Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
На тему: Проблемы вступления
России в ВТО
Выполнил:
Студент гр. ОБ-080112-11 М.
В. Солянов
Научный руководитель
к.э.н., доцент Н. С. Ишманова
Ижевск – 2013
Содержание:
Введение
I глава. Характеристика,
история, структура и принципы ВТО
1.1 Краткая характеристика
…………………………………...
1.2. История становления и развития
ВТО……………………
1.3. Структура ВТО…………………………………………….
1.4. Цели и принципы ВТО…………………………………….
II глава. Анализ вступления.
2.1. Цели присоединения России
к ВТО
2.2.Преимущества от вступления
в ВТО………………….
2.3. Оценка эффекта от вступления
России в ВТО для отдельных отраслей экономики.
Мнения экономистов, представителей различных
отраслей
2.4. Опыт Украины. Последствия
присоединения к ВТО.
2.5. Рекомендации для получения
Россией максимальной выгоды от вступления
в ВТО
Заключение…………………….
Список использованной литературы…………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема является очень
интересной, а проблема, затронутая в ней
неоднозначной, масштабной и требующей
глубокого анализа. Эта тема осталась
актуальной и после присоединения России
к ВТО, потому что до сих пор существует
много противников данного шага, полемика
со сторонниками не перестала иметь место,
а результаты от вступления еще никак
не отразились на экономике страны.
С каждым днем усиливается глобализации
мирового хозяйства. Особо сильное влияние
на развитие системы международных экономических
отношений оказывают сильные государства
и транснациональные корпорации (ТНК).
Эти крупные субъекты и играют решающую
роль во Всемирной торговой организации
(ВТО).
Государства и государственные
объединения отстаивают свои экономические
интересы легитимным способом и при помощи
взаимных уступок приходят к консенсусу
по многим важным торгово-экономическим
вопросам. Россия долго находилась в стороне
от данной организации, но с давних пор
питала надежды войти в ряды ее членов,
понимая все выгоды от вступления. В случае
дальнейшего развития национальной экономики
в стороне от политики проводимой ВТО,
нашему государству угрожает перспектива
превратиться в страну с изолированной
экономикой, обладающей признаками отсталости
и неконкурентоспособности. Вот почему
это так важно для всех нас.
Объектом исследования будут
Россия, другие страны-участницы ВТО, а
также сама ВТО.
Предметом курсовой работы
являются взаимоотношения, в частности
проблемы, с которыми столкнулась наша
страна при попытке присоединения к ВТО.
Целью написания данной работы
является исследование проблем, которые
стояли перед Россией до, во время и после
вступления во Всемирную Торговую Организацию.
Прежде всего, хотелось бы очертить
ряд задач, которые будут решаться по мере
написания работы. По ходу изучения данной
темы необходимо:
Рассмотреть сущность данной
организации.
Рассмотреть цели и принципы,
которыми ВТО руководствуется.
Проанализировать преимущества
и недостатки от членства в этой организации.
Проанализировать влияние
вступления в ВТО на отдельные отрасли
Сделать вывод о целесообразности
присоединения в эту торгово-экономическую
организацию.
Во время изучения этой темы
будут применены методы, присущие для
исследования любого экономического явления
или события.
- Метод научной абстракции
- Метод графических изображений
- Функциональный анализ
- Статистический метод
1.1 Краткая характеристика
ВТО
Всеми́рная
торго́вая организа́ция — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования
торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО является преемницей Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году
и на протяжении почти 50 лет фактически
выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку
и внедрение новых торговых соглашений,
а также следит за соблюдением членами
организации всех соглашений, подписанных
большинством стран мира и ратифицированных
их парламентами. ВТО строит свою деятельность
исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах
в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей
ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений
по глобальным проблемам либерализации
и перспективам дальнейшего развития
мировой торговли проходят в рамках многосторонних
торговых переговоров (раунды). К настоящему
времени проведено 8 раундов таких переговоров,
включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить
переговоры по Дохийскому раунду переговоров,
который был начат с явным акцентом на
удовлетворение потребностей развивающихся
стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее
раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым:
программа работы состоит из 21 части, а
первоначально установленный окончательный
срок 1 января 2005 года был давно пропущен.
В ходе переговоров возник конфликт между
стремлением к свободной торговле и стремлением
множества стран к протекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных
субсидий. До сих пор эти препятствия остаются
главными и мешают любому прогрессу для
запуска новых переговоров в рамках Дохийского
раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют
различные группы переговоров в системе
ВТО для решения текущих вопросов в плане
сельского хозяйства, что приводит к застою
в самих переговорах.
Штаб-квартира ВТО расположена
в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации
около 640 человек.
На 20 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.
Правила ВТО предусматривают
ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее
время развивающиеся страны — члены ВТО
имеют (в среднем) более высокий относительный
уровень таможенно-тарифной защиты своих
рынков по сравнению с развитыми. Тем не
менее, в абсолютном выражении общий размер
таможенно-тарифных санкций в развитых
странах гораздо выше, вследствие чего
доступ на рынки высокопередельной продукции
из развивающихся стран серьёзно ограничен.
1.2. История становления
и развития ВТО
Все возрастающая роль мировой
торговли заставила индустриальные страны
уже в XIX веке поддерживать на международном
уровне ограниченную кооперацию по вопросам
таможенных пошлин. Разразившийся в 1929
году глобальный экономический кризис
и попытки его преодоления в отдельных
развитых странах путём прямой защиты
внутреннего рынка высокими таможенными
пошлинами от иностранного импорта показали,
что при всевозрастающих объёмах внешней
торговли необходима её институционализация
и наднациональное регулирование в признанных
международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом
требований либерализации внешней торговли
служит экономическая теория
сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX
века Давидом
Рикардо.
Идея создания международной
организации, призванной регулировать
международную торговлю, возникла ещё
до окончания Второй мировой войны. В основном
усилиями США и Великобритании в 1944 году
на Бреттон-Вудской
конференции были основаны Международный
валютный фонд и Международный
банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического
порядка наряду с упомянутыми организациями
предполагалось создание Международной
торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване
была созвана международная конференция
по торговле и занятости, которая и должна
была выработать материально-правовые
рамки международного соглашения о снижении
тарифов, предложить заинтересованным
странам устав этой организации, взять
на себя координирующую роль в вопросах
упрощения внешней торговли и снижения
таможенного бремени на пути товаров из
страны в страну. Уже в октябре 1947 года
было подписано Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось
лишь как часть всеобъемлющего соглашения
в рамках новой международной торговой
организации. Это соглашение, рассматриваемое
как временное, вступило в силу 1 января
1948 года.
СССР не был приглашён к участию
в Гаванской конференции, так как отказался
быть участником МВФ и МБРР. Советское
правительство опасалось того, что большое
влияние, которое имели США в этих организациях,
и начало противостояния между идеологическими
блоками (Холодная
война) не позволят в должной степени
учитывать интересы СССР в рамках этих
организаций. Конгресс США, однако, неожиданно
отказался от ратификации Устава МТО,
несмотря на то, что Соединённые Штаты
были главной движущей силой организации
МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение,
продолжало действовать без всякой организационной
структуры, которой должна была стать
МТО. В последующие годы ГАТТ, хотя и в
урезанном от первоначально задуманного
виде, оказался достаточно эффективной
системой, в рамках которой средняя таможенная
пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания
соглашения в середине сороковых годов
до 4 % в середине девяностых. С целью снижения
прямых таможенных пошлин и скрытых, так
называемых нетарифных, ограничений на
ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ
регулярно проводились раунды переговоров
между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский
раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994
год, был наиболее успешным. В результате
долгих переговоров в 1994 году в Марракеше
было подписано соглашение о создании
ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года.
Страны-участницы достигли согласия о
том, что в рамках этой организации будет
не только регулироваться торговля товарами
(что являлось предметом ГАТТ уже с 1948
года), но и в связи со всевозрастающей
ролью услуг в постиндустриальном обществе
и их растущей долей в мировой торговле
(на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное
соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область
внешней торговли. Также в рамках Марракешского
соглашения было принято Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (TRIPs), регулирующее торговые
вопросы прав на результаты интеллектуальной
деятельности и являющееся неотъемлемой
частью правового фундамента ВТО.
Осенью 2001 года в столице Катара
был начат Дохийский раунд переговоров
ВТО о дальнейшей либерализации мировой
торговли. Среди включённых в него вопросов —
либерализация мировой торговли аграрной
продукцией, в том числе снижение тарифов
и отмена субсидий, финансовые услуги
и защита интеллектуальной собственности.
Однако переговоры затягиваются, во многом
из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным
рынкам. Развитые страны хотят получить
больше доступа к промышленному сектору
развивающихся стран, последние, в свою
очередь, опасаются, что это может привести
к снижению темпов экономического роста.
Россия вступила во Всемирную торговую
организацию и стала её 156-м членом 22 августа
2012 год
1.3. Структура ВТО
ВТО – это и организация, и одновременно
комплекс правовых документов, своего
рода многосторонний торговый договор,
определяющий права и обязанности правительств
в сфере международной торговли товарами
и услугами. Правовую основу ВТО составляют
Генеральное соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное
соглашение о торговле услугами (ГАТС)
и Соглашение о торговых аспектах прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались парламентами
всех стран-участниц.
"Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому росту
и повышению экономического благосостояния
людей. Страны-члены ВТО, которых на май
2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи
путем контроля за выполнением многосторонних
соглашений, проведения торговых переговоров,
урегулирования торговых в соответствии
с механизмом ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения обзора
национальной экономической политики
государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но
в ВТО такой практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО
принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз
в два года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция,
которая была созвана в декабре 1999 года
в Сиэтле (США) и должна была принять решение
о начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
Очередная Министерская конференция должна
состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции
находится Генеральный совет, который
отвечает за выполнение текущей работы
и собирается несколько раз в год в штаб-квартире
в Женеве в составе представителей членов
ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального совета также находятся
два специальных органа: по анализу торговой
политики и по разрешению споров. Кроме
того, Генеральному совету подотчетны
комитеты по торговле и развитию; по ограничениям,
связанным с торговым балансом; по бюджету,
финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует
функции трем советам, находящимся на
следующем уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов ВТО
и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере
торговли товарами.
Совет по торговле услугами
осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе находятся
Комитет по торговле финансовыми услугами
и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО
и решением вопросов в таких областях,
как защита окружающей среды, проблемы
развивающихся стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется
в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;
его возглавляет генеральный директор.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других международных организаций,
не принимает решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской конференции,
оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается более двадцати.
1.4. Цели и принципы
ВТО
Задачей ВТО провозглашено
не достижение каких-либо целей или результатов,
а установление общих принципов международной
торговли. Согласно декларации, работа
ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные
принципы, среди которых:
- Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять
всем другим членам режим наибольшего
благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
- Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних
торговых ограничений должны быть взаимными,
устранение «проблемы безбилетника».
- Прозрачность. Члены ВТО должны полностью
публиковать свои торговые правила и иметь органы,
отвечающие за предоставление информации
другим членам ВТО.
- Создание действующих
обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в
основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в
случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном
секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.
- Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты
окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья
животных и растений.
II ГЛАВА
2.1. Цели присоединения
России к ВТО
Россию в переговорах о присоединении
представляет Министерство экономического
развития и торговли, которое и сформулировало
свое видение целей присоединения. Министерство
считает, что участие в ВТО дает России
целый ряд преимуществ. Получение этих
преимуществ и является основной задачей
присоединения. В результате, как считают
специалисты и эксперты министерства,
должны быть достигнуты следующие конкретные
цели:
|
- получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российских
товаров и услуг на зарубежные рынки;
|
|
- доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
|
|
- создание более благоприятного
климата для инвестиций в результате приведения
законодательства в соответствие с нормами
международного права;
|
|
- расширение возможностей для
российских инвестиций в странах–участницах
ВТО, в частности, за счет улучшения положения
в банковской сфере;
|
|
- создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности российской
продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций на
внутренний рынок;
|
|
- участие в разработке правил
международной торговли с учетом своих
национальных интересов;
|
|
- улучшение имиджа России в мире
как надежного и полноправного участника международной торговли.
|