Природно-ресурсный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:51, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы комплексного исследования природно-ресурсного потенциала, оценки состояния и эффективности, рациональности его использования, а также возможных направлений развития связана не только с ярко выраженной ресурсной направленностью развития нашей страны, но и с тем, что Россия, охватывающая одну восьмую территории суши и обладающая самыми большими шельфовыми акваториями, имеет все возможности занять ведущее место в мировой экономике XXI в. по природно-сырьевым условиям, обеспечить экономическую безопасность, независимость политики и контроля за использованием ресурсов страны.
Целью данной работы является анализ природно-ресурсного потенциала Амурской области как одного из ведущих факторов развития экономики.

Содержание

Введение 6
1 Природно – ресурсный потенциал региона как фактор его развития 8
1.1 Природно-ресурсный потенциал и система его показателей 8
1.2 Основные подходы к оценке запасов природных ресурсов
1.3 Влияние природно – ресурсного потенциала региона на его
развитие 11
2 Анализ значения природно – ресурсного потенциала Амурской области на её развитие 24
2.1 Краткая экономическая характеристика региона 24
2.2 Природно-ресурсный потенциал области 28
2.3 Развитие области посредством использования природно-ресурсного
потенциала 31
Заключение 41
Библиографический список 44

Вложенные файлы: 1 файл

природно ресурсный потенциал.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Проект рассчитан на несколько этапов.

На первом этапе будут задействованы существующие избыточные генерирующие мощности Зейской и Бурейской ГЭС. Для передачи этих мощностей за 2010-2011 годы будет построена ЛЭП 500 кВ от подстанции Амурская до госграницы, проектно-сметная документация на которую уже разработана. В 2011 году объем экспорта электроэнергии в Китай достигнул 3,6 – 4,5 млрд. кВт час., мощностью 600 – 750 МВт. Ожидаемые поступления от экспорта - 5,6 млрд. рублей в год.

На втором этапе, за 2011-2015 годы должна быть построена Нижне-Бурейская ГЭС, установленной мощностью 321 МВт. На этот же период запланировано строительство Ерковецкой ТЭС, установленной мощностью 1800 МВт на борту Ерковецкого буроугольного месторождения и ЛЭП 800 кВ постоянного тока. Это позволит к 2016 году увеличить объемы поставок электроэнергии до 18 млрд. кВт час, мощностью 3000-3600 МВт на сумму до 22 млрд. рублей.

В дальнейшем возможно строительство  Нижне-Зейской ГЭС, установленной мощностью 400 МВт, по которой в настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы.

Строительство новых объектов генерации и электросетевых объектов не только увеличит объем экспорта и, как следствие, внешнеторговый оборот между Российской федерацией и Китайской Народной Республикой, но и создаст предпосылки для поставки электроэнергии в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, в Корею.

Учитывая, что гидрогенерация Приамурья позволяет обеспечить производство дешевой электроэнергии, Амурская область является естественным плацдармом для размещения крупных энергоемких потребителей – черной и цветной металлургии, космодрома «Восточный» с необходимой социальной и инженерной инфраструктурой, а также комплекса предприятий строительной индустрии в районе космодрома «Восточный».

В перечень основных проектов, куда можно выгодно инвестировать, входят строительство заводов по производству цемента, стекла, солнечных батарей, промышленное освоение Березитового и Маломырского золоторудных месторождений, месторождений титановых руд Большой Сейм, Куранахского, Гаринского железорудного месторождения и других. Продукция этих предприятий ориентирована не только на внутреннее потребление, но и на внешний рынок, что позволит диверсифицировать линейку экспорта.

Правительством Амурской области совместно с Правительством провинции Хэйлунцзян (КНР) начата работа по привлечению для реализации энергетических проектов кредитных ресурсов банков Китая. Кроме того, с китайской стороной прорабатывается вопрос о применении режима льготного налогообложения по НДС при импорте российской электроэнергии.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал проект экспорта электроэнергии в Китай. Им дано поручение Правительству РФ о снижении коэффициента резервирования электрической мощности для экспорта энергии в КНР, а также об изменении существующих правил оптового рынка электрической энергии в неценовой зоне ДВ с тем, чтобы они стали более привлекательными для сторон – объектов генерации и потребления электроэнергии.

Выполнение этих решений  создает уникальную ситуацию для  привлекательности инвестирования в энергетику и промышленные объекты на Дальнем Востоке. Открывается возможность фиксации тарифов для вновь возводимых электростанций и энергоемких производств на длительный период.

Использование имеющегося энергетического потенциала региона  не только в полной мере соответствует поставленным задачам по обеспечению энергетической безопасности экономики Приамурья, но и является прочной основой для ее дальнейшего развития, позволяет внести свой вклад в развитие внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

С учетом открывающихся  перспектив, приглашаем крупные компании к сотрудничеству по строительству  как объектов электроэнергетики, так  и других промышленных и инфраструктурных производств в Амурской области.

Наиболее масштабный проект развития региона связан с  освоением Россией космического пространства с территории Амурской области.

Основополагающее значение для развития Амурской области, как  на ближайшую, так и долгосрочную перспективу связано с созданием на территории Свободненского и Шимановского районов Амурской области нового российского космодрома «Восточный».

Космическая деятельность на территории Амурской области осуществлялась и ранее, с 1994 до 2008 года с использованием наземной космической инфраструктуры космодрома «Свободный».

В период функционирования космодрома «Свободный» было проведено 5 успешных пусков, в том числе 4 в  интересах международного сотрудничества с США, Израилем и Швецией.

Дальнейшие перспективы космической деятельности, реализуемой с территории Амурской области, определены принятым в 2007 году решением Президента Российской Федерации о создании российского космодрома «Восточный» как грандиозного наземного космического комплекса научного,

социально-экономического и коммерческого назначения.

Основными задачами нового российского космодрома являются:

-обеспечение подготовки  и запуска космических аппаратов  различного назначения;

-выполнение программ  пилотируемых космических полетов  и программ по изучению и освоению небесных тел;

-осуществление международного  сотрудничества в космической  сфере.

Создание основных объектов космодрома, то есть объектов наземной космической инфраструктуры и средств  выведения будет осуществляться в рамках действующей «Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы».

Создание обеспечивающей инфраструктуры (жилой фонд, аэродром, коммуникации, дороги) планируется  осуществлять в рамках федеральной  целевой программы по следующим направлениям:

- капитальное строительство объектов обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктуры космодрома;

- реконструкция обеспечивающей  инфраструктуры поселка Углегорск;

- выполнение научно-исследовательских  работ по оценке влияния деятельности космодрома на окружающую среду и население региона и обеспечение природоохранной деятельности космодрома.

Реализация этих мероприятий  будет происходить в два этапа.

На первом этапе (в  период до 2015 года – первая очередь) планируется:

–создание промышленной базы для строительства космодрома;

–реконструкция объектов жилой зоны – посёлок Углегорск;

– создание нового служебного жилого комплекса;

–создание систем, коммуникаций и объектов для осуществления  строительства и функционирования обеспечивающей и наземной космической инфраструктуры космодрома.

На втором этапе (в  период до 2020 года - вторая очередь) планируется:

– развитие промышленной базы строительства космодрома;

– развитие жилого комплекса  и административно-делового центра;

– создание аэродромного комплекса;

– строительство водородного завода для обеспечения космодрома ракетным топливом;

Решение задач создания обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» только за счет средств  федерального бюджета РФ в современных  условиях представляется неэффективным. Как известно, на современном этапе развитие космонавтики, как одной из самых дорогостоящих отраслей, немыслимо без серьезного международного сотрудничества, в т.ч. финансового. Имеется немало примеров успешного международного сотрудничества в области космонавтики. Так, самый дорогой космический проект, которому уже 10 лет, - Международная космическая станция (МКС), в нем участвуют шестнадцать стран мира. Действуют также российско-корейский проект по созданию Корейской космической системы запуска (ККСЗ) на космодроме Наро, программа долгосрочного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между Федеральным космическим агентством (Роскосмосом) и Европейским космическим агентством (ЕКА) в Гвианском космическом центре (космодром Куру), Космодром «Байконур», в модернизации объектов которого активное участие принимают Россия, США, Украина и страны – участницы Европейского космического агентства (ЕКА).

Что касается космодрома «Восточный», то уже на сегодняшний  день в инвестировании мероприятий  и проведении работ по созданию обеспечивающей инфраструктуры космодрома изъявили желание участвовать, в той или иной мере, предприятия и организации 18 субъектов Российской Федерации, включая и субъекты Дальнего Востока. Существуют предварительные договоренности о возможном участии японских компаний в направлении инвестиций и строительства отдельных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома:

- водородного завода;

- аэродромного комплекса;

- административно-делового центра в жилом комплексе нового города.

В Сеуле проходило IX заседание Российско-Корейской Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где затрагивались вопросы возможного участия Корейской Республики в создании объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома.

Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона на ближайшую перспективу должны быть интересны предложения о совместных работах по созданию:

– водородного завода;

– отдельных объектов транспортной системы;

– гостиницы и делового центра в новом жилом комплексе;

– объектов развития международного туризма;

– центра международных  симпозиумов;

– объектов торговли и  питания, здравоохранения, культурно-бытового и культурно-досугового назначения.

в период эксплуатации космодрома вполне возможны:

– реализация совместных программ пилотируемых космических полетов;

– решение новых масштабных задач по освоению ближнего и дальнего космоса;

в долгосрочной перспективе  точками стратегического партнерства  в космической деятельности должны стать:

– реализация космических  программ по освоение Солнечной системы и дальнего космоса;

–создание международных  космических станции, возможность, при необходимости, проведения пусков ракет-носителей с одного из космодромов – «Восточный» и «Байконур», космодромов Китая, Японии и Южной Кореи.

Выполнение этих задач  станет нереальным без глубокого международного сотрудничества в наукоемких областях. Интегрирующие усилия развитых стран в этой области крайне востребованы.

Какую ставку делает Амурская область на космодром «Восточный»? Создание космодрома «Восточный» в Амурской области по влиянию на развитие региона, да и страны в целом, с нашей точки зрения, следует рассматривать как стройку века. Основания для такого суждения очевидны:

- именно с космодрома  «Восточный» планируется развитие  отечественной пилотируемой космонавтики в направлении освоения Луны и Марса;

- именно здесь должны  найти применение перспективный  пилотируемый корабль и ракетно-космический  комплекс с ракетой-носителем  для его выведения;

- именно здесь будут  испытываться и в дальнейшем  эксплуатироваться ракеты-носители тяжёлого и сверхтяжёлого классов.

Для Амурской области  строительство и эксплуатация космодрома позволят:

- привлечь значительное  количество природных, материальных  и людских ресурсов региона;

- создать новые производственные  мощности;

- усилить интеллектуальный потенциал населения.

Со строительством космодрома инновационный путь развития для  Амурской области приобретает реальные очертания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. И, в отличие от других стран, очень существенная часть – природа и труд предыдущих поколений богато одарили Россию. В России живет менее 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 35 раз богаче американца и в 10 -15 раз – любого европейца. Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины, медикаменты, многие другие жизненно важные блага.

Недра Амурской области  таят в себе неисчислимые богатства, которые к настоящему времени на 95 % являются невостребованными. Перспективы создания здесь надежной минерально-сырьевой базы - основы экономического развития любой территории, весьма велики. Россыпная золотодобыча, история которой насчитывает около 150 лет, постепенно сокращается в связи с истощением сырьевого потенциала. В перспективе будущее золотодобычи связано с отработкой коренных месторождений золота различных генетических типов. За счет вовлечения в освоение месторождений рудного золота объем золотодобычи в целом по области к 2013 году может быть увеличен до 18 тонн.

На  сегодняшний день практически уже  создана сырьевая база для развития черной металлургии (месторождения железных, железо-титан-ванадиевых руд и необходимого нерудного сырья). Созданы все необходимые предпосылки для выявления на территории области значительных промышленных скоплений медно-никелевых руд.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал