Проблемы и противоречия интернационализации производства , капитала и финансовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что интернационализация производства, капитала и финансовой деятельности является основополагающим элементом современной экономики, и при неразумном регулировании данной сферы экономическая система становится неэффективной. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось усилением тенденций к интернационализации экономической жизни. Эти тенденции были порождены рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены отдельными странами на основе прежней системы разделения труда.

Содержание

Введение 3
I. Глобализация мирового хозяйства. 5
1.1 Формирование международного разделения труда. 5
II. Характеристика основных аспектов глобализации на современном этапе. 21
2.1. Интернационализация производства в рамках Транснациональных Корпораций. 21
2.2. Либерализация движения капитала и финансовой деятельности. 35
III. Проблемы и противоречия интернационализации производства , капитала и финансовой деятельности 37
Заключение 39

Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 114.89 Кб (Скачать файл)

На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре — 90%. 
Эксперты ООН относят к ТНК любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. 
ТНК — особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК. 
Отличительными чертами ТНК являются:

  • огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности;
  • высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности;
  • особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК;
  • превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.  
    Анализ характера социально-экономических отношений внутри ТНК приводит к выводу о том, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы. Это связано и обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее важными являются:
  • усиление концентрации производства и капитала,
  • воздействие научно-технического прогресса,
  • способствовавшего выделению многих новых первичных отраслей промышленности,
  • диверсификация производства,
  • переход в управлении к децентрализованной структуре,
  • развитие личной унии и системы участия,
  • усиление финансовых и других связей внутри отдельных фирм и финансовых групп. 
     
    Высокая степень транснационализации производства и капитала явилась результатом резкого расширения зарубежного производства и сбыта у ведущих ТНК. Создавая заграничные производственные предприятия, ТНК ориентируются прежде всего на проникновение на рынки развитых стран. В среднем на долю доходов от заграничной деятельности в расчете на одну крупнейшую корпорацию приходится 40%.

 

По данным UNCTAD, эти ведущие концерны в 1996 г. контролировали состояние в 4 трлн. долл., из которых не меньше трети находилось за пределами страны базирования. При этом отдельные корпорации обладают громадной собственностью за рубежом. Так, англо-голландская корпорация «Royal Dutch Shell» имеет за границей собственность на 69 млрд.долл., американские корпорации «General Motors» и «Ford» соответственно на 41 и 28 млрд.долл., а голландской корпорации «Philips» за рубежом принадлежит собственность в размере 22 млрд. долл. Кроме того, к числу крупнейших по величине зарубежных активов относятся компании IBM, Exxon, Hitachi.

Все 100 крупнейших корпораций расположены в промышленно развитых странах. Но по мере развития мирового хозяйства место отдельных ТНК в этой сотне изменяется. Так, в 1971 г. в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций насчитывалось 58 американских, а в 1993 г., по данным UNCTAD, почти в два раза меньше. По тем же данным, в ЕС насчитывается 38 транснациональных корпораций, а в Японии –168. Таким образом, можно сделать вывод об обострении за последние два десятилетия борьбы между различными транснациональными корпорациями за господство в тех или иных международных регионах. При этом фирмы других стран заметно потеснили позиции транснациональных корпораций США. Однако, несмотря на уменьшение числа американских ТНК в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций, основу всех рейтингов транснациональных фирм составляют все же американские компании.

Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее:

· наибольшую группу составляют американские ТНК;

· наиболее быстрорастущие ТНК — японские;

· европейские ТНК занимают наиболее значимые позиции в таких наукоемких отраслях как фармацевтическая и химическая.

Распространенная форма инвестиционного проникновения на рынок — стратегические партнерства в наукоемких отраслях на основе заключения контрактов между несколькими фирмами для реализации согласованных целей. При этом компании сохраняют независимость, т.е. не предполагается долгосрочного владения одной компанией частью собственности другой. Для стратегических партнерств характерно:

 • сохранение независимости  фирм-партнеров;

 • получение преимуществ  за счет диверсификации риска  и общего контроля над решением  поставленных задач;

 • совместный вклад фирм-партнеров  в установленные сферы сотрудничества (создание технологий, производство  товаров или услуг). Контракты  могут заключаться на осуществление  одного или нескольких видов  деятельности; это могут быть  совместные лицензирование, проведение НИОКР, сбыт, управление или строительство «под ключ». В целом стратегические партнерства представляют собой форму межфирменных связей, основанных на создании совместных предприятий, проведении совместных исследований, совместном производстве, совместной маркетинговой деятельности, совместном приобретении миноритарных акций, совместном оказании услуг. Стратегические партнерства объединяют компании как одного государства (национальные стратегические партнерства), так и двух или более зарубежных стран (трансграничные стратегические партнерства). Как показывает мировая практика, последние создаются фирмами- конкурентами или фирмами из разных отраслей (табл. 1). Так, «Дженерал Моторс» в союзе с «Хитачи» разрабатывает электронные компоненты для автомобилей; «Моторола» и «Тошиба» организовали совместное производство микропроцессоров. Отдельные компании участвуют в десятках или даже сотнях стратегических партнерств.

Основная цель создания стратегических партнерств — диверсификация рисков и капиталовложений в новые сферы бизнеса, объединение материальных и нематериальных активов фирм-партнеров. Отличие стратегических партнерств от межфирменных слияний и поглощений состоит в следующем:

 • партнерства не меняют  собственности участников;

 • партнерства обеспечивают  их участникам большую гибкость. Стратегические партнерства можно  разделить на две группы:

 • акционерные партнерства;

• неакционерные партнерства.

 Акционерные партнерства предполагают  создание совместных предприятий  или приобретение миноритарных акций. Самая распространенная форма — совместные предприятия, включающие две или большее число фирм, объединивших свои капиталы в общую собственность и получающих доходы на вложенные средства. Доля акционерных партнерств в их общем количестве — 48%. Неакционерные стратегические партнерства — межфирменные соглашения о совместных исследованиях, совместном производстве, маркетинге, обмене технологиями. Стратегические партнерства чаще всего создаются в таких отраслях, как информационные технологии, фармацевтика, автомобиле- строение, и их количество постоянно растет. Так, в 1980—1996 гг. оно возросло с 52 до 250 в сфере информационных технологий, с 50 до 180 в фармацевтике, с 28 до 45 в автомобилестроении1 . В качестве примера стратегического альянса можно привести создание в августе 2000 г. компаниями «Хитачи Лтд.», «Ниссей Саньо и К° Лтд.», «Хитачи инструменте Сервис К° Лтд.» и «Наноген инкорпорейтед» долгосрочного альянса с целью проведения совместных исследований и разработок в области электронных микроструктур, применяемых в генной инженерии и медицинской диагностике. Фирма «Наноген» занимается разработкой микрочипов, которые позволят диагностировать человеческий организм для выявления заболевания на самых ранних стадиях. Совместный проект рассчитан на 10 лет. По предварительной оценке, инвестиции в проект превысят 200 млн долл. Количество стратегических партнерств за 1989—1999 гг. в мире возросло в 6 раз: с более чем 1 тыс. до 7 тыс., в том числе количество трансграничных партнерств — с 860 до 4400. Case-study 1. Стратегические партнерства «Дженерал Моторс».Компания «Дженерал Моторс» относится к числу наиболее активных ТНК, расширяющих сеть соглашений о стратегических партнерствах. Общее количество стратегических партнерств «Дженерал Моторс» — 138, из них 43,5% носят трансграничный характер. Одна из сфер интереса компании — азиатские рынки сбыта, прежде всего японский. Для закрепления на них «Дженерал Моторс» широко использует ПЗИ. «Дженерал Моторс» владеет 20% акционерного капитала компании «Фуджи» и производит трансмиссии с брэндом «Субару»; ей принадлежит 49% акций «Исудзу» — производителя дизельных моторов и 10% акций «Судзуки» — производителя мини-моторов. «Дженерал Моторс» имеет соглашение с компанией «Хонда» по совместному производству моторов. «Дженерал Моторс» приобретает основные компоненты для автомобилей (моторы и трансмиссии) у японских компаний и владеет их миноритарными акциями. Стратегия «Дженерал Моторс» отличается от политики многих известных ТНК, направленной на создание стратегических партнерств в автомобильной сфере. Так, у компании «Форд» лишь одно стратегическое партнерство с японскими фирмами — производителями автомобилей — с компанией «Мазда». Политика «Форда» заключается в приобретении у партнера деталей, которые она самостоятельно не производит (хотя некоторые детали производятся совместно). Иными словами, у компании «Форд» есть производственная сеть. Напротив, «Дженерал Моторс» — активно развивающаяся сервисная компания, в то время как разработкой образцов и производством заняты ее зарубежные партнеры, выпускающие продукцию с брэндом «Дженерал Моторс». «Дженерал Моторс» создала широкую сервисную сеть, в том числе в Интернете, где покупатели также могут приобрести автомобиль и получить прочие услуги. Стратегия «Дженерал Моторс» на американском рынке, для которого производятся моторы, специфична. Это объясняется крупной долей компании на рынке производителей автомобилей в США. Одновременно быстро растут доходы компании от сервисной сети, что стимулирует изменение тактики ее деятельности в США и рост закупок различных компонентов для автомобилей на европейских и азиатских рынках у стратегических партнеров.

 

Проблема большого бизнеса своими корнями уходит еще к периоду сразу после Гражданской войны. Но она приобрела новую грань недавно, после появления гигантских многонациональных корпораций – деловых империй, буквально опутавших весь мир. Возьмите, к примеру, фирму «Пепси». Она не отправляет свою прославленную продукцию за рубеж с разливочных заводов на территории США: она производит пепси-колу более чем на 500 заводах в 100 с лишним странах. Покупая бутылку пепси-колы в Мексике или на Филиппинах, в Израиле или Дании, вы покупаете американский продукт, произведенный в этой стране.

Фирма «Пепси» – разветвленная, но отнюдь не самая крупная транснациональная корпорация. В 1985 г. в списке крупнейших компаний США она занимала 73-е место. Сравните ее с компанией «Форд мотор» – транснациональной корпорацией, состоящей из сети в 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть от 2,5 млрд. долларов ее прибыли поступает из-за рубежа. А если бы мы рассмотрели структуру «Дженерал Моторс» или крупнейших нефтяных корпораций, то обнаружили бы, что они также представляют собой транснациональные компании, значительная часть богатства которых вложена в производственные мощности вне Соединенных Штатов.

Из 100 крупнейших американских фирм не менее двух третей располагают подобной разветвленной системой производственных мощностей. Более того, стоимость продукции, произведенной крупнейшими фирмами за границей, превышает стоимость товаров, которые они пока еще экспортируют из США. В 1985 г. объем продаж заграничных отделений 150 крупнейших транснациональных корпораций превысил 415 млрд. долларов. А объем совокупного экспорта США в том же году достиг лишь 207 млрд. долларов, то есть половины стоимости выпускаемой за границей продукции 150 самых крупных транснациональных корпораций США.

Другой способ продемонстрировать резкий подъем международного производства – проследить рост стоимости прямых заграничных инвестиций США, то есть стоимости расположенных за рубежом, но принадлежащих американским гражданам заводов и оборудования (сюда не входят принадлежащие американцам иностранные облигации и ценные бумаги). В 1950 г. стоимость прямых заграничных инвестиций составляла 11 млрд. долларов. В 1985 г. она превысила 210 млрд. долларов. Но и эта огромная цифра занижена, так как представляет лишь стоимости вложенных за рубежом американских долларов, но не включает стоимость иностранного капитала, который может контролироваться этими долларами. Например, если какая-то американская фирма вложила 10 млн. долларов в иностранное предприятие стоимостью 20 млн. долларов, в официальные данные США о наших иностранных инвестициях отражают только 10 млн. американских активов, но не то 20-миллионное богатство, которое они фактически контролируют. Весь же капитал, контролируемый нашими прямыми зарубежными инвестициями, вполне может достигать 300 млрд. долларов. В целом от четверти до половины реальных активов крупнейших американских корпораций находится за рубежом. Фактически американский большой бизнес сегодня – это мировой большой бизнес.

Однако интернационализация производства – отнюдь не чисто американский феномен. Хотя американские транснациональные корпорации сегодня еще занимают ведущее место в мире (среди 500 крупнейших корпораций мира более 300 являются американскими), их догоняют транснациональные корпорации других стран. Например, фирма «Филиппс лэмп вокс» – гигантская голландская транснациональная компания с отделениями в более чем 68 странах. Из 225 тысяч ее работников 167 тысяч работают за пределами Нидерландов. Другая мощная транснациональная корпорация – «Ройал дач шелл» – действительно транснациональная: она принадлежит компаниям Голландии и Великобритании. Еще один пример – швейцарская фирма «Нестле шоколад», 97% доходов которой образуются вне Швейцарии. Если исходить из размеров шведского капитала, вложенного в Сан-Пауло, – то это второй по величине промышленный город Швеции.

В 1970 г. экономический эксперт Международной торговой палаты оценивал совокупный объем международной продукции (продукция, произведенная фирмами США за рубежом, продукция иностранных фирм в США и других странах) в одну шестую стоимости совокупного производства, причем для промышленной продукции эта доля была еще выше. Сегодня эта доля возросла еще больше, хотя мы не знаем, какова она в точности.

Реализация бюджетной политики осуществляется через систему Министерства финансов и казначейства. Существует такое понятие как целевое использование финансов и, соответственно, не только административная, но и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств возложен на Счетную Палату РФ, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, контрольное управление администрации президента, прокуратуру и Следственный комитет РФ, а в отдельных случаях и ФСБ. 
 
Сложность системы целей и ценностей бюджетной политики определяют типичные трудности и вызовы этого направления деятельности. Прежде всего, государственный управленец должен выбрать между чаще всего взаимоисключающими альтернативами развития и потребления как основного модуса бюджетной политики. Например, бюджеты развивающихся стран Юго-Восточной Азии чаще всего расходуется на инвестирование, на создание основных фондов, которые затем увеличивают объем благ. Таким образом, политические элиты этих стран делают выбор в пользу развития в ущерб потреблению, как бы откладывая получение благ населением на более поздний срок. Бюджет развитых стран в основном ориентирован на потребление. Что же касается ситуации в России, то зеркало бюджетных назначений (рис.1) показывает, что наше государство ставит одной из приоритетных задач поддержание потребления на определенном уровне. Такой выбор во многом мотивирован политически, предопределён соображениями предотвращения протестного поведения населения, но и не в последнюю очередь он зависит и от волеизъявления общества, от тех ценностных предпочтений, которые в нормальном политическом механизме транслируются наверх, от масс к элитам.

Информация о работе Проблемы и противоречия интернационализации производства , капитала и финансовой деятельности