Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить сущность, типы и основные модели экономического роста, а также рассмотреть особенности экономического роста РБ, проблемы и перспективы развития экономики страны. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить сущность, типы и факторы экономического роста;
2. Изучить основные модели экономического роста;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические особенности экономического роста 5
1.1. Экономический рост: сущность, типы, факторы 5
2.2. Модели экономического роста Харрода-Домара и Р. Солоу 6
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
2.1. Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь 18
2.2. О прогнозировании социально-экономического развития Республики Беларусь 21
2.3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 148.32 Кб (Скачать файл)

 

.                                                                                                             (1.26)

 

С учетом роста населения золотое  правило описывается следующим  равенством:

 

.                                                                                                        (1.27)

 

Технический прогресс вызывает прирост  эффективности (производительности) труда с постоянным темпом m. То есть выпуск на одного работника также растет с постоянным темпом m:

 

.                                                                                                              (1.28)

 

Рост эффективности  труда в  данном случае аналогичен по результатам  росту численности населения: если технологический прогресс имеет  темп m=2%, то, например, 100 рабочих могут произвести столько же продукции, сколько ранее производили 102 рабочих.

Устойчивый уровень фондовооруженности будет достигнут, когда инвестиции полностью смогут компенсировать уменьшение k из-за выбытия капитала, роста населения и технического прогресса (рисунок 2.6):

 

.                                                                                            (1.29)

 

Максимальный устойчивый уровень  потребления гарантируется таким объемом накопления (рисунок 2.6), который достигается при выполнении золотого правила с учетом роста населения и технического прогресса. [9, с. 215].

 

.                                                                                                  (1.30)


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 − Устойчивый уровень фондовооруженности с учетом

параметров роста населения  и технического прогресса

 

Глава 2

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

  2.1. Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь

 

Рассмотренные модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страны. Модель экономического роста является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 − Формирование национальной модели экономического роста

 

В качестве указанных факторов могут выступать  политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны. [10, с. 412].

Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как  и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития. После обретения страной самостоятельности в условиях кризиса на государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка. В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен. [11, с.15-16].

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Вместе с тем  все более истощаются резервы  экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению. На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики. Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения. Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество. Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления. Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:

• рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом

капитала  и высокой эффективностью использования  производ­

ственных ресурсов;

• развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;

• расширение производства конкурентоспособной  продукции;

• энерго- и ресурсосбережение;

• обеспечение  занятости населения.

Реализация  промышленной политики предполагает совершенствование  государственного регулирования экономики  путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры). Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций. [12, с 310-312].

 

 

2.2. О прогнозировании социально-экономического развития Республики Беларусь

 

Организация социально-экономического прогнозирования  в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. № 1321 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь – деятельность государственных органов (обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь) по разработке государственных прогнозов  социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогноз социально-экономического развития –  это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа сложившейся  социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы  социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  в целом по республике, по отраслям и секторам экономики, по административно-территориальным  единицам.

 Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу: Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (далее – национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития), разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода и определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу.

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

2. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу) разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетие.

В программе  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу отражаются:

оценка  итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь; концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; социальная политика; проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Данные  программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.

Информация о работе Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь