Проблема монополизма в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая модель чистой монополии
1.1 Основные черты чистой монополии: объем выпуска и цена
1.2 Виды монополий
1.3 Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде
1.4 Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде
1.5 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть
2. Экономические и социальные последствия чистой монополии
2.1 Экономические последствия чистой монополии
2.2 Социальные последствия чистой монополии
3. Проблема монополизма в Российской экономике
3.1 Особенности российского монополизма
3.2 Реформирование естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Документ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Другая возможность  связана с тем, что размеры  производственной мощности монополии не оптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль.

Рассмотрим  процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.

Обратимся к  рис.3, где D и MR - кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC - кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода.

Наличные мощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATCи SMC1.

В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q1. Однако при таком объеме производства удельные (средние) общие затраты оказываются выше цены C1(Q1) > P1(Q1)) и монополия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника P1C1E1A.

Из рисунка  явствует, что наличные мощности монополии  недостаточны (слишком малы) для  того, чтобы обеспечить ей положительную  экономическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рассмотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного периода.

Обратите внимание, что на оси выпуска существует участок Q'Q", в пределах которого кривая средних общих затрат длительного периода оказывается ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки. Иначе говоря, существует участок, в пределах которого:

LATC(Q) < AR(Q) ¦  P(Q), Q € [Q',Q"]. (1.1.3)

Вспомним  теперь, что кривую LATC можно рассматривать  как огибающую семейства кривых SATC. Следовательно, осуществимо такое расширение производственной мощности монополии, оптимальное использование которой позволило бы монополисту получать положительную экономическую прибыль, Из всех возможных размеров производственных мощностей, удовлетворяющих (1.1.3), лишь тот позволит получать максимальную долгосрочную прибыль, который соответствует пересечению кривых LMC и MR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SMCбудет пересекать кривую MR в той же точке Е. Иначе говоря, оптимальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SATCи SMC2. Используя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объеме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SAТС2(Q2) < P2(Q2). Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника C2P2BE2. Таким образом, в длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат короткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, E2. Ей соответствует точка Курно - Е, где краткосрочные предельные затраты равны предельной выручке. Обратите внимание, что точка Eлежит на нисходящей ветви кривой SATC2, характеризующей оптимальную для данного монополиста производственную мощность. Значит, его оптимальный выпуск Qпредполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности. Если линия спроса сместится вверх вправо, то при той же технологии и производственной мощности, т. е. при тех же кривых SATCи SMC2, точка Е будет смещаться вверх по SMC2, объем выпуска окажется выше (точка Qсместится вправо), а цена ниже (точка P2, а вместе с ней и Cсместятся вниз). Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления монополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же инструментарий может быть использован для анализа долгосрочного приспособления монополии и в случае, если бы ее прибыль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения. Заметьте, что монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса, т. е. условие (1.1.3) не выполнялось бы.

1.4 Поведение  фирмы монополиста в краткосрочном  периоде

Определяющая  особенность чистой монополии как  модели рынка состоит в том, что  одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию  монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Следовательно, кривая средней выручки фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене. Являясь единственным продавцом, монополист может оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным.

Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет  функцией объема ее предложения.

Во-вторых, сталкиваясь  с убывающей кривой спроса, монополист регулирует объем предложения так, чтобы оставаться на эластичной части  кривой спроса. Таким образом, он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения. Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения (QJ, для которого MR = МС, что даст цену Рт. При соответствующем спросе на его продукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек прибыль монополиста составит П= [AR(P) - AC(QM]Q-- (затемненный прямоугольник на рис. 4)

Рисунок 4

Хотя и в  модели совершенной конкуренции, и  в модели монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения (MR = МС), при аналогичной функции средних издержек объем предложения монопольной отрасли (QM) будет меньше предложения совершенно конкурентной отрасли (QK). При этом монопольная цена (РM) за единицу продукции выше конкурентной (РK)- Учитывая, что предельная выручка монополиста зависит от эластичности спроса MR = Д1 + l/Ed), он назначает цену, превышающую предельные издержки производства (МС) на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком (--l/Ed). Следовательно, чем более неэластичным является спрос (чем круче кривая спроса), тем больше рыночная власть монополиста [Р-- MC(QM] и сильнее его влияние на рыночную цену.

Говоря о  рыночной власти монополий, следует  избегать неправильных ее трактовок. Во-первых, даже обладание большой рыночной властью не означает, что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли. Во-вторых, само обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли, поскольку прибыль зависит не только от цены, но и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки. В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положения. ("Лучшая монополия -- спокойная жизнь".) Существуют ограничения и со стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере усиления проявления рыночной власти монополии, -- переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п. [9. С. 188-190]

1.5 Условия  максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует  единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчетах использует рыночную цену, монополист пользуется предельным доходом. На втором шаге фирмы обоих типов решают, производить ли им этот положительный выпуск или же останавливать производство и не производить ничего. Действия монополиста на втором шаге даже более сходны с аналогичными действиями совершенного конкурента. По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки. [24]

Формализуем сказанное. Пусть р - прибыль монополиста ( р = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества р = f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое условие: MR = MC, где MR - предельная выручка, MR = ДTR/ДQ и MC - предельные издержки, MC = ДTC/ДQ.

Второе условие: ДMR/ДQ = ДMC/ДQ.

Рисунок 5 - Максимизация прибыли

Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки  предельным издержкам предельная выручка  с увеличением выпуска сокращается  в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии [10, c.91-92].

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий  прибыль. Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены:

MR = Q*(ДP/ДQ) + P (1.1.4)

Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ДQ/ ДP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде:

MR = P (1+1/ Ed)

Из условия  максимума прибыли следует, что  цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:

P = MC/(1+1/ Ed) (2.1.4)

Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста  всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными издержками, как  мы знаем, отражает уровень монопольной  власти. Означает ли это, что монополист не может нести убытков? Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qвыше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (рис. 6)

Рисунок 6 - Убытки в условиях монополии

Q- величина убытков

Основное различие между рынком совершенной конкуренции  и рынком несовершенной конкуренции  состоит в том, что на первом фирмы  не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором - обладают. Монопольная  власть означает способность фирмы  влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе - ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.[21]

Такой рынок, как монополия - это рынок с  несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.

Итак, фирма  обладает рыночной властью, когда она  может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее  означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам. Отсюда мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует. В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других? Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.[22]

В частности, мы можем использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками. Данный способ определения  был предложен в 1934 г. экономистом  Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:

(4.1.4)

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Данный коэффициент  монопольной власти может быть также  выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Существует специальная формула монополистического ценообразования:

Данная формула  представляет собой универсальное  правило ценообразования для  любой фирмы с монопольной  властью, если учитывать, что Edявляется коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.

Определить  эластичность спроса для фирмы, чем  для рынка, потому что фирма должна принять в расчёт реакцию своих  конкурентов на изменение цены. В  основном руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.

Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую  накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).

Теперь подставим (6.1.4) в формулу (7.1.4):

Напомним, что  теперь коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а  не всего рыночного спроса.

Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Фирма A может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска [11, c. 65-67].

Источники монопольной  власти фирмы. Выражение (7.1.4) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие - с менее эластичной кривой спроса?

По меньшей  мере три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них - наличие  товаров-заменителей. Чем больше у  продукта некоторой фирмы товаров-заменителей и чем ближе они по своим качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия - явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел.

Информация о работе Проблема монополизма в Российской экономике