Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:20, контрольная работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1.1. Показатели безработицы………………………………….................4-5
1.2. Виды безработицы…………………………………………...............6-11
1.3. Причины безработицы………………………………………............12-14
1.4. Методы борьбы с безработицей………………………....................15-18
ГЛАВА 2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ………………………...............19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация
программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица ударяет по
пожилым (их уже никто не хочет брать на
работу из-за падающей производительности
труда и ухудшения здоровья) и самым молодым
(их еще никто не хочет брать на работу
из-за низкой квалификации и отсутствия
опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться
различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго , но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
ГЛАВА 2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.
Положение с
безработицей в России имеет определенное
своеобразие. При падении производства
на 50% половина населения страны безработными
не является и не обращается за помощью
в службу занятости. Россия – страна
с колоссальными богатствами, у
которых после падения «
Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.
Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентноспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств для развития.
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее еще во времена командной системы, - так называемая «неполная занятость».
Наиболее
распространенными в России проявлениями
неполной занятости являются:
- предоставление работникам неоплачиваемых
отпусков - введение сокращенного рабочего
дня или сокращенной рабочей недели.
Люди, находящиеся в таком положении, формально не состоят на учете в службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.
Корни нынешней российской неполной занятости уходят во времена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление, которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Поскольку коммунистическая идеология не допускала возможности существования в социалистическом государстве безработицы, численность рабочих мест планировалась так, чтобы возникал даже некоторый их избыток.
В 1995г. уровень безработицы в России , включая скрытые формы, оценивался в 12%, а в отдельных областях 25% и выше.
Большая часть нынешних российских безработных – это мужчины (55%). Средний возраст безработного в нашей стране сейчас примерно 34 года, но продолжает расти доля тех, кому от 22 до 39 лет. В группе моложе 20 лет без работы каждый пятый.
Наиболее высоким уровень безработицы является сейчас в Ивановской области. Здесь из-за тяжелейшего кризиса главной отрасли региона – легкой промышленности – без работы остался каждый третий. А в таких областях , как Владимирская, Астраханская, Брянская , уровень безработицы достиг 10-14% от численности трудоспособного населения.
Все это говорит о том, что экономические болезни, унаследованные Россией от командной экономики СССР, крайне тяжелы и бороться с ними очень не просто. Поэтому перед государством стоит задача, которой придется уделить должное внимание – как сократить безработицу. Эта проблема становиться все более заметной так как число безработных неуклонно растет, а число свободных рабочих мест практически не меняется.
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.
За низким
показателем официально регистрируемой
безработицы не видна, например, скрытая
безработица, что ставит необходимость
подсчета макроэкономических издержек
роста безработицы. Такая цена роста
безработицы должна определяться в
большей мере не ростом компенсационных
выплат и финансированием программ
занятости, а в форме потерь возможного,
но не произведенного ВНП вследствие
незанятости части рабочей
Как отмечалось выше, официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению дел.
Так, в отчете Госкомстата за 1996 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
II. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
III. Снижение фактического предложения рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
IV. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Следует как можно быстрее снизить безработицу т.к.
Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Причины и виды безработицы. Безработица в России