Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью написания данной работы является исследование проблем, которые стояли перед Россией до, во время и после вступления во Всемирную Торговую Организацию. Прежде всего, хотелось бы очертить ряд задач, которые будут решаться по мере написания работы. По ходу изучения данной темы необходимо: Рассмотреть сущность данной организации. Рассмотреть цели и принципы, которыми ВТО руководствуется. Проанализировать преимущества и недостатки от членства в этой организации.
Содержание
Введение I глава. Характеристика, история, структура и принципы ВТО 1.1 Краткая характеристика …………………………………... 1.2. История становления и развития ВТО…………………… 1.3. Структура ВТО……………………………………………. 1.4. Цели и принципы ВТО……………………………………. II глава. Анализ вступления. 2.1. Цели присоединения России к ВТО 2.2.Преимущества от вступления в ВТО…………………. 2.3. Оценка эффекта от вступления России в ВТО для отдельных отраслей экономики. Мнения экономистов, представителей различных отраслей 2.4. Опыт Украины. Последствия присоединения к ВТО. 2.5. Рекомендации для получения Россией максимальной выгоды от вступления в ВТО Заключение……………………. Список использованной литературы…………………………….
Президент «РАО Бумпром» Константин
Добрынин прогнозирует, что в целлюлозно-бумажной
отрасли «целый перечень предприятий
окажется на грани выживания». По его мнению,
государству необходимо создать целевую
программу на переходный период вхождения
в ВТО по финансовой поддержке сектора.
«Будут снижены экспортные пошлины на
древесину, что станет причиной увеличения
потока продукции на экспорт. Для внутренних
потребителей цены вырастут», — считает
Добрынин.
Также, добавил он, существенно снижаются
ввозные пошлины на продукты глубокой
переработки древесины (мелованную бумагу,
картон и прочее). «В соответствии с новой
лесной стратегией России наши предприятия
начали создавать продукты с высокой добавленной
стоимостью (Камский ЦБК, Котласский ЦБК).
Они обеспечат около 70% российского спроса.
Сейчас наш рынок на 100% импортный. Начинается
соревнование наших предприятий с западными.
И в этот момент мы неосмотрительно понижаем
ввозные пошлины на продукцию для иностранцев»,
— отметил Добрынин.
По
его словам, на сегодняшний день в леспроме
насчитывается 13 крупных инвестиционных
проектов общей стоимостью 8 млрд долларов.
«После вступления в ВТО инвесторы начнут
выходить из проектов. Это затормозит
развитие отрасли, снизит объём частных
инвестиций, значительно сократит занятость
в отрасли и поступления в бюджет. Новая
лесная политика, о которой столько говорили,
окажется не осуществимой», — полагает
Добрынин.
Стекольная промышленность
Ущерб от вступления в ВТО прогнозируют
и в стекольной отрасли. По мнению президента
Национального объединенного совета предприятий
стекольной промышленности «Стеклосоюз»
Виктора Осипова, новые таможенные пошлины,
которые начнут действовать в условиях
присоединения к ВТО, «приведут к остановке
заводов-производителей стекольного машиностроения,
оборудования и стеклоформ».
«В промышленной переработке стекла произойдут
тяжёлые экономические потрясения, так
как в России отсутствует государственная
поддержка производителей стекольного
продукта. Все европейские страны имеют
программы поддержки экспортно-ориентированных
корпораций», — отмечает эксперт.
По его словам, «величина ущерба, кроме
исчезновения отраслевого стекольного
машиностроения и отдельных направлений
в производстве изделий из стекла, восстановления
ранее уничтоженных производств, составит
не менее 3-5 млрд долларов».
Тяжелое машиностроение
Невозможно переоценить стратегическое
значение тяжелого машиностроения для
перспектив развития России. Прямой вклад
отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж
велик – отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает
занятость 210 тыс. человек. Однако именно
тяжелое машиностроение является фундаментом
для большинства добывающих и перерабатывающих
отраслей российской экономики. Основные
потребители продукции тяжелого машиностроения
(предприятия нефтегазового комплекса,
металлургии и горнодобывающей промышленности)
формируют более 40% ВВП, обеспечивают более
80% российского экспорта и около 80% поступлений
в бюджет.
В результате отрасль столкнулась
с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть
которые она не в состоянии:
• во-первых, рост импорта и
сокращение внутреннего спроса и экспорта
привели к значительной недозагрузке
мощностей. Отрасль имеет один из самых
низких показателей загрузки мощностей
в РФ – менее 20%. Свободные мощности подразумевают
затраты на их содержание, что ведет к
росту себестоимости и снижению рентабельности;
• во-вторых, отрасль страдает
от недостатка инвестиций в НИОКР и совершенствование
производства. Это ведет к тому, что продукция
российских компаний отстает от продукции
конкурентов по основным характеристикам;
• в-третьих, отрасль не имеет государственной
поддержки в виде льготного кредитования.
Для сравнения: разница по ставкам кредита
по экспортным сделкам для российских
предприятий выше, чем для иностранных,
на 10 процентных пунктов.
Таким образом, вступление России
в ВТО может обернуться для
отраженному в Стратегии развития
тяжелого машиностроения на
период до 2020 года. Прямые потери
вследствие увеличения
импорта составят 102% от объема
производства в 2020 г., а
упущенные возможности роста
– 177%.
2.4. Опыт Украины. Последствия
присоединения к ВТО.
В отличие от Китая, вступившего
в ВТО на старте мирового экономического
подъема, Украина присоединилась к ВТО
всего лишь за полгода до начала нового
мирового кризиса – 16 мая 2008 г. Продолжительность
переходного периода для Украины как члена
ВТО была определена всего пятью годами.
Неудивительно, что немедленного
всплеска внешнеторговой активности и
успешного прорыва на международные рынки
не произошло. Через год после открытия
торговых границ ВВП Украины уменьшился
на 15%, а объем промышленного производства
сократился более чем на 40%. Для сравнения,
экономика Европы за это же время снизилась
всего на 3-4%, а Белоруссии и Казахстана
практически не изменилась.
Для транспортного машиностроения
вступление в ВТО оказалось сопряжено
со снижением импортной пошлины на автомобили
с 25% до 10%, а также снижением ставки на
импорт готовой сельхозтехники до 0% (беспошлинный
ввоз). Новые условия свели на нет планы
по расширению производства продукции,
и производители сократили свои потребности
в привлечении новой рабочей силы. При
этом сама отрасль «просела» почти вдвое.
К 2010 г. транспортное машиностроение было
частично восстановлено, в том числе за
счет роста выпуска на локальных производствах
зарубежных компаний. Сейчас объемы производства
составляют примерно 73% от уровня 2008 года,
а занятость сократилась за этот период
более чем на 30%.
После вступления в ВТО сельское
хозяйство Украины продемонстрировало
рекордный рост активности в конкурентоспособных
секторах при столь же рекордных провалах
там, где характеристики производства
не позволяли конкурировать с импортной
продукцией. В этих условиях снятие барьеров
на импорт и фактический запрет на государственную
поддержку экспорта (более жесткая сертификация
винодельческой продукции, отказ от финансового
стимулирования отрасли) стало критичным
для отрасли. В масличном производстве,
где до вступления в ВТО удалось осуществить
техническую модернизацию, а за счет вступления
– обеспечить нулевые барьеры при экспорте,
объемы производства и экспорта значительно
выросли. В неконкурентоспособных секторах,
для которых не удалось достичь соглашений
о «зеркальном» снижении пошлин и где
сохранились экспортные барьеры, произошел
быстрый и ожидаемый спад объемов производства.
Общий итог для украинского сельского
хозяйства оказался неоднозначным. Объем
производства с/х продукции в целом сократился
по сравнению с 2008 г. на 3,3%, а экспорт вырос
на 6%. При этом
многие сегменты пока не вышли
на уровень 2008 г.
Проанализировав данную информацию
можно сделать вывод о том, что Украина
слишком слабо позаботилась о защите своих
неконкурентоспособных отраслях. Она
поторопилась со вступлением, не пытаясь
«выторговать» более выгодные условия
для себя, что повлекло спад в неразвитых
отраслях её экономики.
2.5. Общие рекомендации
для развития экономики страны.
Ниже сформулированы необходимые
условия и мероприятия, которые должны
быть выполнены, чтобы ущерб от вступления
в ВТО был минимальным, а выигрыш – максимальным.
•Повышение конкурентоспособности
отдельных отраслей, имеющих стратегическое
значение для страны, и экономики в целом:
• Формирование последовательной
и четкой государственной политики по
развитию ряда отраслей; ясное формулирования
государственных целей, задач и определение
инструментов их достижения.
• Подготовка и реализации
стратегий развития / модернизации отраслей,
включая государственные инвестиции в
капиталоемкие производства и инфраструктурные
проекты, учитывающие обязательства страны
как члена ВТО.
• Превентивное реформирование
отдельных предприятий и моногородов,
не способных конкурировать в новой среде,
для сглаживания негативных социальных
последствий.
• Форсированное развитие перспективных
технологий для приоритетных отраслей
в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных
исследований.
• Стимулирование импорта технологий
без ущерба для спроса на конечную продукцию.
Создание условий для быстрой модернизации
экономики и предотвращения (ослабления)
негативных эффектов:
• Устранение коррупции и административных
барьеров со стороны надзорных и контролирующих
органов.
• Повышение мобильности населения
и создание общенациональных бирж труда
и занятости.
• Обеспечение экономики долгосрочными
низкопроцентными кредитами.
• Наращивание вложений в инфраструктуру
и образование
• Совершенствование налоговой
политики.
Развитие малого и среднего
предпринимательства:
• Пропаганда малого предпринимательства
и обучение его ведению.
• Создание предприятий-локомотивов
в каждом из секторов экономики, которые
будут в дальнейшем обеспечивать заказами
малый бизнес, в перспективе формируя
производственные кластеры.
• Создание институтов для
продвижения малых и средних предприятий
на зарубежных рынках.
• Упрощение экспортных операций
(работа с ФТС и
иностранными платежами) для
малых и средних
предприятий.
Создание и совершенствование
необходимых институтов для
защиты внутренних
производителей в рамках ВТО:
• Создание финансируемых государством
комиссий, торговых палат и юридических
служб при ВТО для разрешения споров и
продвижения отечественной продукции.
• Создание организации для
участия в выработке правил и норм ВТО,
максимально отвечающих интересам России.
• Поддержка подготовки юристов,
экономистов, управленцев по тематике
ВТО, а также поддержка формирования рынка
соответствующих услуг в России.
ВЫВОДЫ
Наша страна вступила в ВТО
22 августа 2012 года. На наш взгляд, этот
шаг был сделан поспешно. В России не развито
законодательство касательно данной сферы,
многие вопросы, законопроекты, поправки
находятся на стадии обсуждения. Инвестиционный
климат в России не создан, институциональная
среда - неразвита из-за коррупции, бюрократии,
криминогенной обстановки в стране. Отрасли
промышленности находятся в упадке, юридические
кадры по отстаиванию российской стороны
в экономических спорах не подготовлены.
Как можно догадаться, выдвинутые
преимущества получит та страна, которая
добьется конкурентоспособности если
ни во всех, то в большинстве отраслей.
России же пока что это не удалось сделать.
Это наводит на вывод о том, что Россия
вошла в состав ВТО преждевременно и поэтому
ей придется перестраивать свою экономику
так, чтобы получать максимальную пользу
от этого. Только после применения относительно
нашей страны мер, изложенных мной выше,
она в долгосрочной перспективе сможет
реализовать все преимущества, предложенные
этой организацией, а значит, экономический
рост в дальнейшем будет гарантирован.
Список использованной
литературы
Доронина Н.Г. Всемирная торговая
организация: история становления и правовые
аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. - 2004. № 11. - С.81-97.
Митрохина И. В. Присоединение
к ВТО - естественный шаг на пути российских реформ // Практика международного
бизнеса.-2005.-№3. - С. 19-32.
Оболенский В. Присоединение
России к ВТО и ее участие в интеграции
// Мировая экономика и международные отношения.-2007.-№3.
- С. 17-26.
Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Журнал международного права и международных отношений.-2008.-№ 3.
Чиркин А. Предстоящее вступление
России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы
экономики.-2005.-№5. - С. 132-139.