), на третьем — строительство (12 процентов).
Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 процента по всем показателям.
Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.
В малом предпринимательстве сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера на второй план. Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.
2.3 Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
Малое предпринимательство
интегрировано в общероссийскую экономику
и является ее неотъемлемой частью. Все,
что мешает экономическому росту, неизбежно
тормозит и развитие малого бизнеса. И
наоборот, экономический подъем всегда
сопровождается оживлением предпринимательства.
Как нами было уже отмечено –
уровень развития малого предпринимательства
в среднем по России значительно ниже
среднемирового. Аналогичная ситуация
складывается и в российских регионах,
в которых процесс становления предпринимательства
сдерживается целым рядом факторов. Что
это за причины?
Предпринимательской активности малых предприятий мешает ряд постоянных причин,
в числе которых наиболее существенные:
Данная группа
факторов, присуща рыночному хозяйству,
что связано с высоким уровнем издержек
функционирования предприятий: юридическая
регистрация фирмы; открытие банковского
счета; затраты на получение лицензии;
выплата налогов; выполнение требования
закона в области трудовых отношений и
т.д.
Несовершенство нормативно-правовой базы.
Данный фактор тоже сдерживает развитие
малого бизнеса, лишает предпринимателей
надежной социальной и правовой защиты,
увеличивает степень риска. Поэтому совершенствование
федерального и регионального законодательства
является важным направлением деятельности
всех ветвей и уровней власти.
Опыт свидетельствует, что
для успешного развития требуется стабильное
правовое поле. Благодаря этому в западных
странах сложилось весьма монолитное,
сбалансированное в отраслевом разрезе
и отвечающее рыночным потребностям ядро
предпринимательства. В условиях стабильного
правового и экономического пространства
оно слабо подвержено воздействиям внешней
среды. Именно вокруг него постоянно идет
процесс появления и исчезновения новых
малых предприятий и компаний. Самые перспективные
и жизнеспособные из них в конечном итоге
также находят себе долговременное место
на рынке и входят в подобное ядро.
Налоговая нагрузка и громоздкая
система отчетности.
Одной из основных причин, мешающей развитию
предпринимательской деятельности, респонденты
называют большие налоги. Оперативно реагируя
на изменение конъюнктуры рынка, обладая
быстрой оборачиваемостью капитала, малые
предприятия способствуют развитию национальной
экономики и стабильному формированию
налоговой базы. Мобилизация государством
определенной части ВВП в виде налоговых
платежей малых предприятий, с одной стороны,
формирует государственные финансовые
ресурсы, а с другой стороны, налоговая
система должна выполнять регулирующую
функцию и служить инструментом экономического
воздействия на общественное производство,
его структуру и динамику, ускорение научно-технического
прогресса. Эффективная налоговая система
позволяет оптимизировать деятельность
малых предприятий и привлекать инвестиции.
В связи с тем, что действующая система
налогообложения не отвечает требованию
развития малого бизнеса, возникает необходимость
ее реформирования. Налоговая система
должна учитывать специфику сектора МП
с целью реализации стимулирующей функции
налогов.
В России существует около
40 различных видов налогов, а налоговое
бремя оценивается в 40–60 % ВВП. В успешно
развивающихся странах, например в Турции,
эта величина втрое меньше. А в Китае в
зонах экономического роста налоги ниже
среднероссийских в 5 раз. Необходимо отметить, что в России введена
система упрощенного налогообложения
для предпринимателей, но она только смягчила
фискальное бремя, не решив налоговую
проблему по существу.
Идеологические барьеры.
В СССР предпринимательство
считалось несовместимым с основами социализма
и являлось уголовно наказуемым деянием.
Соответствующим образом формировалось
и общественное мнение. Поэтому за долгие
годы социалистического строительства
богатейшая культура российского предпринимательства
была почти полностью утрачена.
К счастью, идеологические догмы
уходят в прошлое. Меняется отношение
к бизнесу. Предпринимательство больше
не воспринимается как нечто преступное
и чуждое обществу.
Отсутствие квалифицированных
кадров.
Для создания и устойчивого
функционирования малых предприятий,
предпринимателям недостаточно одного
желания и первоначального капитала. То
же относится и к чиновникам, отвечающим
за развитие малого предпринимательства.
Поэтому очень важно осуществлять кадровое
и научно-методическое обеспечение данного
сектора экономики, обучать население
основам предпринимательской деятельности,
вести постоянную переподготовку специалистов.
В первую очередь это относится к регионам
и муниципалитетам с низким и средним
уровнем развития малого предпринимательства.
Именно здесь обучение населения и подготовка
чиновничьих кадров будут давать наибольший
эффект при сравнительно небольших затратах.
Актуальность проблемы «Дефицит
квалифицированных кадров» подтверждают
проведенные исследования Всероссийским
центром изучения общественного мнения
(ВЦИОМом). Согласно этим исследованиям
главной проблемой, наиболее остро стоящей
перед российскими предпринимателями
в исследуемое время, являлся дефицит
квалифицированных кадров. На него ссылается
каждый второй (52 %) респондент.
Административные барьеры.
К ним относится наличие многочисленных
инструкций и подзаконных актов, а также
неадекватное отношение чиновников, что выражается в противодействии
с их стороны. Административные барьеры вредят
бизнесу, мешают энергичным и предприимчивым
людям создавать рабочие места, увеличивать
налогооблагаемую базу бюджетов.
Можно выделить три основные
группы административных барьеров. Рассмотрим
их более подробно.
1.Усложненная система регистрации.
Чтобы открыть свое дело, предприниматель
должен посетить 10–30 различных инстанций
и получить от 50 до 90 согласований. Недавно
эксперты провели исследования, и оказалось,
что даже в относительно благоприятной
для развития бизнеса Москве для открытия,
например, химчистки при соблюдении всех
законов и инструкций требуется около
года. А вот во Франции совсем недавно было выявлено, что на регистрацию
нового предприятия уходит 5 дней. Немедленно
было принято законодательство, гарантирующее
регистрацию нового дела в течение 24 ч.
2. Бессмысленные проверки. Даже
получив десятки согласований и открыв
свое дело, российский предприниматель
не чувствует себя застрахованным от нескончаемых
проверок. Его контролирует около 40 органов
федеральной и региональной власти: пожарный
надзор, СЭС, налоговая инспекция, налоговая
полиция, госторгинспекция, госинспекция
по труду, госстандарт, органы внутренних
дел, таможня, прокуратура, пенсионный
фонд, фонд занятости и пр. При этом чиновники
из контролирующих структур во многом
дублируют функции друг друга. Они могут
осуществлять проверки ежедневно и даже
в праздничные дни, могут в любой момент
по формальным признакам оштрафовать
предпринимателя, приостановить его деятельность,
закрыть малое предприятие.
Чтобы снизить административные
барьеры и освободить бизнес от выплат
бессмысленных штрафов, «отступных» и
«откатов», необходимо изменить законодательную
и нормативную базу, сделать проверки
комплексными, проводить их с определенной
периодичностью. А кто хочет проверять
чаще, пусть получает санкцию в прокуратуре,
ставит в известность объединение предпринимателей,
делает отметку в журнале проверок. Незаконное
и несанкционированное вмешательство
в дела бизнесменов должно влечь за собой
экономическую, административную и уголовную
ответственность. Все затраты на проверки
необходимо относить на себестоимость
продукции, чтобы налоговые органы тоже
защищали предпринимателей от чиновничьего
рэкета.
3. Сложные и непонятные системы
лицензирования и сертификации. В условиях
рыночной экономики не нужны громоздкие
и тяжеловесные системы регулирования
производства и контроля качества продукции.
Потребитель лучше всякого чиновника
способен оценить конкурентоспособность
продукции и сделать свой выбор. Попытка
же заменить покупателя чиновником ведет
только к разрастанию государственного
аппарата, сковывает развитие производства.
Перечисленные административные
барьеры снижают инвестиционную привлекательность
территории, уводят за ее пределы часть
предпринимателей, создают питательную
среду для коррупции. Неудивительно поэтому,
что обычной реакцией малых предприятий
на произвол чиновников является уход
в сектор теневой экономики.
Можно ли бороться с административными
барьерами? Мировой опыт свидетельствует,
что можно, причем довольно успешно. Для
этого необходимо:
– упорядочить и предельно упростить
регистрацию предприятий;
– сократить число проверок
и сделать их комплексными;
– свести к разумному минимуму
требования лицензирующих и контролирующих
органов;
– устранить бессмысленные поборы;
– немедленно отстранять от
должности чиновников, ставящих препоны
развитию бизнеса.
Необходимо отметить, что в этом
направлении Правительством РФ приняты
отдельные меры, позволяющие снизить административное
давление на малый бизнес. С этой целью
Минэкономразвитие (МЭР) со второго полугодия
2009 г. проводит мониторинг деятельности
проверяющих органов.
Цель мониторинга, проводимого МЭР, – оценить результативность мер правительства по ликвидации избыточного административного давления на бизнес. По информации Э. Набиуллиной (министр МЭР), за этот период общее число проверок всех видов бизнеса - и малого, и среднего, и крупного, и бюджетных учреждений - составило 1 млн 600 тыс., не включая проверки налоговых и правоохранительных органов.
Однако по результатам мониторинга
выявились тревожные тенденции: такой
процедуре согласования подвергается
всего 3,8 от общего числа проверок. Остальные
идут вне процедуры согласования. Происходит
это, по по двум причинам. Во-первых, из-под
действия закона об ограничении числа
проверок выведены формы контроля, которые
не подлежат согласованию с прокуратурой:
налоговый контроль, таможенный и финансово-бюджетный,
транспортный, антимонопольный, контроль
трудовой инспекции и т. д
Глава 3. Основные проблемы развития предпринимательства в России
3.1 Проблемы предпринимательства
Причины возникновения проблем
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
Во – первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во – вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В – третьих, товарно – денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.
Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным.Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестрочный период.длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.
Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно – экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.
Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.
В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.