Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого бизнеса. На основе цели курсовой работы были установлены следующие задачи: раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, сущность, функции, виды предпринимательства, его роль в экономике. В аналитической части рассмотрены история развития предпринимательства, проблемы и состояние малого бизнеса на современном этапе, программа государственной поддержки, а так же зарубежный опыт поддержки развития предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава I Экономическая природа предпринимательства
1.1. Развитие теории предпринимательства
1.2. Сущность, функции и роль предпринимательства………………4
1.3.Виды предпринимательств…………………………………………..10

Глава II Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
2.1История развития малого предпринимательства…………………16
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе……………………………………………………….25
2.3Состояние малого бизнеса в России в современных условиях…….29
2.4Программа государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации ……………………….33
2.5Зарубежный опыт поддержки развития малого бизнеса……………36
Заключение………………………………………………………………..39
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая....doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

В экономике  России стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП.

Замедление  роста числа новых малых предприятий  объясняется еще и тем, что  не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 31996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует, создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному  нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-18,7 и -5,6%).

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности -в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП , но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия  в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов.

Для закрепления  и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

 

2.2. Проблемы  развития малого предпринимательства  в России на современном этапе.

Современными  проблемами малого бизнеса являются проблемы макро-уровня, и они возникают  у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство  законодательства:

  • нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

Это проблема особенно актуальна на микропредпринимательства (например, для собственников маленьких  магазинчиков, обслуживающих производств (мастерские по ремонту обуви, ателье, небольшие бригады строителей).

Они не имеют  возможности постоянно анализировать  изменения законодательства. Законодательные  информационные базы типа КонсультантПлюс  или Гарант очень дороги. Журналы  об изменениях законодательства написаны профессиональным юридическим языком. Обычному малому предпринимателю тяжело воспринять и понять информацию из таких журналов.

  • существенные законодательные пробелы:
  • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • неотработанность процесса купли-продажи;
  • отсутствие должного законодательства о земле;
  • внутренняя противоречивость законов.
  • невыполнение уже имеющихся законов. Пример:

2) Несовершенство  налоговой системы.

Несовершенство  налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес.

Например, большинство  МП находятся на упрощенной системе  налогообложения (упрощенцы). Вместо налога на прибыль (20%), уплачивают единый налог (5% или 15% в зависимости от объекта  налогообложения).

Налоговым кодексом РФ для упрощенцев установлен закрытый перечень расходов, на которые может быть уменьшена полученная выручка.

К сожалению, этим перечнем учтены не все возможные  экономически обоснованные расходы, которые  могут возникнуть у МП.

Например, с 2010г. для строительных организаций отменены лицензии на строительство и установлено обязательное членство в Саморегулируемых организациях (СРО). Членские взносы в СРО очень высоки от 200тыс.руб. Налоговое законодательство не разрешает уменьшит доходы МП на сумму членских взносов. Таким образом, МП вынуждены вносить данные взносы за счет чистой прибыли. А не каждое МП имеет достаточную прибыль (более 200тыс.руб.) для таких взносов. В этом случае предприниматель вынужден либо брать кредит (тем самым увеличивать свои долги), либо отказаться от данного вида деятельности (строительство) и закрыть бизнес.

Уровень действующих  ставок налогов превышает все  разумные пределы, а перечень налоговых  льгот для МП ограничен. По некоторым  оценкам  Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии  налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3) Несовершенство  финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде  поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные  проверки показали низкую эффективность  использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

К тому же в настоящее  время МП имеют возможность получить кредиты на условиях очень высокой кредитной ставки.

4) Безопасность  деятельности предприятия.

Развитие рынка  в России характеризуется целым  рядом источников потенциальных  угроз предприятиям и отсутствием  практических возможностей противодействия  им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков.

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого  бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

 Такая задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.

 

2.3. Состояние  малого бизнеса в России в  современных условиях

Настоящая Концепция  подготовки и проведения IX Всероссийской  конференции представителей малых  предприятий «Малый  бизнес как  важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях» (далее – Конференция) устанавливает цели, задачи, примерный порядок и регламент ее мероприятий. Проведение конференции уже традиционно приурочено к профессиональному празднику – Дню российского предпринимательства, который проходил во второй раз 26 мая 2009 г.

Малое предпринимательство  играет все возрастающую роль в социально-экономическом  развитии России.

В сложных экономических  условиях мирового финансово-экономического кризиса поддержка малого бизнеса  становится одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Ключевая роль сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации.

В 2009 году финансирование мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета увеличено до 10,5 млрд. рублей. Кроме того, по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса выделяется около 30 млрд. рублей.

В рамках Программы  Минэкономразвития России по поддержке малого бизнеса, которая уже работает в 78 регионах страны, в 2009 году уделено внимание активному содействию создания новых компаний. Прежде всего, идет речь о предоставлении грантов начинающим предпринимателям. Реализация комплекса мероприятий только за счет средств федерального и региональных бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 до полумиллиона рабочих мест.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России