Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель работы состоит в учение проблемы производства общественных товаров и борьбы с отрицательными внешними эффектами (экстерналиями) в рыночной экономике и в России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- понятие и виды спроса на общественные товары.
- проблема «безбилетника».
-общее определение понятия производства общественных товаров.
Введение
1. Понятие и виды спроса на общественные товары и услуги.
2. Проблема «безбилетника».
3. Общее определение понятия производства общественных товаров.
4. Проблемы производства общественных товаров (образования, здравоохранения, управления, оборона, охрана общественного порядка).
5. Внешние эффекты (экстерналии) в рыночной экономике.
6. Методы государственного регулирования и их сравнительная
эффективность.
7. Экологический кризис.
Заключение
Литература
2. ПРОБЛЕМА «БЕЗБИЛЕТНИКА».
Получение потребителями выгод в результате использования чисто общественного блага возможно и без их участия в возмещении издержек по производству такого блага. Ведь предоставление чисто общественного блага какому-либо субъекту не препятствует его потреблению другими субъектами бесплатно (свойство неисключаемости). Это порождает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства чисто общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы безбилетника. Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.
Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обусловливает неэффективность их производства.
В конечном счете может сложиться ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.
Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к недопроизводству чисто общественного блага, а следовательно, к уменьшению совокупной полезности. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.
Формы участия государства в
обеспечении чисто
Предоставление общественных благ с участием государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства. Из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования производства общественных благ путем снижения налога сокращается объем общественных благ до уровня ниже эффективного. Применение дифференцированной ставки налога способствует сокращению потерь эффективности производства общественных благ, но наталкивается на проблему определения предпочтений потребителей, без чего невозможно обоснованно дифференцировать налог.
3.ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ.
Производство – это единичный акт движения продукта по фазам собственно производства, распределения, обмена и потребления . Подобное пофазное строение экономики обусловило возникновение проблемы определения приоритетности одной из четырех фаз в системе общественного производства. Каждая фаза имеет свих сторонников и противников. Рассмотрим коротко аргументы каждой из сторон.
• Сфера производства – признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики.
• Сфера потребления – признается приоритетной с позиции того, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая всегда реальную опасность возникновения "производства ради производства". Лишь свобода потребительского выбора способна преодолеть потенциальный диктат производителя над потребителем.
• Сфера обмена – имеет
больше всего сторонников из числа
исследователей, сводящих экономику
к обмену. Их аргументация – только
свободный эквивалентно-
• Сфера распределения – также имеет сторонников, признающих именно за ней приоритет. Поскольку производство никогда не сможет обеспечить равно изобильный уровень потребления всем членам общества, возникает имущественное неравенство, социальный антагонизм. В этой ситуации только целенаправленное перераспределение доходов способном минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Таким образом, "упорядочение" сферы распределения является залогом социальной справедливости, когда поддерживаются бедные и не разоряются богатые.
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.
Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладают организмы и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт. Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические отношения. Главными, определяющими являются отношения, которые имеют место в самом производстве. Они накладывают отпечаток на всю последующую цепочку экономических взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.
Каждому способу производства присущ свой способ распределения создаваемого продукта. Но распределительные отношения не пассивны. В одних случаях они могут тормозить производство, в других выступать в качестве его ускорителя.
Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).
На стадии распределения устанавливается доля различных классов, социальных групп и отдельных людей в производственном продукте. Это доля доходит до потребителя через обмен. Обмен опосредует связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой. Он представляет собой куплю-продажу совокупного продукта. В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, организации и население. Обязательным условием непрерывности самого процесса производства является полная реализация созданного продукта.
При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.
Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.
4. ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, ОБОРОНА, ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА).
Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность (органические «изъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев. Крупномасштабным их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки). Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – не соперничеством и не исключаемостью в потреблении. Не соперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность. Формально условие не соперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов (1,2,…s) следующим образом: s Х = ∑ Хi , i = 1 то для общественного блага в количестве у одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие: у = уi, i = 1, … s. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов. Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна. Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ. Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца.
Уровень экономического
развития, благосостояния, так же отражаются
на состоянии здоровья населения. Здоровье
населения определяет способность к воспроизводству
трудового потенциала, трудовых ресурсов.
Такие же факторы здоровья, как старение
населения, распространение заболеваний,
наступлений инвалидности, наносят ущерб
производительным силам общества, сказываются
на экономическом развитии страны.
Проблему развития здравоохранения можно
подразделить на несколько блоков. Первый
из них определяет выбор стратегии развития
здравоохранения с учетом особенностей.
Оказание медико-социальных услуг требует
личного контакта производителя и потребителя.
В здравоохранении неоднозначно прослеживается
связь между затратами труда и его количественными
результатами - состоянием здоровья членов
общества. Ценообразование на услуги требует
учета механизма сочетания принципов
экономической эффективности и социальной
справедливости. Социальная справедливость
понимается как доступность медико-социальных
услуг всем слоям населения. В зависимости
от того, отдается ли предпочтение экономической
эффективности или социальной справедливости,
определяется действующая модель хозяйствования
и финансирования здравоохранения.
В первой модели основным инструментом
удовлетворения потребности в медицинской
помощи является рынок услуг. Потребности
малообеспеченных слоев общества, пенсионеров,
безработных обеспечивает государство
за счет развития программ здравоохранения.
Во второй модели поставщиком и покупателем
медицинских услуг выступает государство,
которое гарантирует удовлетворение массовых
потребностей в ней. Рынку отводится незначительная
роль в предоставлении лечебно-профилактической
помощи под контролем государства. Основным
источником финансирования здравоохранения
является государственный бюджет. Третья
модель финансирования здравоохранения
опирается на сочетание возможностей
рынка и государственного регулирования
с использованием социальной защиты граждан
и общественной солидарности в рамках
обязательного медицинского страхования.
При этом государство играет роль гаранта
в удовлетворении общественно необходимых
потребностей граждан в медицинской помощи
вне зависимости от уровня доходов. Роль
рынка проявляется в удовлетворении потребностей
сверх гарантированного уровня.
Второй блок проблем отражает процессы
формирования нового механизма функционирования
отрасли. Развивающиеся формы
Становление экономики здравоохранения
как самостоятельного научного направления
есть объективная потребность сегодняшнего
дня.
Здравоохранение как объект управления
представляет структуру с тремя уровнями
организации медицинского обслуживания:
федеральный, региональный, муниципальный.
Основными функциями государственных
органов управления здравоохранением (Министерство
здравоохранения РФ) являются:
анализ, оценка и прогнозирование состояния
здоровья населения;
формирование национальной стратегии
и организация предоставления различных
видов помощи населению (стационарная,
амбулаторно-поликлиническая, профилактическая,
оздоровительно-
разработка и внедрение стандартов, правил,
норм и нормативов; государственный санитарный
надзор;
проведение единой государственной политики
в области подготовки кадров; контроль
соблюдения стандартов качества медицинских
услуг.
Региональный уровень представлен крупными
медицинскими комплексами и специализированными
центрами, лечебно-профилактическими
учреждениями различных организационно-правовых
форм. Оценивают региональный уровень
здравоохранения комплексом показателей:
смертностью населения, динамикой уровня
заболеваемости, числом инвалидов детства
и первичным выходом на инвалидность,
уровнем и тенденцией временной нетрудоспособности
по отдельным отраслям.
Развитие учреждений здравоохранения
на муниципальном уровне характеризуют
показатели состояния материально-технической
базы отрасли, уровня обеспеченности кадрами
и профессионального уровня кадрового
потенциала, качества оказания медицинской
помощи, доступности первичной, и всех
видов существующей медицинской помощи,
степени отклонения фактических параметров
медицинских технологий от заданных (оптимальных)
значений. На муниципальном уровне могут
реализовываться программы по охране
здоровья населения. Посредством разгосударствления
больницы, поликлиники, аптеки стали юридическими
лицами, т. е. самостоятельными хозяйственными
субъектами и приобрели новую организационно-правовую
форму - статус муниципальных учреждений.
При разработке учредительных документов
муниципальные учреждения здравоохранения
в уставе предусматривают не только медицинскую,
но и другие виды деятельности, не запрещенные
законом.
Информация о работе Проблема производства общественных товаров