Проблемы безработицы и безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

В ходе написания реферата я подробно рассмотрела ряд исследований, которые проводились в различных районах и городах России. Изучив эти исследования, я сделал для себя ряд важных выводов, которые я подробно рассмотрела в этом реферате: отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования;
наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в условиях безработицы
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 68.98 Кб (Скачать файл)

Отечественные и зарубежные специалисты  по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу  – открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Естественная безработица характеризуется  оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать  межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебания спроса о потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.

Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи  при фрикционной, институциональной и добровольной безработицы.

1. Фрикционная безработица охватывает  лиц наемного труда, находящихся  в процессе перехода на новое  место работы. Этот вид безработицы  отличается добровольно  низкой  продолжительностью. В этом случае  требование кардинального переобучения  не выдвигается, поскольку их  профессионально-квалификационные  показатели соответствуют требованиям  рынка труда и поле деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков.

2. Институциональная  безработица  – следствие снижения трудовой  активности населения, на которую  отрицательно влияют некоторые  механизмы, действующие на рынке  рабочей силы, в частности, чрезмерная  социальная защита и высокие  ставки налогов. Данный вид  безработицы не требует специфических  содержания, форм и технологий  профессионального обучения незанятого  населения. Обучение же может  оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы,  поскольку является одним из  методов активизации потенциала  безработного, повышающим его мотивацию.

Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую  направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального  самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением  его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному  развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.

3. Технологическая безработица,  обусловленная научно-техническим  прогрессом, требует адекватного  изменения содержания и технологий  профессионального обучения.

Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям  производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных  просчетов в содержании, организационных  формах и технологиях общего и  специального образования полученного  ранее. Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и дистанционная  форма организации рабочего процесса.

4. Структурная безработица также  вызвана научно-техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается  с технологической безработицей. Структурная безработица возникает  на начальном этапе развития  технологического вытеснения рабочей  силы и связана с несоответствием  профессионально-квалификационной  структуры высвобождаемых требованием производства.

В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать  свои умения и навыки, «структурным»  требуется переквалификация.

5. Региональная безработица формируется  под воздействием исторических, демографических, экономических  и прочих обстоятельств. В ряде  случаев именно профессиональное  обучение незанятого населения  может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление  к специфике региональной безработицы,  что может быть достигнуто  за счет региональной составляющей  стандарта образования.

6. Циклическая безработица, возникающая  как результат падения спроса  на рабочую силу и роста  предложения, также может быть  смягчена путем профессионального  обучения.2

Некоторые условия для роста  циклической безработицы создают  системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев  размер пособия по безработице прямо  зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.

Этот вид безработицы затрагивает  в основном работников с низкой квалификацией  и часть тех квалифицированных  специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более  «слабым».

Молодежная безработица – возникает  на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить  в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения  профессионального образования (если нет гарантированного направления  на работу, или оно не устраивает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее  в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются  ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей  конкурентоспособности женщин на рынке  труда: женщины несут с собой  больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу  за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами  и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели  равный доступ к работе по найму  и к работе по семье. Государство  должно применять ряд мер как  административного, так и правового  регулирования: квотирование рабочих  мест для женщин, налоговое наказание  и поощрение работодателей в  целях увеличения женской занятости.

Молодежная и женская безработица  являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где  развивается рыночная экономика.

В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные  формы и технологии профессионального  обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения незанятого населения.

1.2. Причины и формы безработицы 

Безработица как экономическая  категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.

Таким образом, безработица – это  объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет  официальная оценка численности  и регистрация безработных.

Непропорционально высокий уровень  средней заработной платы по отношению  к производительности труда является лишь одной из причин возникновения  безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.

Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены (потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же впервые  ищут работу. В рыночных условиях, когда  уровень зарплаты и льгот сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение трудоустройства. Незанятость такого рода может достигать 2-3 % общего уровня безработицы.

Количество временно неработающих или ищущих работу людей зависит  и от других экономических факторов. Например, фрикционная незанятость  будет гораздо выше, если государство  обеспечивает крупные выплаты по безработице. Получая большое пособие, можно не спешить с поиском  работы, дожидаясь наилучшего варианта трудоустройства. В США и Европе многие сознательно остаются безработными до тех пор, пока не истекает срок их пособия, после чего немедленно устраиваются на работу. Уровень временной безработицы  заметно повышается и в тот  период, когда экономика проходит структурного корректирования. Как  только высвобождаются цены, сокращаются  государственные субсидии, определенные виды занятости становятся невыгодными, в то время как другие, наоборот приобретают важное значение.

Еще одной важной причиной безработицы  является несоответствие спроса на рабочую  силу и ее предложение. Поскольку  в России все новые места создаются  в европейской части страны в то время как большинство безработных находятся в Сибири, может пройти долгое время, прежде чем рынок труда придет в равновесие. Если рост безработицы и появление новых рабочих мест происходит в одном и том же регионе, дисбаланс будет не таким сильным, и занятость станет увеличиваться более быстрыми темпами. В общем же дисбаланс может быть вызван не только географическими факторами. Например, если компаниям требуются высококвалифицированные кадры, но очень немногие безработные имеют необходимую квалификацию, снижение уровня безработицы займет больше времени. Этот дисбаланс может быть ослаблен с помощью программ профессиональной переподготовки, однако они зачастую стоят недешево и, поэтому не всегда способствуют увеличению занятости (как выяснила на своем горьком опыте Швеция).

В арсенале правительства имеют  три вида политики в отношении  безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые  последствия потери рабочего места  для безработных и из семей. В  каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых  мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости  – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения  рабочей силы, путем использования  программ переподготовки, организации  центров по трудоустройству и  т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа.

Сначала рассмотрим макроэкономическую политику. Согласно учению одной влиятельной  экономической школы правительство  с помощью денежной и бюджетно-налоговой  политики может снизить общий  уровень безработицы в стране. Эту школу часть называют кейнсианской экономикой исходя из работ британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Безработица в России растет по двум причинам: ввиду почти полного  ее отсутствия в настоящий момент и ввиду того, что в ближайшие  несколько лет России необходимо провести множество структурных  преобразований. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством  девальвации рубля, увеличения правительственных  расходов и выделения дешевых  кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение  цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы.

На практике высокая инфляция может  создать такое неопределенное положение  в экономике, что предприятия  станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица  может даже вырасти.

Следует упомянуть еще об одном  виде макроэкономической политики –  целевых кредитах и субсидиях  государственной промышленности. Эта  мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается  в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно  высокой инфляции. Дотации могут  спасти некоторое количество рабочих  мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.

Информация о работе Проблемы безработицы и безработных