Проблема "бегства капитала" и возможности ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:28, реферат

Краткое описание

Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Плохо то, что вывоз капитала влечет за собой утрату производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности. Об этом говорят газеты и телевидение, указывая на то, что часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.

Содержание

1.2 Вывоз прямых и портфельных инвестиций 7
1.3 Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала 9
2. Анализ динамики бегства капитала из России и география эмиграции капитала в настоящее время 13
2.1 Оффшоры 13
2.2 Нелегальные механизмы вывоза капитала 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

4. Экология.

Многие развитые страны сегодня, уделяя большое внимание собственной  экологической безопасности, строят за границей экологически вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовленную на этих предприятиях (медпрепараты, химическая промышленность и др.).

5. Политика.

Вывоз капитала в виде государственных  займов часто преследует не экономические, а политически цели. Поэтому государственный капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска. Кроме того, изменение политической ситуации в стране может сильно влиять и на ввоз капитала, так как иностранный инвестор очень чутко реагирует на изменения политической ситуации в стране приложения капитала.

 
 

2. Анализ динамики бегства капитала из России и география эмиграции капитала в настоящее время 

2.1 Оффшоры 

Оффшором (от английского off shore — «вне берега») называется юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с полным отсутствием или минимальным уровнем налогообложения и не ведущее бизнеса в стране регистрации. Зачастую все налоги заменяются некоторым фиксированным ежегодным платежом, а расходы сводятся к затратам на ведение бухгалтерского учета и прохождение аудита. В мире насчитывается около полусотни стран, которые дают существенные налоговые льготы компаниям, принадлежащим нерезидентам. Несмотря на то, что само слово «оффшор» на бытовом уровне ассоциируется с отмыванием денег, финансовыми пирамидами, мошенничеством и прочим криминалом, это лишь финансовый инструмент, который используется во вполне законных целях — оптимизации налогообложения, проведения финансовых расчетов, работы с ценными бумагами, защиты собственности и т. д. Все крупнейшие зарубежные банки и инвестиционные компании имеют не один десяток дочерних структур, которые в том числе и в оффшорных юрисдикциях ведут для них финансовые операции. В оффшорных финансовых центрах сосредоточено более половины мировых финансовых средств, и это реальность, которая будет существовать независимо от желаний того или иного лидера, той или иной страны или группы государств. Среди стран, осуществляющих инвестиции в Россию, велика доля оффшорных юрисдикций. Таким образом, капитал, когда-то утекший за рубеж, возвращается на родину уже в почетном статусе иностранных инвестиций. Необходимо отдавать отчет в том, что оффшорная компания не избавляет ее владельца раз и навсегда от уплаты налогов. Налоговые льготы предоставляются только страной регистрации и только для доходов, полученных из источников за пределами страны регистрации. 
 
Можно упрощенно разделить все юрисдикции на три группы: 
 
1) Во-первых, это оффшоры в прямом смысле слова — небольшие острова и архипелаги Карибского моря (Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Багамские острова и др.), Тихого (Вануату, Науру) и Индийского (Маврикий, Сейшельские острова) океанов. Их отличают полное отсутствие налогов, умеренные фиксированные платежи, нетребовательность к ведению бухгалтерского учета, а также высокая степень конфиденциальности и анонимности владельцев компаний. Однако несомненные преимущества компенсируются невысоким престижем зарегистрированных в этих странах фирм. 
 
2) Европейские территории с льготным налогообложением некоторых видов деятельности (Лихтенштейн, Гибралтар, Кипр, Люксембург, Швейцария) обладают гораздо более высоким статусом, а потому и более высокими расходами на содержание, в некоторых случаях эта цифра может составлять до десятков тысяч долларов в год. Причем эти территории нельзя назвать оффшорами в полном смысле этого слова: налоги здесь платятся, бухгалтерская отчетность ведется, аудит необходимо проводить регулярно. Сведения о владельцах бизнеса раскрываются в обычном порядке. 
 
3) Наконец, к оффшорам можно отнести и административно-территориальные образования, в которых действует особый режим налогообложения, как, например, Лабуан в Малайзии или некоторые штаты в США. К этой группе можно отнести и российские территории, такие как Калмыкия, Алтай, Углич. 
 
Оффшорные юрисдикции называют налоговыми убежищами, налоговым раем, потому что изначально функции оффшорных компаний свелись к тому, что деликатно именуют оптимизацией налогообложения. Оффшор выступает как внешне независимая экономическая единица, которая может выступать в качестве партнера, учредителя, клиента основного бизнеса, однако действиями этого «контрагента» фактически руководят менеджеры основной компании. В некоторых случаях весь основной бизнес компании может быть зарегистрирован в оффшорной территории. Например, один из крупнейших американских конгломератов — Тусо International «переехал» на Бермуды, чтобы не платить высокие американские налоги. 
 
В торговых схемах оффшор обычно выступает в качестве посредника между поставщиком товара и действительным покупателем. При экспорте товары или услуги продаются оффшорной компании по наименьшей возможной цене, а затем компания перепродает фактическому покупателю по действительной. Таким образом, разница между ценой закупки и ценой продажи накапливается в безналоговой зоне. Этой схемы, именуемой трансфертным ценообразованием, в той или иной модификации придерживаются многие экспортеры. В случае импорта необходимо, кроме того, учитывать и таможенные пошлины, так как слишком низкая цена приведет к росту налога на прибыль, а слишком высокая — таможенных платежей. В каждом отдельном случае можно подобрать такую цену, при которой общая сумма платежей государству будет минимальной. Кроме того, при покупке товара в России, предназначенного на экспорт, придется платить НДС, который государство вернет через какое-то время, при заключении же договора от имени иностранной оффшорной компании НДС платить не придется. 
 
Широко используются возможности оффшорных компаний в качестве холдингов — структур, специализирующихся на участии в уставных капиталах других организаций. Из этого следует, что основными источниками доходов холдинга являются выплачиваемые дочерними компаниями дивиденды, а также доходы от реализации акций. В случае международного холдинга налогообложение может иметь место как в стране возникновения дохода (у источника), так и в стране регистрации холдинга. 
 
Получить освобождение от налогов на распределяемые теперь уже холдингом дивиденды сложнее, однако и это возможно в некоторых схемах. Возможны и более сложные схемы, когда холдинг выступает в качестве транзитного элемента и накопленный доход передается в другую оффшорную компанию. Традиционными юрисдикциями для создания холдингов считаются Нидерланды, Дания, Люксембург, Швейцария. В России из-за чрезвычайно выгодного соглашения об избежании двойного налогообложения типичной холдинговой юрисдикцией считался до недавнего времени Кипр. 
 
Холдинговая структура организации бизнеса позволяет снижать налоги с процентных платежей по кредитам, которые холдинг выдал своим филиалам, концентрировать выплачиваемые дивиденды в безналоговой зоне, оптимизировать финансовые потоки между дочерними структурами, сокращать издержки по управлению предприятиями. В России владелец холдинга может сколько угодно долго оттягивать выплату своего подоходного налога, реинвестируя прибыль, в то время как законодательство большинства развитых стран требует принудительного включения даже нераспределенной прибыли контролируемых компаний в налогооблагаемую базу. Часто холдинговая компания используется для обеспечения анонимности владельцев. Если владельцами российской компании являются оффшорные компании с номинальными акционерами и директорами, то узнать, кому же на самом деле принадлежит компания, затруднительно. Номиналами, в действительности, могут быть как физические, так и юридические лица, которые выполняют эти функции для обеспечения анонимности клиента. 
 
Номинальные директора страхуют себя на случай убытков специальными письменными гарантиями со стороны клиента. До сих пор владельцами некоторых крупнейших российских компаний значатся оффшорные компании, о реальных собственниках можно только догадываться. Хотя стопроцентной защиты капитала институт номинальных акционеров и директоров дать не может, юридически более безопасной формой обезопасить личное состояние и избежать уплаты налога на имущество является траст (доверительная собственность). Таким образом можно защитить имущество от кредиторов и государственных органов и уйти от некоторых налогов, в первую очередь на имущество, так как после создания траста имущество юридически не принадлежит его учредителю. Траст также является более гибкой альтернативой завещанию. 
 
Многие известные инвестиционные компании и фонды зарегистрированы в оффшорах. С одной стороны, это позволяет избежать довольно жесткого государственного регулирования развитых стран, с другой — существенно снизить налоговые платежи. Поэтому оффшорным инвестфондам, как и оффшорным банкам, удается обеспечивать несколько более высокие показатели рентабельности. К примеру, знаменитый фонд Quantum Endowment Fund Джорджа Сороса, зарегистрированный на Нидерландских Антильских островах, показывал в среднем 31% годовых за свою более чем тридцатилетнюю историю (1969-2007). 
 
Оффшорные страховые компании занимаются внутрифирменным страхованием (captive insurance) и перестрахованием. Кэптивное страхование заключается в страховании рисков какого-либо узкого круга лиц, обычно собственников. Обычно прибегают к услугам собственной страховой компании, когда риск наступления страхового случая очень мал, а размеры премий велики. Так как величина премий сторонней страховой компании устанавливается из среднестатистических показателей, а уровень риска отдельной компании может существенно отличаться в ту или иную сторону, то зачастую бывает выгодно передать страхование дочерней структуре, которая может определить риски каждого клиента. Перестрахование используется как скрытая форма вывоза капитала из страны — заключается договор о страховании с обычной компанией, которая перестрахует свои риски у оффшорной, принадлежащей самому страхователю. 
 
Активизировалась международная деятельность по борьбе с финансированием терроризма, отмыванием денег и прочим криминалом. В какой-то мере это отразилось на привлекательности оффшорных юрисдикций. После принятия в США известного антитеррористического закона — USA Patriot Act, практически умерла отрасль частных оффшорных банков, поскольку американским банкам были запрещены корреспондентские отношения с банками-"пустышками" (shell banks), не имеющими офиса ни в одной стране. 
 
Рекомендации международных организаций, таких как FATF и OECD, не требуют ограничить использование оффшорных компаний, а в большинстве случаев сводятся к ужесточению идентификации владельцев оффшорных компаний. Например, в виде запрета выпуска акций на предъявителя, обязательного раскрытия информации о бенефициарных владельцах и т. д. Большинство оффшорных юрисдикций пообещало привести свое законодательство в соответствие с этими требованиями к 2005 году. 
 
Допустим, владелец оффшорной компании хочет купить или построить на Кипре объект недвижимости и использовать ее для туристических услуг. Он производит эту операцию от имени своего иностранного партнера-инвестора, а далее развивает гостиничные услуги для туристов на им же самим оговоренных условиях. Средства, аккумулированные на счете оффшорной компании, могут быть использованы и для приобретения недвижимости за рубежом. Владельцем недвижимости в этом случае может выступать компания, а не частное лицо. 
 
Далее, под залог этой недвижимости в иностранном банке может быть взят кредит на хороших условиях, и деньги снова используются в бизнесе. 
 
Оффшорные компании могут использовать эффективную и недорогую зарубежную банковскую систему для таких операций, как переводы, аккредитивы и банковские гарантии, принимаемые всеми западными покупателями, а также кредитные карточки и снятие наличных денег. 
 
Управление компанией обычно подразумевает две вещи: подписание от имени компании контрактов и других документов и управление банковским счетом. Вы можете быть директором или при наличии правильно оформленной доверенности полномочным представителем своей компании. Законодательство не запрещает гражданам работать в иностранных фирмах. Главное, чтобы гражданин платил налоги со своих доходов. Однако он может, в принципе, работать и бесплатно, и даже в этом случае государство не должно иметь к нему никаких претензий. Но власти обычно с подозрением относятся к подобному альтруизму, поэтому владельцы оффшорных компаний предпочитают не ставить их в известность о своей бескорыстной работе на инофирму или всё-таки платить себе хоть какую-то зарплату и декларировать её. 
 
На территории России вправе осуществлять предпринимательский бизнес компании, имеющие регистрацию за рубежом. Можно выделить три группы таких компаний, а именно: 
 
1. Предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах; 
 
2. Предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах; 
 
3. Транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России. 
 
В целом, зарегистрированные за рубежом предпринимательские фирмы имеют право беспрепятственно действовать на территории Российской Федерации на основании полученных ими лицензий и других разрешительных документов для выполнения видом предпринимательской деятельности, которые требует обязательного лицензирования. В остальных случаях они вправе осуществлять свою деятельность без лицензии. 
 
Такие фирмы могут создавать в России свои представительства, которые, согласно российскому законодательству, вправе лишь представлять интересы субъектов бизнеса и осуществлять их защиту. Все свои предпринимательские функции, включая проведение финансовых операций и уплату налогов, подобные формы осуществляют за пределами России. Непосредственно на территории России указанные субъекты предпринимательского бизнеса занимаются лишь поисками контрагентов и клиентов, оказывают услуги через Интернет и выполняют разовые поручения единичных клиентов (например, в области консультирования или проведения экспертизы). Разновидностью таких предпринимательских фирм, действующих на территории Российской Федерации, являются оффшорные компании. 
 
В настоящее время сформировалась широкая область применения оффшорных компаний: банковский и страховой бизнес, операции с недвижимостью, судовладение и международные перевозки, лицензионная и научная деятельность, строительство, производство и т.п. Что касается производственной деятельности, то ее осуществляют так называемые контактные оффшорные компании, которые, не имея своих собственных производительных мощностей, заказывают производственные услуги в других компаниях, а сами занимаются обеспечением основного производства (разработка товара, сбыт, реклама, поиск рыночных ниш и т.д.) 
 
Предпринимательская деятельность фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах, обладает пятью существенными признаками. 
 
Первый из них состоит в том, что регистрации предпринимательской фирмы в оффшорной зоне не обусловливает для данной фирмы необходимость осуществления деловой деятельности исключительно по месту регистрации. Любая компания, получившая регистрацию в оффшоре, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в тех точках земного шара, где не существует запретов на появление оффшорных компаний. 
 
Второй признак состоит в том, что регистрация компании в оффшорной зоне возможна лишь при наличии там каких-либо особо выгодных условий деятельности, либо регистрации. В самых известных в настоящее время оффшорных зонах, как правило, не облагаются налогами доходы в виде дивидендов по ценным бумагам, активы, находящиеся в доверительном управлении, отсутствуют любые налоги на экспортируемый капитал. 
 
Оффшорные зоны или, как их иногда называют, «налоговые гавани» можно разделить на три группы по территориальному принципу: 
 
Европа. В состав данной группы входят принадлежащий Великобритании остров Мэн, Гибралтар, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Мальта, португальский острой Мадейра, Нидерланды, Ирландия. 
 
Атлантика и Карибы. В состав данной группы входят Бермудские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Гайана, Барбадос, Панама; иногда в состав данной группы относят уже упоминавшийся американский штат Делавэр, на территории которого действуют особые условия регистрации предпринимательских фирм – против этого, впрочем категорически возражают власти самого штата Делавэр. 
 
Азия/Тихий океан. В состав данной группы входят Гонконг, острова Кука, Науру, Вануату, Лабуан, Сингапур. 
 
Третий признак состоит в том, что зарегистрировать оффшорную компанию можно, как правило, без собственного физического присутствия в месте регистрации. Регистрацией оффшорных компаний занимаются специализированные агентства, являющиеся субъектами специфической разновидности бизнеса на рынке консультационных услуг, называемой регистрационным бизнесом. Такие агентства за рубежом обычно называются секретарскими компаниями. Они осуществляют помощь в нахождении оптимальной оффшорной зоны для клиентов, консультируют их по всем вопросам регистрации и сопровождения оффшорных компаний. В частности, в России в настоящее время действует большое число подобных агентств. 
 
Четвертый признак состоит в том, что имена подлинных участников оффшорных компаний бывают известны, как правило, лишь сотрудникам соответствующих секретарских агентств. Сами же оффшорные компании регистрируются на номинальных учредителей, которые за вполне умеренное вознаграждение готовы признать себя владельцами такой предпринимательской фирмы, не обладая ни малейшим представление о том, чем именно, в какой точке света и с какими успехами данная фирма занимается. Это обстоятельство способствует особой привлекательности оффшорных зон, в том числе и для владельцев капитала, полученного незаконным путем. Ведь ограничений на создание оффшорных компаний и на открытие счетов таких компаний в коммерческих банках не может установить никто, кроме местных властей и руководства самих банков. 
 
С данным обстоятельством связан и пятый признак предпринимательства в оффшорных зонах. Он состоит в выгодности существования таких зон для государства, решившего либо полностью превратиться в оффшор, либо выделить под оффшор часть своей территории. Известно, что оффшорные зоны, как правило, бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития. 
 
Превращение оффшорных зон в привлекательные и притягательные места размещения капитала способствует значительному притоку иностранного капитала, увеличение оборотов которого позволяет обеспечить возрастание доходов в местные бюджеты. Поэтому создание и поддержание оффшорных зон можно трактовать как особую разновидность деловой деятельности (оффшорного бизнеса). Местная администрация оффшорных зон регулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей, местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы эти растут пропорционально увеличению числа создаваемых компаний. Местное население получает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи, гостиницах, на транспортных предприятиях. 
 
Поскольку оффшорный бизнес вводится для привлечения иностранных инвестиций, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, а параллельно принимаются меры для изоляции оффшорных предпринимательских фирм от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

2.2 Нелегальные механизмы вывоза капитала 

Основной причиной ускорения бегства капиталов  из страны стали неверие в перспективы  экономического роста. Усугубляет положение  и рост внутриполитических рисков: дело ЮКОСа, угрозы терактов и политические заявления о намерении взять под контроль стратегические ресурсы. Аналитики инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» в одном из докладов решили проблему бегства капиталов очень просто - они отменили ее, посчитав, что Россия включилась в общемировую систему движения капиталов. Главным насосом перекачки средств за границу стал Центральный банк России. 
 
Помимо легальных каналов существуют незаконные механизмы эмиграции капитала. Самые распространённые – хорошо известны и включают в себя следующие: 
 
1. Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе. 
 
2. Неверное указание доходов от экспорта достигается несколькими способами: 
 
- занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях; 
 
- контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета. 
 
Преимущественное сосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его в основной канал оттока капитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала из страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, что отток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей. 
 
Завышение размеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров или услуг. 
 
По сравнению с экспортным механизмом, величину оттока капитала через этот канал оценить значительно сложнее, поскольку структура российского импорта оказывается значительно более диверсифицированной, чем структура экспорта. 
 
Фиктивная предоплата по импортным сделкам. 
 
Это еще один из важных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когда предприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется. 
 
Целый ряд операций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередко осуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков. 
 
Невиданные ранее объемы денег, замороженных в 2004 году в бездействующих государственных накоплениях, — более 120 млрд долларов золотовалютных резервов и, грубо, по 20 млрд долларов в стабилизационном фонде и профиците федерального бюджета — на фоне заметно более скромных по сравнению с прошлыми годами показателей роста экономики (ВВП прирос, по оценкам, на 6,8% против 7,3% в 2003 году; торможение промышленного выпуска оказалось еще сильнее) наводят на мысль о необходимости что-то менять в макроэкономической политике. Бесконечно собирать резервы и фонды на случай грядущих потрясений и ухудшения мировой конъюнктуры бессмысленно. Решать одновременно все три задачи — снижать инфляцию, сдерживать рубль и использовать доходы стабилизационного фонда на общенациональные программы и проекты — невозможно. 
 
Вот уже седьмой год подряд ради сдерживания рубля власти выводят из страны по официальным каналам (в виде прироста золотовалютных резервов и уплаты внешнего долга) примерно треть национальных сбережений — около 10% ВВП ежегодно. С начала 2000 года этот организованный отток капитала в три-четыре раза превышает пресловутый вывоз капитала частного сектора. 
 
 
Рис.1 
Хотя изначально накопление резервов позиционировалось как временная мера, которая должна была обеспечить «мягкую посадку» — плавный переход к более равновесному курсу рубля — и естественным образом устраниться с его укреплением и ростом импорта, пока не просматривается никаких признаков сокращения разрыва между притоком валюты в страну и ее оттоком. Наоборот, широко известный парадокс развития российской экономики последних лет состоит в том, что по мере роста физических объемов экспорта и повышения кредитно-инвестиционной привлекательности экономики финансовые власти вынуждены значительно увеличивать централизованный вывоз капитала в целях защиты внутреннего рынка. 
 
Официальная позиция российских финансовых властей, разделяемая и международными экспертами, остается неизменной: в целях поддержания конкурентоспособности при сохранении благоприятной внешнеторговой конъюнктуры накопление валютных резервов следует продолжать. Это предопределяет и дальнейшую аккумуляцию бюджетных доходов в стабилизационном фонде для стерилизации излишков ликвидности и снижения инфляционного давления. 
 

Заключение

Суть эмиграции  капитала заключается в том, что  за рубеж переносится уже не акт  реализации прибыли, заключённой в  цене экспортируемых товаров, а сам  процесс её создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы в мире наблюдается значительный рост движения капитала.

Для страны-экспортёра капитала ухудшается платёжный баланс, хотя впоследствии, когда начнут поступать прибыли от этих вложений, платёжный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта товаров для страны – экспортёра капитала, но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж, сокращает объём потребления и национальный доход. Вывоз капитала влияет на макроэкономическое равновесие национальной экономики.Для импортёра капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Существует отток предпринимательских  капиталов за рубеж – так называемое бегство капиталов. Отток капиталов  происходит по легальным и нелегальным  каналам. В качестве причин бегства  капитала считается нестабильность экономики, национальной валюты, политики, инвестиционного климата и криминальная деятельность. Бегство капитала сильно влияет на экономический рост в отрицательную сторону, это может не только дестабилизировать экономику, но и вызвать потрясения и в других странах.

В последние годы в мире наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом  причин: 
 
1) Первопричина и необходимая предпосылка вывоза финансового капитала – его относительный избыток в стране, когда в целях прибыльного инвестирования он устремляется за границу; 
 
2) Ускорение экономического роста приводит к росту спроса на капитал. В том же направлении действует и научно-технический процесс, требующий для своей реализации всё новых и новых капиталовложений; 
 
2) Наличие в странах, куда экспортируется капитал более дешёвого сырья и рабочей силы, т.е. стремление сэкономить на издержках производства (создание зарубежных филиалов или подразделений активно используется ТНК); 
 
3) Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья; 
 
4) Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта; 
 
5) Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов. Немаловажную роль играют также экологические факторы – перенос вредных для окружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся. 
 
6) Стабильная политическая обстановка и благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах. 
 
7) Стремление получить выигрыш в области налогообложения, используя трансфертные цены; 
 
В отношении России можно назвать ещё несколько значительных причин оттока капитала: 
 
8) Политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. 
 
9) Нестабильность экономики, национальной валюты, инвестиционного климата и высокий уровень криминальной деятельности. 
 
10) Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов. 
 
11) Слабость законодательной базы в России не гарантирует безопасного ведения бизнеса, но пугает отчасти даже не отсутствие законов, а не исполнение имеющихся. 
 
12) Недоверие к банковской системе способствует переводу сбережений за рубеж. 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

 
1. Амбарцумов А., Стерлигов С. 1000 терминов рыночной экономики. – М., 2003. 
 
2. Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. – СПб., 2002. 
 
3. Данько Т.П. Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие – М., 2004. 
 
4. Даукаев И.М. Как создать собственную компанию в зонах льготного налогообложения. – М., 2005. 
 
5. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник – М.: Экономистъ, 2004. 
 
6. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. - М.: Институт современной экономики (ИСЭ), 2004. 
 
7. Колесников А. Капитал в эмиграции // Экономика и бизнес, 3 37 (404), 2004. 
 
8. Котёлкин С.В. Международная финансовая система. Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. 
 
9. Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 2001. 
 
10. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 2008. 
 
11. Международные экономические отношения. Учебник для вузов / Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. и др.; Под ред. Проф. Рыбалкина – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 
 
12. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. Учебное пособие для вузов / Под ред. Шуркалина А.К., Цыпиной Н.С. – М.: Логос, 2000. 
 
13. Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 2000. 
 
14. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Ответ. Ред. Мартынов В.А., Автономов В,С., Осадчая И.М.; Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 
 
15. Рубин Ю.Б. Основы бизнеса: Учебник для студентов 1 курса экономических специальностей. – 4-е изд., переработанное и дополненное .– М., 2002. 
 
16. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения. Учебник / Под ред. Суэтин А.А – 2-е издание испр. И доп. – М.: КНОРУС, 2005 
 
17. Халевинская Е.Д., Крозе Н. Мировая экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. 
 


Информация о работе Проблема "бегства капитала" и возможности ее решения