Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:59, доклад
Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения.
Удельный вес населения стран мира с доходами ниже национальной черты бедности
В 2007 году журнал Forbes утверждал, что суммарное состояние 14 самых богатых граждан России составляло 26 % ВВП страны. По данным «Forbes» на сентябрь 2007 года, суммарное состояние 100 богатейших россиян выросло за год на 36 %.
По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.
Бедность
Динамика доли населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1992—2009 годах, в процентах
По данным на 2009 года величина прожиточного минимума — 5144 руб/месяц.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 13,1 % (2009 г.).
По данным на II квартал 2011 года величина прожиточного минимума в РФ — 6505 руб/месяц.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 16,1 % (1 квартал 2011 г.).
Среднемесячная заработная плата в регионах РФ за 2010 год
№ |
Субъект РФ |
Среднемесячная заработная плата за 2010 год,рублей |
РФ |
21211,4 | |
1 |
Москва |
40479,2 |
2 |
Московская область |
25502,1 |
3 |
Краснодарский край |
16757,9 |
4 |
Санкт-Петербург |
27618,1 |
5 |
Свердловская область |
19674,7 |
6 |
Ростовская область |
15075,8 |
7 |
Республика Башкортостан |
16403,4 |
8 |
Республика Татарстан |
17576,9 |
9 |
Челябинская область |
17593,5 |
10 |
Тюменская область[25] |
38366,2 |
11 |
Нижегородская область |
16546,5 |
12 |
Самарская область |
16628,8 |
13 |
Республика Дагестан |
10186,6 |
14 |
Красноярский край |
22046,3 |
15 |
Ставропольский край |
14408,5 |
16 |
Кемеровская область |
17980,1 |
17 |
Новосибирская область |
18525,8 |
18 |
Пермский край |
17388,4 |
19 |
Волгоградская область |
14671,1 |
20 |
Саратовская область |
14592,3 |
21 |
Иркутская область |
20185,6 |
22 |
Алтайский край |
11962,5 |
23 |
Воронежская область |
15191,6 |
24 |
Оренбургская область |
15084,8 |
25 |
Омская область |
16784,1 |
26 |
Приморский край |
21893,5 |
27 |
Ленинградская область |
21263,3 |
28 |
Тульская область |
15601,5 |
29 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
41604,8 |
30 |
Белгородская область |
15864,3 |
31 |
Удмуртская Республика |
14152,8 |
32 |
Владимирская область |
14795,6 |
33 |
Пензенская область |
14489,9 |
34 |
Тверская область |
15652,3 |
35 |
Хабаровский край |
23078,8 |
36 |
Кировская область |
13476,7 |
37 |
Ульяновская область |
13499,1 |
38 |
Брянская область |
12430,9 |
39 |
Чеченская Республика |
13944,4 |
40 |
Ярославская область |
16006,1 |
41 |
Чувашская Республика |
13037,5 |
42 |
Архангельская область[26] |
22183,2 |
43 |
Вологодская область |
18550,7 |
44 |
Липецкая область |
15523,2 |
45 |
Рязанская область |
15124,1 |
46 |
Курская область |
13886,5 |
47 |
Забайкальский край |
18609,6 |
48 |
Тамбовская область |
12607,2 |
49 |
Ивановская область |
13157,4 |
50 |
Томская область |
21881,3 |
51 |
Астраханская область |
15390,2 |
52 |
Калужская область |
17427,7 |
53 |
Смоленская область |
14678,3 |
54 |
Республика Бурятия |
17917,5 |
55 |
Республика Саха (Якутия) |
28601,3 |
56 |
Калининградская область |
18628,5 |
57 |
Курганская область |
13096,3 |
58 |
Республика Коми |
25665,3 |
59 |
Кабардино-Балкарская Республика |
11658,9 |
60 |
Республика Мордовия |
12045,4 |
61 |
Амурская область |
21841,3 |
62 |
Мурманская область |
28924,8 |
63 |
Орловская область |
13244,6 |
64 |
Республика Северная Осетия-Алания |
11969,1 |
65 |
Республика Марий Эл |
12679,1 |
66 |
Псковская область |
14090,7 |
67 |
Костромская область |
13721,8 |
68 |
Республика Карелия |
19863,9 |
69 |
Новгородская область |
16604,5 |
70 |
Республика Хакасия |
18379,1 |
71 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
52720,9 |
72 |
Сахалинская область |
35885,5 |
73 |
Карачаево-Черкесская Республика |
11357,9 |
74 |
Республика Адыгея |
12493,6 |
75 |
Республика Ингушетия |
13408,2 |
76 |
Камчатский край |
36470,5 |
77 |
Республика Тыва |
17434,7 |
78 |
Республика Калмыкия |
11664,5 |
79 |
Республика Алтай |
13979,3 |
80 |
Еврейская автономная область |
20255,4 |
81 |
Магаданская область |
37786,2 |
82 |
Чукотский автономный округ |
47408,6 |
83 |
Ненецкий автономный округ |
47359,4 |
Особенностью российской
бедности являются возросшие контрасты
уровня жизни, которые можно оценить
через соотношение душевых
По соотношению доходов,
распределяемых между самыми бедными
и самыми богатыми, мы давно перешли
порог социальной безопасности. По
темпам роста доходов самые
Антикризисные меры правительства должны были бы способствовать снижению неравенства доходов. Речь идет о повышении минимального размера заработной платы и пенсий. К снижению неравенства могло бы привести и некоторое падение доходов у самых богатых. Сокращение доходов богачей наблюдалось, в частности, в 2008 году. Однако уже с середины 2009 года «доходы богатых восстанавливаются самыми высокими темпами».
Но самое главное заключается
в том, что в России очевидна негативная
тенденция изменения структуры
неравенства. Происходит изменение
состава в группе 10% самых богатых
граждан. Профессионалы и бизнесмены
вытесняются чиновниками и
Итогом данной тенденции может стать системный кризис. Ведь разница в доходах перестает быть драйвером экономического развития и превращается в его тормоз. Заметные успехи предпринимателей и профессионалов, по идее, мотивируют людей на карьерный рост и на повышение уровня образования, вовлекают граждан в конкурентную борьбу. Но в России сложилось, по определению экспертов, «плохое неравенство», которое посылает демотивирующие сигналы населению. Высокие доходы сейчас получают не созидатели и производители, а сами перераспределители доходов. Поэтому группе перераспределителей невыгодно что-либо менять в структуре доходов, поддерживать в стране конкурентную борьбу или сокращать расслоение по уровню доходов.
Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать экономическую активность населения, открывать регионы для инвестиций, развивать малый и средний бизнес, вовлекать как можно более широкий круг людей в предпринимательство — только так можно сделать значительное число россиян богатыми. Но за последние 5 лет число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет 1,35 млн, или менее 10 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения: в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии — 50, в США — 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии — почти 80%. В России в малом предпринимательстве заняты лишь около 11 млн человек — всего 16% от общего числа работающих.
Неудивительно, что люди в этих странах богаче живут, имеется широкий средний класс, а в России — нет. Зато по числу миллиардеров мы — третья страна в мире после США и Германии.
Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, свидетельствует о крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов. Российская экономика имеет много несовершенств, в том числе в России слабо развит рынок труда. В последнее время наблюдаются существенные различия между размерами доходов населения. Эта тенденция отрицательно сказывается на благополучии людей, на экономике страны, на международном статусе Российской Федерации.
Социальные процессы в
современной России носят сложный
и зачастую противоречивый характер.
Положительные тенденции
Главное условие проведения
экономических и социальных реформ
- их системность. Многочисленные факты
свидетельствуют о том, что, например,
невозможно реформировать систему
доходов или систему
В условиях катастрофически высокой поляризации (дифференциации) доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.
Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.
Нужна государственная программа регулирования заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду. Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок, сложившихся в обществе. Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан.
Анализ степени таких
различий в России с помощью разнообразных
методов показывает, что она быстро
возрастает. Для смягчения чрезмерной
дифференциации доходов необходимо
вмешательство государства. Оно
осуществляется с помощью прогрессивного
налогообложения доходов и
Информация о работе Проблема неравенства доходов населения в России