Проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

С одной стороны, закрытость экономики отдельного государства рано или поздно приводит к экономическому поражению в соперничестве с окружающей средой, развивающейся по согласованным правилам и на конкурентной основе более активными темпами. Подтверждением этого служит хотя бы факт неудавшейся попытки построить параллельную цивилизацию в СССР в рамках закрытой экономики за железным занавесом. Все это свидетельствует о том, что, у отдельных стран с закрытой экономикой реальной эффективной альтернативы международной экономической интеграции не существует. В настоящее время совершенно очевидно, что чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем динамичнее и результативнее ее собственное развитие.

Содержание

Введение. 2
1. Развитие российского программного обеспечения, связи и телекоммуникаций 4
1.1. Тенденции развития программного обеспечения в России. 4
1.2. Динамика развития российских интернет-компаний. 10
1.3. Развитие сферы связи в России. 12
2. Возможности гражданского автомобилестроения и военно-промышленного комплекса 14
2.1. Развитие автомобилестроения в России. 14
2.2. Тенденции развития военно-промышленного комплекса. 18
Заключение 24
Литература 29

Вложенные файлы: 1 файл

Integra2 (1).docx

— 126.55 Кб (Скачать файл)

В 2008 году общий объем  экспортного программного обеспечения  достиг трех млрд. долл., и по прогнозам  спрос на услуги разработчиков пока сохранится. В 2009 году он останется  на уровне прошлого года [22, с. 26].

1.2. Динамика развития российских  интернет-компаний.

 

Динамично развиваются российские Интернет-компании – Rambler, Yandex и Mail.ru. Например, Rambler разместила свои акции еще в 2005 году и сейчас оценивается в 412 млн. долларов США. Стоимость крупнейшей Интернет-компании Российской Федерации – Yandex оценивается в 5 млрд. долларов, тогда как Mail.ru – крупнейший российский почтовый сервис оценивается в 2 млрд. Интернет-компании показывают впечатляющие темпы роста и развития: еще в январе 2007 года Mail.ru оценивался в $550 миллионов [17, с. 19].

Среди собственников компании Mail.ru представители российского и иностранного сектора информационных технологий: компания Digital Sky Technologies владеет 53,164% Интернет-компании, южно-африканский медиахолдинг Naspers принадлежит 42,869% компании Mail.ru; причем последнее увеличение присутствия иностранных компаний было произведено в разгар мирового кризиса – в декабре 2009 года [6, с. Б01].

Компания Yandex, которая является лидером среди поисковых систем на российском пространстве Интернета, открыла американский офис, но работать на рынке США не собирается. Этой компанией владеют наряду с менеджерами и основателями; фонды Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners (30%), а также компания Tiger Global Management (15%). Сейчас на долю поисковых запросов по России приходится 56%, Google прекратил свой рост впервые за два года и остановился на 23%, Rambler занимает 7%, а Mail.ru 10% поиска в российском пространстве Интернета [5, с. А05].

За информационными технологиями будущее, ведь сейчас практически нет  ни одной отрасли, где бы не использовались компьютеры: начиная с бухгалтерии  небольшого предприятия и заканчивая системами электронных торгов. Для  реализации столь большого разнообразия выполняемых функций, компьютер  необходимо оснащать современным высококачественным программным обеспечением. Примерами  компаний, которые удовлетворяют  данным требованиям, являются не только мировые бренды – Microsoft, SAP, Apple, Sun, но и российские компании – ABBYY, «Лаборатория Касперского», Yandex, Rambler, Mail.ru. Поэтому чем больше ИТ-технологии будут входить в нашу жизнь, тем большее влияние компьютерные компании будут оказывать на мировую экономику и экономику отдельно взятых стран. У России имеется огромный потенциал, благодаря которому российские ИТ-компании могут занять достаточно высокое место в данной сфере, тем более, что Россия обладает всеми необходимыми ресурсами, которые в основном заключаются в квалифицированных программистах и творческих людях.

 

 

 

1.3. Развитие сферы связи в  России.

 

Высокотехнологичной областью российской экономики является сфера  связи. В данном секторе экономики  осуществляется активная экспансия  иностранных компаний, предоставляющих  услуги связи на территории Российской Федерации, а российские компании начинают работать на зарубежных рынках. Российский рынок услуг связи является желанным местом для зарубежных компаний. Этому способствуют такие факторы, как огромная площадь страны, большая часть которой не имеет стационарной телефонной связи. Поэтому для решения проблем телефонизации страны можно использовать только персональную связь: спутниковую или сотовую. Российские компании наращивать количество абонентов в России, улучшать качество связи и предлагать новые услуги своим клиентам, но они также проникают и на зарубежные рынки. В основном это рынки развивающихся стран Азии, где рынок еще не насыщен услугами телефонной и сотовой связи. Возможно, что наши сотовые компании идут в те страны, где представлен российский бизнес, либо в те страны, которые манят наших туристов. В будущем Вымпелком планирует экспансию на Азию. Лицензии в двух азиатских странах – Вьетнаме и Камбодже – у компании уже есть. Российская компания МТС владеет 49% лидера белорусского сотового рынка [11, с. Б05]. Норвежский холдинг Telenor, обслуживающий более 150 млн. абонентов мобильной связи в 12 странах, владеет 29,9% голосующих акций Вымпелкома. Рыночная стоимость этого пакета на 4 марта 2009 года составляла 1,815 млрд. долл. [36, с. Б06].

Таблица 11

Динамика развития крупнейших телекоммуникационных компаний России

Компания

Динамика развития, %

Связьинвест

+12,9

МТС

+20,5

Вымпелком

+43,3

Мегафон

+47,8


Источник: [58]

По числу абонентов  значительно (в 6 – 10 раз) опережают  конкурентов три российских сотовых  оператора – МТС, Вымпелком и  Мегафон. Следует отметить и то, что  именно эти компании осваивают рынки  сотовой связи ближнего и дальнего зарубежья. Например, компания UMC (принадлежит МТС) занимает второе место на рынке сотовых услуг Украины (20 млн. абонентов), а компания URS (принадлежит Вымпелкому) занимает четвертое место (2 млн. абонентов) [58].

Компания МТС также  работает в Узбекистане (1,5 млн. абонентов), Туркменистане (около 200 тыс.) и Белоруссии (более 3 млн.). Причем на всех этих рынках отечественная компания показывает положительную динамику роста числа абонентов. Компания Вымпелком представлена не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом: в Казахстане (около 4 млн. абонентов), Украине (более 2 млн.), Таджикистане (100 тысяч), Узбекистане (917 тысяч) и Армении (более 450 тысяч абонентов). Российская компания Вымпелком, также как и компания МТС, показывает на зарубежных рынках положительную динамику по увеличению числа абонентов. Например, в 2007 году в Таджикистане увеличение числа абонентов достигло 38%, а в Узбекистане около 20%. Таких высоких результатов по увеличению абонентской базы не показывает ни одна из российских компаний, предоставляющих услуги сотовой связи на территории иностранных государств [58].

Российские компании, предоставляющие  услуги связи, постепенно проникают  в другие страны, находят свои рыночные ниши и занимают их. Конечно же, этот процесс не сиюминутный, а достаточно длительный и сложный. Но главное – это то, что данный процесс уже начался и идет, хоть и небольшими, но уверенными шагами. Зарубежные компании очень интересуются российским рынком связи. Это связано в первую очередь с тем, что данный рынок бурно развивается и еще не исчерпаны возможности этого рынка. Иностранные компании проникают на рынок связи России: они либо уже владеют достаточно большими пакетами акций наших компаний, либо собираются стать их совладельцами.

Развитие связи и телекоммуникаций зависит от многих отраслей промышленности (машиностроения и приборостроения) и экономической ситуации в стране.

  1. Возможности гражданского автомобилестроения и военно-промышленного комплекса

    1. Развитие автомобилестроения в России.

 

По итогам 2008 года Россия превзошла Германию и стала крупнейшим автомобильным рынком Европы – около 3,17 млн. проданных машин (с учетом импортированных поддержанных автомобилей). Российский рынок ежегодно пополняют  сотни тысяч поддержанных иномарок из Европы, Японии и США. Но существует предсказание о том, что в 2009 году российский автомобильный рынок  может сократиться на половину из-за кризиса. Но кризис дает шанс российским авто-производителям. Ослабление рубля и реальных доходов населения вкупе с увеличением пошлин на импортные автомобили возрождает интерес к автомобилям российских брендов (по некоторым прогнозам, в 2009 году машины отечественных марок увеличат долю рынка с 50% до 70%) [9, с. А04].

Из-за мирового кризиса автомобильный рынок в 2009 году может откатиться на уровень 2006 – 2007 годов: комитет авто-производителей Ассоциации европейского бизнеса ожидает продаж в 2,4 млн. новых машин. В 2009 году в России может быть продано на 19 процентов меньше автомобилей, чем в 2008 году – таков официальный прогноз комитета автомобильных производителей Ассоциации европейского бизнеса. Если прогноз окажется верным, продажи будут ниже, чем в 2007 году: тогда было продано 2,58 млн. новых автомобилей [4, с. Б05]. Тенденции к сокращению выпуска автомобилей в 2009 году наблюдается во всех странах – производителях автомобильной техники: в Японии, Германии, США и других странах.

Таблица 12

Объемы продаж автомобилей  в России, млн. штук

Год

Российские марки

Иномарки

Всего (изменение)

2006

0,88

1,02

1,90

2007

0,93

1,65

2,58 (+36%)

2008

0,85

2,08

2,93 (+14%)

2009 (прогноз)

   

2,4 (-19%)


Источник: [4, с. Б05]

Автомобилестроение в  «Основных направлениях таможенно-тарифной политики» отнесено к категории  частично конкурентоспособных отраслей, но с потенциалом усиления позиций  на внутреннем рынке [14, с. А01].

В России уже реализуется 23 проекта в режиме промышленной сборки. Соглашения подписали почти все крупнейшие иностранные автоконцерны: Toyota, Nissan, Hyundai, General Motors, Ford, Renault, Suzuki, Volkswagen, Skoda, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, а также российские «Ижавто» (выпускает Kia), «АвтоВАЗ», «Соллерс» [37, с. Б02].

Большое количество иностранных  автомобильных производителей, собирающих свою продукцию на заводах в России, объясняется многими факторами. Во-первых, Россия – это крупный рынок сбыта продукции, поэтому размещая свое производство на территории Российской Федерации, компании значительно экономят и избавляются от дорогостоящей доставки из-за рубежа. Во-вторых, из года в год объемы этого рынка растут, то есть население России приобретает новые автомобили. В-третьих, в России оплата труда этим компаниям обходится значительно дешевле. Также еще одним фактором может являться и то, что государство поддерживает создание новых автомобильных предприятий на территории России: предоставляются льготы на ввоз комплектующих автоконцернам, создавшим в России мощности не менее 25 000 машин в год. Первые три года импортные автокомпоненты для машин можно ввозить беспошлинно или по минимальной, 3%-ной ставке [37, с. Б02]. Все эти факторы являются примерами конкурентного преимущества России перед другими странами, в которых мировые авто-гиганты могли бы разместить свое производство.

Но компании не останавливаются  на достигнутом, они интегрируются, создают объединения и совместные предприятия, чтобы более эффективно работать. Например, компании PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors планируют построить  автозавод в Калуге, инвестировав в проект 470 млн. евро. Французско-японский проект – один из самых дорогих  автозаводов, которые планируют  построить в России иностранные  компании [38, с. А01]. Создание автомобильного производства в России позволяет решить множество задач. Во-первых, создаются новые рабочие места и происходит строительство непосредственно заводов. Во-вторых, новая современная автомобильная техника поступает на рынки России, а такая продукция является более экономичной и экологически безопасной.

Министерство экономического развития и торговли России и администрация  Санкт-Петербурга подписали с японским авто-производителем Suzuki Motor Inc. и корпорацией Itochu Corp. соглашение о строительстве автосборочного производства в Петербурге. Планируется, что завод будет запущен в 2009 году, а его строительство началось в 2007 году. Объем инвестиций в строительство завода составит порядка 3 млрд. рублей. На первой стадии проекта он будет выпускать 10 тысяч внедорожников Grand Vitara из японских машинокомплектов. Itochu Corp., импортирующая автомобили Suzuki в Россию, получит в создаваемом автопроизводстве 50%. Объем продаж автомобилей Suzuki в России в 2006 году составил 16 118 единиц, а в первом квартале 2007 года было продано 5 626 автомобилей [64].

Продажи Skoda Auto в России в январе – феврале 2009 года выросли на 24% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили 6 606 автомобилей [64].

Россия быстро становится одним из наиболее значимых рынков для компании General Motors. В 2007 году компания General Motors продала в России 259 тыс. автомобилей, что на 95% больше, чем в 2006 году. В 2002 году было создано первое совместное автомобилестроительное предприятие в России [49]. Все это свидетельствует о том, что Россия является растущим рынком в области автомобилестроения.

Хотя нельзя говорить о  том, что продукция исконно российских автомобильных компаний конкурентоспособна, ведь вышеперечисленные примеры  являются инвестициями в российскую экономику, но продукция российских автозаводов не пользуется спросом  и не котируется на зарубежных рынках. В первую очередь это связано  с ее качеством, которое не удовлетворяет  современным требованиям и тенденциям. Также следует четко понимать и то, что наши автомобили ориентированы  в первую очередь на людей с  низкими доходами, а это изначально говорит как об их качестве, так  и о возможностях автомобиля. Но, исконно российское автомобилестроение также не стоит на месте – создаются  объединения, в которых участвуют  иностранные компании, создаются  совместные предприятия. Например, совсем недавно «АвтоВАЗ» заявил о планах выйти на новый для себя сегмент с помощью компании Caterpillar. Речь идет о крупнотоннажных самосвалах, экскаваторах и бульдозерах. Можно выделить несколько причин, по которым компания «АвтоВАЗ» решилась переквалифицироваться. Во-первых, сегмент строительно-дорожной техники в России растет на 20 – 25% в год, в 2007 году его объем составил 5 млрд. долл. Во-вторых, рентабельность в этом сегменте выше, чем в сегменте легковых автомобилей 18% и 10% соответственно. Но это не односторонний интерес или желание – компания Caterpillar может быть заинтересована в создании совместного предприятия вместе с «АвтоВАЗом», из-за того, что эта компания тесно связана с государством, а именно оно в ближайшие годы будет инвестировать в строительство дорог и станет основным покупателем спецтехники [41, с. Б02]. Здесь нельзя не вспомнить о транспортной стратегии, разработанной правительством Российской Федерации до 2030 года, которая предусматривает затратить на реализацию этой программы 166 трлн. рублей [42, с. А03].

Нельзя забывать и о  продукции компании Камаз, которая  приобретается различными странами, но в первую очередь продукция  данной компании используется в военных  или специализированных целях и  ориентирована скорее всего не на массовый спрос, а на единичный или  мелкий.

Информация о работе Проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство