Проблемы и перспективы российской экономики в условиях членства в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:50, сочинение

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭССЕ по Мировой экономике.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Дисциплина

“МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

Эссе на тему

«Проблемы и перспективы  российской экономики в условиях членства в ВТО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2013

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственным в своем  роде международным органом, который  занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между  правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры. 

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Россия на протяжении 18 лет  стремилась стать членом ВТО. С 1993 по 2011 год велись переговоры, в результате которых 22 августа 2012 года Российская Федерация стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО, переговоры по вступлению России в эту организацию велись почти 18 лет.

Целями присоединения  России к ней можно назвать  получение более выгодных условий  для распространения российской продукции на иностранный рынок; привлечение иностранных инвестиций в Россию; участие в разработке международных правил торговли с  учетом интересов России; создание конкурентно способной продукции; открытие перспектив для новых проектов.

Говоря о преимуществах  вступления России в ВТО следует, прежде всего, отметить, что ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного  перемещения товаров и услуг  в условиях прозрачности и предсказуемости  норм регулирования. ВТО регулирует не только внешнеторговые связи, но и  оказывает серьезное влияние  на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации  к ВТО. После продолжительных  обсуждений были сформированы требования и обязательства России при вступлении в ВТО.

Основные обязательства  России при вступлении в ВТО следующие:

1. GATT(соглашение по тарифам  и торговле) требует от членов  ВТО последовательных сокращений  торговых пошлин и тарифов  до минимальных, а также отказа  от поддержки экспорта «сверх  необходимого».

Россия в рамках присоединения  к ВТО согласилась на ограничение  импортных пошлин по более, чем 700 товарным позициям.

2. GATS(соглашение по торговле  и услугам) требует открыть  для иностранного капитала следующие  сектора:

  1. Деловые услуги: врачи, ветеринары, адвокаты, налоговые консультанты, архитекторы, инженеры, юристы, компьютерные услуги, базы данных, исследования и разработки, услуги в области недвижимости, ремонт и уборка помещений, лизинг транспорта, судов, производственного оборудования, реклама, ремонт, типографии, экономические консультации и др.
  2. Услуги в сфере коммуникаций: почта, курьерская доставка, телефон, электронная почта, передача данных, телекс, телевидение, радио, производство фильмов, видео, музыки и др.
  3. Строительство и монтаж: все виды строительства.
  4. Торговля: оптовая и розничная торговля, франшиза и др.
  5. Образование: детские сады, школьное образование, высшее и профессиональное образование, дополнительное образование и другое.
  6. Услуги в сфере экологии: водоснабжение и канализация, мусор, санитария и др.
  7. Финансовые услуги: все типы страхования (жизни, от несчастных случаев, медицинское и т.д.), банковские и финансовые услуги, в том числе деривативы и т.д.
  8. Медицинские и социальные услуги: больницы, другие услуги в здравоохранении и социальные услуги,
  9. Туризм: гостиницы и рестораны, турагентства, гиды и т.д.
  10. Отдых, культура и спорт: театры, цирки, сектор досуга, новостные агентства, библиотеки, архивы, музеи, другие культурные услуги и др.
  11. Транспортные услуги: морское и речное судоходство, авиаперевозки, космические полеты, железные дороги, система дорог, нефтяные трубы и другое.
  12. Энергетика: добыча и транспортировка полезных ископаемых. Пока переговоры проходят в основном на двусторонней основе, но открытие этого сектора планируется навязать всем странам в ближайшем будущем.

Вступая в ВТО, Россия приняла  на себя обязательства по 116 видам  услуг из 155, предусмотренных классификацией ВТО. То есть, Россия в сфере регулирования  ГАТС сумела оговорить минимум особых условий. Кроме того, согласно правилам ВТО, ее члены обязаны постепенно снимать все ограничения, которые  они изначально установили для иностранных  лиц и компаний в перечнях своих  обязательств.

TRIPS (Соглашение о защите  прав интеллектуальной собственности  в сфере торговли) требует выплат  за использование страной-членом  патентов других стран. Россия  в этой части соглашения никаких  своих особых условий не оговорила  (в отличие от Китая, Индии,  Бразилии, ЮАР и т.д.).

T RIMS (соглашение по инвестициям) запрещает выдвигать иностранным инвесторам особые условия приема инвестиций. В частности, Россия не может требовать от зарубежных корпораций использовать продукты, сырье и материалы, произведенные в стране, нанимать в качестве части работников население страны, а также выдвигать в качестве инвестиционного условия требования передачи технологий.

AoA (Соглашение по сельскому хозяйству) запрещает странам-участницам ВТО оказывать какие-либо меры господдержки производства и экспорта сельхозпродукции сверх согласованных в ходе переговоров о вступлении.

Выгоды от присоединения  России к ВТО:

    • Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.
    • Россия может получить выход на новые рынки услуг.
    • Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.
    • Адаптация нашего законодательства к международным нормам –положительный фактор для отечественного бизнеса.
    • Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

Издержки вступления в  ВТО:

  • Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена.
  • Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.
  • Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.
  • Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.

Традиционно во всех странах  вступление в ВТО встречают с  большим недоверием. Однако в большинстве  стран это заставляет провести реформы  и делает эффективными местных производителей, которым приходится конкурировать  с иностранцами. На данном этапе  российские власти продолжают поддерживать отечественного производителя и  создают для них выгодные условия  для реализации своих возможностей. В ходе переговорного процесса минимизации  негативных последствий уделялось  повышенное внимание. В связи с  этим предусмотрен переходный период для либерализации доступа на российский рынок, который составляет 2–3 года. В Отношении наиболее чувствительных отраслей: автомобильной промышленности, сельского хозяйства, сельскохозяйственного  машиностроения, легкой промышленности – установлен переходный период в 5–7 лет.

Членство России в ВТО  в стратегическом плане дает мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики. Вместе с тем, вступление России в ВТО  – это новая реальность, рост конкуренции – серьезный вызов  для российской экономики, для целого ряда ее отраслей.

Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты  задает система ВТО, стимулируя, таким  образом, не столько товарообмен, сколько  технический прогресс.

Во-вторых, со вступлением  в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.

В-третьих, ВТО выступает  в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически  избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну – из-за тогдашних проблем с  еврейской эмиграцией.

В-четвертых, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для  России проблему “утечки мозгов”.

В-пятых, адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки  ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных  требований по “чувствительным” позициям экспорта.

Однако экономисты оценивают  потери бюджета России от вступления в ВТО на первом этапе в 250-300 млрд. руб. в год  и считают, что далее потери будут нарастать.

В целом прогнозные накопленные  потери ВВП РФ к 2020 г. составят до 3,5%, потери промышленного производства - 20%, а спад в обрабатывающей промышленности – более 30%.

В настоящее время от вступления в ВТО Россия, по мнению экспертов  Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), получила следующее:

Импорт товаров, которые  особо чувствительны к конкуренции  с зарубежными аналогами, – автотранспорт, продукции машиностроения, обувь, текстиль, продовольствие, в стоимостном выражении, вопреки прогнозам, снизился на 10%. Процесс  задел большинство товаров, кроме  продовольствия и сырья для его  производства.

Главных статей экспорта, не считая энергоносителей, у России две  – продукция металлургии разных степеней передела и химия, включая  удобрения для сельского хозяйства. Никто не поспешил распахнуть двери  перед этими российскими товарами.

Минэкономразвития отмечает, что на поставки российских товаров  за рубеж по-прежнему распространяются десятки ограничений. «Чемпионы» по сдерживанию наших товаров –  страны ЕС, Украина, США и, как ни странно, Белоруссия. Далее идут Австралия, Азербайджан, Армения, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдавия, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Больше половины всех антидемпинговых  мер введены против поставок стального  проката, остальные касаются минеральных  удобрений. Раньше против российских товаров  в разных странах действовало  около сотни ограничений, сегодня  их количество уменьшилось на четверть – до 73. Судя по объявленному экономическому эффекту от ушедших ограничений  в 70 миллионов долларов, отменены далеко не самые важные из них. До сих пор  жива пресловутая поправка Джексона – Вэника в США, и ее отмена только проходит согласование в Конгрессе. Утешает лишь то, что после вступления в ВТО у России появилось право требовать, чтобы ограничения соответствовали правилам этой организации.

Но присоединение к  ВТО – это шаг, рассчитанный на перспективу в десятки лет. И реальный баланс потерь и приобретений будет зависеть исключительно от экономической политики российского правительства. В частности, если многолетние разговоры о переориентации российского экспорта с энергоносителей и сырья на продукцию высоких переделов так и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда.

Вступление России в ВТО  не грозит разрушительным и деструктивным  влиянием на экономику в целом, хотя в ряде отраслей можно ожидать  возникновения трудностей. Впереди  у государства и бизнеса период адаптации к деятельности в рамках норм и правил ВТО. Но переходный период дается присоединившимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научиться работать в соответствии с принципами открытой и справедливой торговли. Только четкая стратегия экономического развития страны позволит ощутить в полной мере преимущества полноправного членства в данной организации за счет использования широкого спектра инструментов внешнеторговой политики, предусмотренного правовой системой ВТО.

Тем не менее, процесс вступления во Всемирную торговую организацию уже завершен, издаются новые регламенты стандартов, позволяющие унифицировать ставки таможенных пошлин и увеличить объем экспортно-импортных поставок. Остается только наблюдать за очередностью происходящих изменений, позволяющих России быть полноправным членом ВТО и ощущать последствия, к которым наша страна сознательно так долго стремилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Грищенко А.В. Как повлияет вступление в ВТО на российскую экономику// Финансовый менеджмент. 2012.- №5.- с. 136-143.
  2. Жмудська І.Б. Проблеми функціонування корпоративного сектора економіки України в умовах членства в СОТ//  Інвестиції: практика і досвід.-2012.- №15.- с.63-65
  3. Оболенский В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №6.- с.59-69
  4. Оболенский В. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения.- 2011.- №12.- с.22-30
  5. Тихонова И.Б. ВТО: либерализация международной торговли и возможности экономического развития// Вестник Московского университета.- 2010. - №1. – с.46-55.
  6. Стрежнева М. Эволюция торговой политики Европейского Союза// Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №8.- с.39-48
  7. «Членство в ВТО открывает возможность цивилизовано, в правовом поле отстаивать наши интересы» (Председатель Правительства В.Путин в ходе выступления в Госдуме с отчетом о работе Правительства за 2011 г.)

Информация о работе Проблемы и перспективы российской экономики в условиях членства в ВТО