Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:42, контрольная работа
В любом государстве, где присутствует рыночная экономика и рыночные отношения, существует частная собственность, а следовательно есть место понятию «предприниматель», хотя называться это может и по другому. В России также с определенного времени установилась рыночная экономика и появились рыночные отношения. После этого повсеместно стали появляться предприниматели. Каждый предприниматель ведет свою деятельность с целью извлечения прибыли или получения дохода.
В данной работе будет рассмотрено предпринимательство, как фактор производства
ОГЛАВЛЕНИЕ
В любом государстве, где присутствует рыночная экономика и рыночные отношения, существует частная собственность, а следовательно есть место понятию «предприниматель», хотя называться это может и по другому. В России также с определенного времени установилась рыночная экономика и появились рыночные отношения. После этого повсеместно стали появляться предприниматели. Каждый предприниматель ведет свою деятельность с целью извлечения прибыли или получения дохода.
В данной работе будет рассмотрено предпринимательство, как фактор производства
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании же возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия - менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи.
В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее
развитие предпринимательства
сдерживалось существованием крепостного
права. Серьезным стимулом развития
предпринимательства стала
Слово «предприниматель» происходит от глагола «предпринимать». В словаре Владимира Даля изложено следующее толкование термина «предпринимать» – затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного. Действительно каждый предприниматель, то есть тот человек, который организовал свою предпринимательскую деятельность, в какой-то момент своей жизни принял значительное решение. Заняться предпринимательством – это достаточно сложное решение. Успешный предприниматель должен иметь достаточные знания по экономической теории, чтобы верно организовать процессы, необходимые для деятельности предприятия. Предприниматель идет на осознанный риск, ведь он вкладывает личные деньги в свое предприятие, а гарантии, что предприятие будет стабильно приносить прибыль, ни кто не дает. Предприятие может стать убыточным из-за любого неверно принятого решения.
В нашей повседневной жизни мы все ежедневно сталкиваемся с различными проявлениями предпринимательства. Предпринимательская деятельность представлена фирмами, которые производят товары, торгуют товарами не только своего производства, но и производства других фирм, оказывают всевозможные услуги, востребованные в данный момент.
Р. Кантильон впервые внес термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами.
Аналогичного
взгляда на функцию предпринимателя
в рыночной экономике придерживался
и крупный французский
Немецкий экономист В. Зомбарт дает следующее определение: предприниматель — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Австрийский экономист Й. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.
В курсе экономики фигурирует обобщенное понятие: предприниматель — это инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная.
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Предпринимательство как метод ведения хозяйства обусловлено в первую очередь самостоятельностью и независимостью хозяйствующих субъектов, наличием у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью. Благодаря этому предприниматель может достаточно быстро реагировать на изменение уровня цен, динамики спроса и предложения. Это означает, что предприниматель главным образом зависит от сложившейся в данный момент ситуации на рынке.
Другим условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Предпринимательство также обусловлено особым типом экономического мышления. Это реализуется в практической деятельности, то есть совокупности оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал Й. Шумпетер.
В экономической теории различают два вида дохода: во-первых, доход как понятие частнохозяйственное, то есть на микроуровне, есть сумма денежных поступлений в руки какого-либо лица в соответствии с собственностью на фактор производства; вовторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), то есть на макроуровне.
В данной работе речь пойдет именно о доходах, получаемых в результате функционального распределения. Основанием для распределения доходов является собственность на факторы производства.
Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:
В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Прибыль обычно определяют как разность между полной выручкой и полными издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на цену единицы товара). Но что следует включать в полные издержки?
С точки зрения бухгалтера, в издержки должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ресурсы на рынке. Поэтому эти затраты называются внешними издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.
Однако, согласно экономической теории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждение каждого фактора производства соответствует его предельному вкладу в создание продукта, и следовательно, должно входить в издержки. Другими словами, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы.
Любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наиболее эффективный для себя вариант. Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный доход должен входить в издержки владельца капитала.
Информация о работе Предпринимательство, как фактор производства. Прибыль – факторный доход