Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является исследование проблем, которые стояли перед Россией до, во время и после вступления во Всемирную Торговую Организацию.
Прежде всего, хотелось бы очертить ряд задач, которые будут решаться по мере написания работы. По ходу изучения данной темы необходимо:
Рассмотреть сущность данной организации.
Рассмотреть цели и принципы, которыми ВТО руководствуется.
Проанализировать преимущества и недостатки от членства в этой организации.

Содержание

Введение
I глава. Характеристика, история, структура и принципы ВТО
1.1 Краткая характеристика …………………………………...
1.2. История становления и развития ВТО……………………
1.3. Структура ВТО…………………………………………….
1.4. Цели и принципы ВТО…………………………………….
II глава. Анализ вступления.
2.1. Цели присоединения России к ВТО
2.2.Преимущества от вступления в ВТО………………….
2.3. Оценка эффекта от вступления России в ВТО для отдельных отраслей экономики. Мнения экономистов, представителей различных отраслей
2.4. Опыт Украины. Последствия присоединения к ВТО.
2.5. Рекомендации для получения Россией максимальной выгоды от вступления в ВТО
Заключение…………………….
Список использованной литературы…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.docx

— 326.01 Кб (Скачать файл)

Целлюлозно-бумажная и лесная промышленность

Президент «РАО Бумпром» Константин Добрынин прогнозирует, что в целлюлозно-бумажной отрасли «целый перечень предприятий окажется на грани выживания». По его мнению, государству необходимо создать целевую программу на переходный период вхождения в ВТО по финансовой поддержке сектора. 
               «Будут снижены экспортные пошлины на древесину, что станет причиной увеличения потока продукции на экспорт. Для внутренних потребителей цены вырастут», — считает Добрынин. 
                Также, добавил он, существенно снижаются ввозные пошлины на продукты глубокой переработки древесины (мелованную бумагу, картон и прочее). «В соответствии с новой лесной стратегией России наши предприятия начали создавать продукты с высокой добавленной стоимостью (Камский ЦБК, Котласский ЦБК). Они обеспечат около 70% российского спроса. Сейчас наш рынок на 100% импортный. Начинается соревнование наших предприятий с западными. И в этот момент мы неосмотрительно понижаем ввозные пошлины на продукцию для иностранцев», — отметил Добрынин. 
             По его словам, на сегодняшний день в леспроме насчитывается 13 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 8 млрд долларов. «После вступления в ВТО инвесторы начнут выходить из проектов. Это затормозит развитие отрасли, снизит объём частных инвестиций, значительно сократит занятость в отрасли и поступления в бюджет. Новая лесная политика, о которой столько говорили, окажется не осуществимой», — полагает Добрынин.

                                      Стекольная промышленность 
Ущерб от вступления в ВТО прогнозируют и в стекольной отрасли. По мнению президента Национального объединенного совета предприятий стекольной промышленности «Стеклосоюз» Виктора Осипова, новые таможенные пошлины, которые начнут действовать в условиях присоединения к ВТО, «приведут к остановке заводов-производителей стекольного машиностроения, оборудования и стеклоформ». 
«В промышленной переработке стекла произойдут тяжёлые экономические потрясения, так как в России отсутствует государственная поддержка производителей стекольного продукта. Все европейские страны имеют программы поддержки экспортно-ориентированных корпораций», — отмечает эксперт. 
По его словам, «величина ущерба, кроме исчезновения отраслевого стекольного машиностроения и отдельных направлений в производстве изделий из стекла, восстановления ранее уничтоженных производств, составит не менее 3-5 млрд долларов».

Тяжелое машиностроение

Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для перспектив развития России. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик – отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет.

В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии:

• во-первых, рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ – менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себестоимости и снижению рентабельности;

• во-вторых, отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКР и совершенствование производства. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам; 
• в-третьих, отрасль не имеет государственной поддержки в виде льготного кредитования. Для сравнения: разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 процентных пунктов.

Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для

тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями –

ее развитие пойдет по пессимистическому сценарию,

отраженному в Стратегии развития тяжелого машиностроения на

период до 2020 года. Прямые потери вследствие увеличения

импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а

упущенные возможности роста – 177%.

 

 

2.4. Опыт Украины. Последствия  присоединения к ВТО.

В отличие от Китая, вступившего в ВТО на старте мирового экономического подъема, Украина присоединилась к ВТО всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса – 16 мая 2008 г. Продолжительность переходного периода для Украины как члена ВТО была определена всего пятью годами.

Неудивительно, что немедленного всплеска внешнеторговой активности и успешного прорыва на международные рынки не произошло. Через год после открытия торговых границ ВВП Украины уменьшился на 15%, а объем промышленного производства сократился более чем на 40%. Для сравнения, экономика Европы за это же время снизилась всего на 3-4%, а Белоруссии и Казахстана практически не изменилась.

 

 

 

Для транспортного машиностроения вступление в ВТО оказалось сопряжено со снижением импортной пошлины на автомобили с 25% до 10%, а также снижением ставки на импорт готовой сельхозтехники до 0% (беспошлинный ввоз). Новые условия свели на нет планы по расширению производства продукции, и производители сократили свои потребности в привлечении новой рабочей силы. При этом сама отрасль «просела» почти вдвое. К 2010 г. транспортное машиностроение было частично восстановлено, в том числе за счет роста выпуска на локальных производствах зарубежных компаний. Сейчас объемы производства составляют примерно 73% от уровня 2008 года, а занятость сократилась за этот период более чем на 30%.

После вступления в ВТО сельское хозяйство Украины продемонстрировало рекордный рост активности в конкурентоспособных секторах при столь же рекордных провалах там, где характеристики производства не позволяли конкурировать с импортной продукцией. В этих условиях снятие барьеров на импорт и фактический запрет на государственную поддержку экспорта (более жесткая сертификация винодельческой продукции, отказ от финансового стимулирования отрасли) стало критичным для отрасли. В масличном производстве, где до вступления в ВТО удалось осуществить техническую модернизацию, а за счет вступления – обеспечить нулевые барьеры при экспорте, объемы производства и экспорта значительно выросли. В неконкурентоспособных секторах, для которых не удалось достичь соглашений о «зеркальном» снижении пошлин и где сохранились экспортные барьеры, произошел быстрый и ожидаемый спад объемов производства. Общий итог для украинского сельского хозяйства оказался неоднозначным. Объем производства с/х продукции в целом сократился по сравнению с 2008 г. на 3,3%, а экспорт вырос на 6%. При этом

многие сегменты пока не вышли на уровень 2008 г.

Проанализировав данную информацию можно сделать вывод о том, что Украина слишком слабо позаботилась о защите своих неконкурентоспособных отраслях. Она поторопилась со вступлением, не пытаясь «выторговать» более выгодные условия для себя, что повлекло спад в неразвитых отраслях её экономики.

2.5. Общие рекомендации для развития экономики страны.

Ниже сформулированы необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш – максимальным.

•Повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, имеющих стратегическое значение для страны, и экономики в целом:

• Формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию ряда отраслей; ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения.

• Подготовка и реализации стратегий развития / модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО.

• Превентивное реформирование отдельных предприятий и моногородов, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий.

• Форсированное развитие перспективных технологий для приоритетных отраслей в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований.

• Стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию. Создание условий для быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:

• Устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов.

• Повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости.

• Обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами.

• Наращивание вложений в инфраструктуру и образование

• Совершенствование налоговой политики.

  • Развитие малого и среднего предпринимательства:

• Пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению.

• Создание предприятий-локомотивов в каждом из секторов экономики, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, в перспективе формируя производственные кластеры.

• Создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках.

• Упрощение экспортных операций (работа с ФТС и

иностранными платежами) для малых и средних

предприятий.

Создание и совершенствование необходимых институтов для

защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

• Создание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции.

• Создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России.

• Поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России. 
 

ВЫВОДЫ

Наша страна вступила в ВТО 22 августа 2012 года. На наш взгляд, этот шаг был сделан поспешно. В России не развито законодательство касательно данной сферы, многие вопросы, законопроекты, поправки находятся на стадии обсуждения. Инвестиционный климат в России не создан, институциональная среда - неразвита из-за коррупции, бюрократии, криминогенной обстановки в стране. Отрасли промышленности находятся в упадке, юридические кадры по отстаиванию российской стороны в экономических спорах не подготовлены.

Как можно догадаться, выдвинутые преимущества получит та страна, которая добьется конкурентоспособности если ни во всех, то в большинстве отраслей. России же пока что это не удалось сделать. Это наводит на вывод о том, что Россия вошла в состав ВТО преждевременно и поэтому ей придется перестраивать свою экономику так, чтобы получать максимальную пользу от этого. Только после применения относительно нашей страны мер, изложенных мной выше, она в долгосрочной перспективе сможет реализовать все преимущества, предложенные этой организацией, а значит, экономический рост в дальнейшем будет гарантирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. - 2004. № 11. - С.81-97.
  2. Митрохина И. В. Присоединение к ВТО - естественный шаг на пути российских реформ // Практика международного бизнеса.-2005.-№3. - С. 19-32.
  3. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // Мировая экономика и международные отношения.-2007.-№3. - С. 17-26.
  4. Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Журнал международного права и международных отношений.-2008.-№ 3.
  5. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики.-2005.-№5. - С. 132-139.
  6. http://www.ereport.ru/articles/ecunions/wto.htm
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F1%E5%EC%E8%F0%ED%E0%FF_%F2%EE%F0%E3%EE%E2%E0%FF_%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%FF
  8. http://www.wto.ru/
  9. http://referent.mubint.ru/security/8/1250/1
  10. http://www.memoid.ru/node/Istoriya_vstupleniya_Rossii_v_VTO
  11. http://www.economy.gov.ru/minec/main 
  12. http://fb.ru/article/3110/metodyi-issledovaniya-v-ekonomike
  13. http://finam.fm/read/7720/
  14. http://www.sigma-soft.ru/news_vad.shtml?sec=news_vad&id=1338810061
  15. http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО