Прибыль как экономическая категория в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение прибыли предприятия и определение путей повышения работы предприятия. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
− изучить теоретические аспекты прибыли;
− определить общий механизм формировании и распределения прибыли;
− обосновать рост прибыли на РУП «МТЗ»;
− разработать пути повышения эффективности работы предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_gotovaya.docx

— 110.87 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Прибыль – это денежное выражение  основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли  усиливается с переходом экономики  государства на основы рыночного  хозяйства. Дело в том, что предприятие  любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремится к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Поэтому каждое предприятие, прежде чем  начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли  при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия  зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому она  теснейшим образом связана с  неопределенностью будущих экономических  явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

Вследствие вышеизложенного, анализ прибыли на предприятии становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия.

Объектом исследования в данной работе является Республиканское унитарные предприятия "Минский тракторный завод" (РУП «МТЗ»).

Предметом исследования является прибыль  как источник финансовых ресурсов предприятия.

Целью курсовой работы является изучение прибыли предприятия и определение путей повышения работы предприятия.

Для достижения поставленной цели в  работе ставятся следующие  задачи:

− изучить теоретические аспекты прибыли;

− определить общий механизм формировании и распределения прибыли;

− обосновать рост прибыли на РУП «МТЗ»;

− разработать пути повышения эффективности работы предприятия.

Теоретической и информационной базой  исследования служат труды отечественных ученых, нормативные и методические материалы, касающиеся рассматриваемых в курсовой работе вопросов, а также фактические материалы деятельности РУП «МТЗ».

 

 

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЯ  ПРИБЫЛИ

    1. Роль и содержание прибыли в рыночной экономике

Прибыль является важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Исследованию отношений, связанных с ее функционированием в экономике, посвящены многие труды отечественных и зарубежных экономистов. Среди них существуют различные точки зрения на природу прибыли, ее функции и возможности использования в хозяйственной практике в качестве экономического инструмента воздействия на производство и обращение. Поэтому изучению этих вопросов неизбежно должно предшествовать выяснение исходных теоретических позиций.

Как экономическая  категория, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Как цель деятельности коммерческой организации (предприятия) прибыль в условиях рыночной экономики является главным фактором экономического развития коммерческого предприятия. [3, с. 98].

Значение  прибыли заключается в том, что  рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, обновления основных средств, решения проблем социальных и материальных потребностей коллектива. Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств, доходность вложений в активы данного предприятия. Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим конечные финансовые результаты предприятия.

Сущность  прибыли проявляется в функциях, которые она выполняет на предприятиях и в организациях, работающих на началах коммерческого (хозяйственного) расчета.

Главные функции прибыли заключаются  в следующем:

1. Прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объема и качества выпускаемой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и  финансовой деятельности предприятия. По прибыли определяется отдача авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия, прибыль оказывает также воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

2.Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль является одновременно и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития производства, материального поощрения работников.

3.Прибыль является одним из основных источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования  совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных и социальных программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов [8, c.169].

Такое многофункциональное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что коммерческие предприятия негосударственных форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.  Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, качественной и нужной потребителю, снижению затрат на производство, внедрение новых технологий.

При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателей прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, она создает стимул для инвестирования в эти сферы.

В экономической  литературе рассматриваются несколько теорий прибыли:

− теория  классиков  политической  экономии  (А. Смит, Д. Рикардо);

− теория производительности капитала (Сэй, Дж.Б. Кларк);

− теория   «воздержания»,   «ожидания»,   «риска» (М. Сениор);

− теории, трактующие прибыль как трудовой доход (Дж. Милль, Бастиа);

− марксистская теория прибыли и др. [6, c.155].

В общем  смысле все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащееся в выручке от продажи. Разногласия, причем весьма существенные, возникают при попытке   установить,    из    каких    же компонентов состоит это «нечто».

Теоретические взгляды меркантилистов, например, основывались на исследовании внешней торговли. Они утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей в результате того, что товары за границей продаются по более высоким ценам, чем их купили внутри страны.

А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли не в обращении, а в  производстве. Исходя из трудовой теории стоимости, прибыль понималась как доход, который служит вознаграждением капиталиста за услуги капитала.

Существует много разновидностей концепции производства: теория производительности капитала, прибыли как трудового дохода предпринимателя, монопольной прибыли и др. Некоторые из них входят составными частями в теории: издержек производства, собственности, народонаселения и другие, казалось бы, не связанные с определением сущности прибыли. Наиболее распространенной теорией прибыли является теория производительности капитала как составная часть теории трех факторов – труда, капитала и земли.

Трактовка прибыли как трудового дохода предпринимателей была выдвинута еще в XIX в. Свое развитие она получила в трудах немецкого ученого В. Рошера, который определил прибыль как предпринимательскую заработную плату. Во второй половине XIX в. английский экономист А. Маршалл сводил предпринимательскую прибыль к плате за надзор и управление производством, считая ее разновидностью заработной платы или трудовым доходом.

Согласно  теории «воздержания», «ожидания», «риска»  прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя за его воздержание, ожидание, отсрочку потребления, риск [1].

Воздержание заключается в том, что предприниматель отказывается от немедленного потребления имеющихся у него средств или борется со своим желанием израсходовать имеющийся капитал, или подвергается переживаниям, рискуя, ожидая эффекта от вложенного в производство капитала.

Среди экономистов, поддерживающих эту теорию, особую известность получил английский ученый Н. Сениор. Он утверждал, что стоимость товаров определяется издержками производства, которые сводятся к двум видам «пожертвования» – труду и воздержанию. Н. Сениор подразделял прибыль на предпринимательский доход и процент, причем сводил вознаграждение за «воздержание» к проценту, а предпринимательский доход изображал как вознаграждение за деятельность предпринимателя.

Весьма  интересную и достойную внимания концепцию происхождения прибыли предлагает Л.М. Пронский. Он доказывает, что прибыль одного предпринимателя – это всегда убытки кого-то другого. Чтобы никто не разорялся, никто не должен получать прибыль. В этом случае все товары должны продаваться по «стоимости», т.е. по той цене, в которую обходится их производство. А если кто-то продает выше стоимости, значит, кто-то другой лишается возможности окупить и свои расходы.

Прибыль одного возможна только за счет другого. Под этим другим Л.М. Пронский понимает другого капиталиста (микроэкономический источник прибыли), «печатный станок», т.е. эмиссию (макроэкономический источник), иностранца (мегаэкономический источник).

Теорию  трудовой стоимости обобщил К. Маркс  и дал понятие прибавочной стоимости как неоплаченной стоимости товара, созданной трудом наемных рабочих и присваиваемой капиталистом, т.е. собственником. Многие современные экономисты придерживаются теории К. Маркса в вопросах происхождения прибыли [16].

В рыночной экономике появляются новые возможные источники получения прибыли – акции, облигации, арендная плата за сданное в аренду имущество. Объектами учета становятся нематериальные (неосязаемые) активы, фондовые ценности, вклады в другие фирмы. Кроме того, в условиях рыночных отношений появляются такие экономические категории, как цена «фирмы» или «фирменной марки», «цена авторских прав».

Известны  три основных источника получения  прибыли на коммерческом предприятии:

1. от реализации (продаж) продукции (работ, услуг);

2. от реализации основных фондов иного имущества и прочих активов (материалов, ценных бумаг), включаемых в операционные доходы предприятий;

3. от внереализационных операций (от сдачи в аренду основных фондов, доходы от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по ценным бумагам, присужденные штрафы, проценты по депозитным вкладам).

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акциза) и суммой расходов на производство и реализацию продукции в денежном выражении.

Информация о работе Прибыль как экономическая категория в Республике Беларусь