Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:12, контрольная работа
Великая депрессия — рецессия мировой экономики, начавшаяся в большинстве мест в 1929 году и закончившаяся в начале 1933. Однако вплоть до 1945 года мир выходил из депрессии, поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии. В русском языке более употребителен термин мировой экономический кризис, а термин «Великая депрессия» обычно употребляется лишь в отношении кризиса в США.
В 1936 г. был принят Закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности. Но закон не распространялся на лиц, занятых в сфере торговли и обслуживания.
В 1938 г. был принят Закон о справедливых условиях труда, который устанавливал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.
В целом «Новый курс» Рузвельта способствовал преодолению кризисного состояния экономики (хотя и медленными темпами) и к 1937г. по ряду экономических показателей США вышли на отметку 1929 г. (до кризисного периода).
Однако «Новый
курс» нельзя расценивать как
переход к социалистическому
планированию, так как оставалась
незыблемой частная собственность,
в США не было национализировано
ни одного предприятия или банка.
«Новый порядок» в Германии
Зависимое положение неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 годов и своего пика кризис достиг в 1932г., поразив банковскую систему, промышленность, вызвав огромную безработицу. Прекращение помощи со стороны ведущих стран ещё больше усугубило положение страны. В такой ситуации, видя неспособность противостоять экономическому кризису, стал формироваться блок монополий и фашизма, и в 1933г. фашисты пришли к власти, установив фашистский режим.
Экономическая политика фашизма носила крайне выраженный характер , где государственное управление хозяйством было доведено до крайней степени, а антикризисные меры носили чрезвычайный характер и преследовали военно-политические цели.
Программа фашистов включала уничтожение демократии, подготовку к войне, подчинение крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднятие экономики путём обширных государственных заказов. Это определило формы и методы выхода страны из кризиса. С этой целью нацистским руководством был сделан упор:
1) на восстановление
важных военных отраслей
2) на создание
предприятий, выпускающих
Это потребовало концентрации огромных средств в руках государства, поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, который стал основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, трудовых и прочих ресурсов.
Главным содержанием
экономической политики фашизма
стала всеобщая милитаризация Германии,
которая проводилась
Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и открыто начал перевооружение Германии: в апреле 1933 г. создал министерство авиации; в 1934 г. было восстановлено колониальное ведомство; в марте 1935 г. ввёл всеобщую воинскую повинность; в июне 1935 г. заключил с англичанами морской договор, по которому Германия добилась права строить свой надводный и подводный флот; в марте 1936г. были разорваны Локарнские соглашения и посланы войска в демилитаризованную Рейнскую область.
Однако, западные державы не выступили с протестом. Более того, монополии США, Англии, Франции финансировали фашистскую Германию, помогали оснащению её армии, снабжая стратегическим сырьём.
Фашисты создали
сложный аппарат для
В 1933г. правительство
Германии приняло закон о принудительном
картелировании экономики, после чего
в ряде отраслей промышленности были
созданы объединения
В 1934г. был издан «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства», по которому министр экономики получил полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп, через которые проводились государственные решения в области экономики: промышленности; энергетики;банковского и страхового дела; транспорта; торговли.
Во главе экономике
стоял Главный хозяйственный
совет. Таким образом, в руководстве
экономикой делался упор на методы
прямого, административного
В мае 1935г. был принят закон «Об обороне империи», по которому генеральный уполномоченный в области военной экономики (Я. ШАХТ) должен был поставить экономику на службу ведения войны. С этой целью:
- шло сокращение мирных отраслей и начато массовое производство вооружения и военных материалов;
- увеличивался экспорт и сокращался ввоз продовольствия чтобы обеспечить стратегические отрасли валютой;
- осуществлялся жёсткий контроль и регламентация внешней торговли.
В 1936г. был утвержден
4-летний план мобилизации экономических
ресурсов, накопления дефицитных материалов
и расширения производства военного
снабжения, цель которого - создание собственной
сырьевой базы для обеспечения нужд
военного производства. По нему военно-стратегические
предприятия снабжались сырьём, кредитами
и рабочей силой в первую очередь
и 3/5 всех инвестиций поступали в
эти отрасли. В итоге тяжёлая
промышленность в 1939 г. превысила уровень
1934г. на 50 %. При подготовке к войне
ускоренными темпами
Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В связи с этим было создано «Имперское сословие по продовольствию» – главный орган по регулированию сельскохозяйственного производства. Вводилась система принудительных поставок сельхозпродукции, продукция каждого двора находилась на строгом учёте и большую часть её крестьянин должен был сдавать по низким ценам, каждый крестьянин превращался в «солдата фронта питания», был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.
Фашистское государство взяло под контроль Рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый «немецкий трудовой фронт». В 1934 г. вышел закон «Об организации национального рынка труда», где декларировалось прекращение классовой борьбы и рабочие превращались в «солдат труда». Были отменены коллективные договоры, уничтожены все рабочие организации, запрещены стачки и забастовки, зарплата регулировалась «Немецким трудовым фронтом». С установлением фашистской диктатуры складывается система внеэкономического принуждения: постепенно вводились некоторые виды трудовой повинности – сначала с целью сокращения безработицы, а с 1935г. вводится принудительная трудовая повинность для молодежи от 18-до 25 лет, которая с 1938г. становится всеобщей. С 1934г. рабочим-металлистам было запрещено менять место работы, в 1935г. для учёта и мобилизации рабочей силы использовались особые рабочие билеты. Эти ограничения позднее распространялись на все категории квалифицированных рабочих, удлинялась рабочая неделя и рабочий день.
Фашисты стимулировали
перерастание монополистического капитала
в государственно-
Таким образом,
быстрыми темпами происходило сращивание
государственного аппарата с монополистическими
кругами, сложилась тоталитарная модель
государственно-
Заключение
Обвал курсов
ценных бумаг на Нью-Йоркской
бирже спровоцировал финансово-
Ведущие капиталистические страны, несмотря на схожесть проблем, с которыми они столкнулись во время кризиса, использовали разные модели выхода из него. На их выбор влияла существовавшая в каждой стране в период кризиса комбинация политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. Результат антикризисных преобразований во многом зависел от умения правительства каждой из стран осмыслить эти факторы, увидеть взаимосвязи и наметить механизм, устраняющий их негативное влияние. Однако при всем разнообразии моделей выхода из кризиса можно отметить главное: кризис дал мощный толчок процессу активного вмешательства государства в экономику и становлению различных систем регулируемого капитализма.
Анализ антикризисных программ позволяет выделить в них два основных направления.
1.Значительно была повышена роль государственного бюджета, он являлся основным инструментом принятого в США, Англии курса выхода из кризиса. С помощью его средств осуществлялось финансирование производства и социальных программ.
К этому направлению можно отнести и модель выхода из кризиса Франции. Но в этой стране усиление государственного вмешательства в экономику, развитие госсектора и активное использование финансовых рычагов было связано прежде всего с решением социальных программ, выработкой плана действий, направленных на удовлетворение нужд широких слоев населения.
2.Создание тоталитарно-
татом реализации модели выхода из кризиса
в Германии. Усиление
государственного регулирования экономики
было направлено на
создание жесткой централизованной системы
управления, усиле-
ние милитаризации экономики, огосударствление
рабочей силы,
использование государственного бюджета
и финансовых рычагов
регулирования для полного контроля над
экономикой.
Однако, несмотря
на реализацию удачных или менее
удачных антикризисных
Тест
Соотнесите страны и положения программ выхода из «Великой депрессии».
А. План экономии Дж. Мэя
Б. Программа Народного фронта
1. сокращение расходных статей бюджета
2. введение каталога обязательных цен
3. экономия на пособиях по безработице
4. сокращение рабочей недели при сохранении средней заработной платы
5. уменьшение
жалованья государственным
6. предоставление
государством предприятиям «
заказов и других привилегий.
Ответ:
А. План экономии Дж. Мэя.
1. сокращение расходных статей бюджета
3. экономия на пособиях по безработице
5. уменьшение
жалованья государственным
Б. Программа Народного фронта
2. введение каталога обязательных цен
4. сокращение рабочей недели при сохранении средней заработной платы
6. предоставление
государством предприятиям «
Список литературы
1. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г
2. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001г
3. История мировой экономики: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2000.
Информация о работе Причины, содержания и последствия «Великой депрессии»