Проблема монополизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:38, реферат

Краткое описание

В международной практике в качестве основного инструмента приобретения товаров, работ и услуг рассматриваются тендерные торги. Порядок и условия проведения торгов регламентируются общепринятыми международными нормами и правилами, которые формулируются и выражаются в правилах проведения закупок крупных международных организаций, финансовых институтов и донорских агентств. Помимо этого, методы закупок товаров, работ и услуг посредством тендерных торгов устанавливаются в национальных законодательствах отдельных стран, отраслевых нормативах и других обязательных и рекомендательных документах, используемых при проведении торгов.

Содержание

Введение 3
Практика проведения международных тендерных торгов 4
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

практика проведения международных тендерных торгов.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Практика проведения международных  тендерных торгов 4

Заключение 12

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В международной практике в качестве основного инструмента  приобретения товаров, работ и услуг  рассматриваются тендерные торги. Порядок и условия проведения торгов регламентируются общепринятыми  международными нормами и правилами, которые формулируются и выражаются в правилах проведения закупок крупных  международных организаций, финансовых институтов и донорских агентств. Помимо этого, методы закупок товаров, работ и услуг посредством  тендерных торгов устанавливаются  в национальных законодательствах  отдельных стран, отраслевых нормативах и других обязательных и рекомендательных документах, используемых при проведении торгов.

Смысл торгов заключается  в получении товаров, работ и  услуг за наименьшую стоимость при  оптимальном качестве. Уже само по себе это утверждение содержит предположение  о том, что определяющим фактором при выборе победителя торгов является соотношение цены и качества в  представленном претендентом предложении. Однако, важность этих двух факторов в  зависимости от предмета торгов различна, что обусловлено особенностями  предмета торгов и положениями тендерной  документации, применяемой для проведения конкретных торгов.

При проведении тендерных  торгов применяются два метода определения  победителя – выбор на основе цены, или "ценовой выбор" и выбор  на основе качества, или "качественный выбор". Подводя итоги торгов, организаторы тендеров, как правило, используют сочетание этих двух методов. При этом удельный вес факторов цены и качества при оценке предложений, например, на поставку товаров будет  существенно отличаться от удельного  веса этих же факторов при оценке предложений  на оказание услуг. Эти различия, а  также некоторые особенности  работы оценщиков при проведении международных торгов рассматриваются  в настоящей работе.

 

Практика проведения международных тендерных торгов

 

Одним из наиболее эффективных  и достаточно распространенных в  международной практике методов  размещения заказов являются торги (тендеры). Торги — это метод  заключения сделок купли-продажи или  договоров подряда, при котором  покупатель объявляет конкурс для  продавцов на поставку товара или  предоставление услуг с заранее  определенными характеристиками и  после сравнения полученных предложений  выбирает для себя наиболее выгодное [3].

Чаще всего через торги  размещаются заказы на крупные поставки машин и оборудования, в том  числе комплектного, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских  работ, сооружение объектов «под ключ», а также осуществляется отбор  участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых.

Законодательство целого ряда промышленно развитых и развивающихся  стран предусматривает, что государственные  заказы на приобретение товаров и  услуг в объемах, превышающих  определенный лимит, могут размещаться  только через торги. Исключение могут  составлять уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для  ликвидации последствий стихийных  бедствий, а также закупки в  рамках специальных межправительственных соглашений. Характерными особенностями  международных торгов являются одновременное  привлечение к участию в них  ряда соискателей, офферентов, общность требований ко всем участникам торгов и многоэтапный механизм реализации тендерной процедуры.

Главным преимуществом размещения заказов через международные  торги является возможность достижения наиболее выгодных условий для заказчика  по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика или подрядчика.

Жесткий регламент проведения торгов и единообразие требований, предъявляемых ко всем участникам, позволяет избежать возможной коррупции  и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение заказов.

Следует иметь в виду, что законодательства ряда стран  предусматривают предоставление определенных льгот и преференций для местных  поставщиков и подрядчиков. Так, например, в США и Канаде для  местных поставщиков и подрядчиков  установлены ценовые преференции  в размере 6%. Это означает, что  если цены предложений иностранных  участников торгов ниже цен предложений  местных участников менее чем  на 6%, то предпочтение отдается местным участника торгов [4].

Торги могут быть открытыми  и закрытыми, гласными и негласными.

При открытых торгах объявления об их проведении публикуются в газетах  или специализированных журналах. Однако термин «открытые торги» означает не только открытые объявления об их проведении, но, главное, то, что в них могут  принимать участие все заинтересованные поставщики и подрядчики.

При закрытых торгах приглашения  к участию непосредственно направляются устроителями торгов наиболее известным  поставщикам и подрядчикам. Таким  образом, круг организаций и фирм, которые могут принять участие в торгах, ограничивается.

В ряде случаев применяются  открытые торги с предквалификацией  участников. При этом на первом этапе  к торгам допускаются все заинтересованные участники, которые обязаны представить  в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подобных заказов и надежность.

Это информация об объектах, в сооружении которых они принимали  участие, о наличии у них необходимой  техники и трудовых ресурсов, об их финансовом положении, отзывы покупателей и заказчиков об их деятельности и т. д. Как правило, участники заполняют соответствующие формуляры.

При проведении торгов на сложное  технологическое оборудование или  сооружение комплектных объектов при  значительных объемах поставок и  работ соискатели часто организуют консорциумы — временные объединения  фирм или организаций одной или  нескольких стран, создаваемых для  решения данной конкретной задачи. В этом случае информация представляется лидером консорциума в обобщенном виде как суммарные показатели всех членов консорциума.

На основе представленных материалов осуществляется отбор и  определяется круг организаций и  фирм, которые допускаются к участию во втором этапе торгов

При проведении гласных торгов цены, предложенные соискателями, объявляются  публично в присутствии представителей всех участников торгов. Решения о  победителях, а также информация о ценах других участников публикуется  в печати или сообщается заинтересованным лицам.

При проведении негласных  торгов не объявляются ни состав участников, ни предложенные ими цены. Решение  о победителях торгов сообщается им в конфиденциальном порядке. Негласные  торги обычно проводятся в тех  случаях, когда планируется последующее  размещение аналогичных заказов  и нецелесообразно информировать  поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчика  условий. В ряде стран проведение негласных торгов обусловлено в законодательном порядке.

Участниками торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный  комитет, претенденты, соискатели (офференты). 
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени.

Организатор торгов — юридическое  лицо, уполномоченное заказчиком на организацию  торгов. Организатором торгов может  выступать и сам заказчик. Организатор торгов формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его деятельность, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решения тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов.

Всю техническую работу по проведению торгов выполняют специально создаваемые тендерные комитеты. В состав тендерных комитетов  обычно включаются наиболее авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций-заказчиков.

Соискателями (офферентами) являются фирмы и организации, представившие  в тендерный комитет свои предложения.

Тендерная процедура состоит  из нескольких последовательных этапов.

Уведомление об открытии торгов. На первом этапе тендерный комитет  уведомляет потенциальных участников об открытии международных торгов, приглашая их к определенному  сроку и в указанное место  направить свои предложения. В уведомлении  сообщается, что вся необходимая  информация по техническим и коммерческим условиям проведения торгов содержится в тендерной документации, которая  за определенную плату может быть приобретена в тендерном комитете.

В тендерной документации, как правило, устанавливается невысокой (от нескольких десятков до нескольких сотен долларов США) и не компенсирует расходов, связанных с ее подготовкой. Однако в последнее время устроители торгов в ряде случаев стали повышать стоимость тендерной документации до нескольких тысяч долларов США  с целью уже на начальном этапе  отсеять мелкие несостоятельные  фирмы. Выкуп тендерной документации не накладывает никаких взаимных обязательств на устроителей и участников торгов.

Тендерная документация должна содержать всю необходимую информацию для подготовки тендерного предложения. Обычно она включает инструкции для  участников торгов, технические условия, характеризующие предмет торгов, общие условия контракта, а также  формы гарантийных обязательств, которые предоставляются участниками  торгов. При размещении заказов на сложные объекты для разработки тендерной документации, как правило, привлекаются специализированные инжиниринговые фирмы.

Вторым этапом тендерной  процедуры является подготовка и  представление соискателями тендерных  предложений. На этом этапе тендерный  комитет взаимодействует с участниками  торгов, давая им необходимые пояснения  и уточнения, а также содействуя в случае необходимости в ознакомлении со строительной площадкой. Все тендерные  предложения должны быть представлены в тендерный комитет строго к  установленному сроку. Предложения, поступившие  с запозданием, не рассматриваются. По истечении срока подачи предложений  участники торгов не имеют права  менять условия своих предложений  и обязаны в случае получения  заказа заключить соответствующий  контракт. С этой целью каждый участник торгов в качестве залога обязан представить  вместе с тендерным предложением предварительную банковскую гарантию, срок действия которой должен соответствовать  сроку действия предложения. После  закрытия торгов предварительные гарантии возвращаются всем участникам, кроме победителя тендера.

Тендерная документация представляется по определенному адресу в опечатанных  конвертах и регистрируется организаторами торгов.

В зависимости от вида торгов процедура их открытия осуществляется по-разному. Если проводятся гласные  торги, то в определенный процедурой день и час в присутствии представителей каждого соискателя производится вскрытие пакетов с тендерными предложениями, проверяется наличие всех необходимых  документов, что фиксируется в  соответствующем протоколе, называются фирмы, подавшие предложения, и объявляются предложенные ими цены. Если проводятся негласные торги, то вскрытие пакетов с тендерными предложениями осуществляется в присутствии только членов тендерного комитета.

Следующим этапом тендерной  процедуры является оценка тендерных  предложений и определение победителя торгов. Эта процедура обычно занимает от 1 до 3 месяцев. В течение этого  времени тендерные комитеты изучают  и анализируют представленные предложения  в соответствии с принятой методикой. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления  предложений. В большинстве случаев  эти методики основаны на балльной системе, при которой формируется  набор коммерческих и технических  показателей, представляющих наибольшую важность для заказчика, и каждый из этих показателей оценивается  определенным количеством баллов. При  этом, чем важнее для заказчика тот или иной показатель, тем выше его весовой коэффициент и тем большее количество баллов может быть ему присвоено. Затем баллы, присвоенные каждому показателю, суммируются и определяется общее число баллов, которым оценено данное предложение. Соискатель, чье предложение получило наивысшую оценку, признается победителем тендера [1].

В процессе рассмотрения и  анализа тендерных предложений  часто возникают вопросы, требующие  разъяснения и уточнения с  соискателями. В ряде случаев тендерные  комитеты используют это для достижения более выгодных условий, так как  соискатели, давая пояснения и  уточнения, имеют возможность косвенно улучшать предлагаемые ими технические  и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты преднамеренно  способствовали утечке информации о  положении участников торгов, что  является грубым нарушением общепринятого порядка их проведения.

Решение об итогах оценки тендерных  предложений утверждается тендерным  комитетом и оформляется протоколами. После этого с победителями торгов проводятся переговоры по уточнению и согласованию условий контракта и оформляется сделка. Одновременно с подписанием контракта победитель торгов обязан предоставить заказчику гарантию выполнения в размере 5—10% стоимости контракта, а также, в случае необходимости, авансовую гарантию в размере суммы аванса. Указанные гарантии должны быть выданы первоклассными банковскими учреждениями или страховыми компаниями. Представленная ранее предварительная гарантия возвращается победителю торгов. Если контракт не будет подписан в установленный срок или не будут представлены вышеупомянутые гарантии, то победитель торгов может потерять право на возврат предварительной гарантии, с него могут быть взысканы убытки, а заказ передан другому соискателю.

Информация о работе Проблема монополизма