Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что интернационализация производства, капитала и финансовой деятельности является основополагающим элементом современной экономики, и при неразумном регулировании данной сферы экономическая система становится неэффективной. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось усилением тенденций к интернационализации экономической жизни. Эти тенденции были порождены рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены отдельными странами на основе прежней системы разделения труда.
Введение 3
I. Глобализация мирового хозяйства. 5
1.1 Формирование международного разделения труда. 5
II. Характеристика основных аспектов глобализации на современном этапе. 21
2.1. Интернационализация производства в рамках Транснациональных Корпораций. 21
2.2. Либерализация движения капитала и финансовой деятельности. 35
III. Проблемы и противоречия интернационализации производства , капитала и финансовой деятельности 37
Заключение 39
Список литературы 42
На ТНК приходится
примерно половина мирового промышленного
производства, 63% внешней торговли. ТНК
контролируют до 80% патентов и лицензий
на новую технику, технологии и «ноу-хау».
Под контролем ТНК находится 90% мирового
рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов,
табака, джута и железной руды, 85% — рынка
меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова,
75% — сырой нефти, натурального каучука
и бананов. Половина экспортных операций
США осуществляется американскими и иностранными
ТНК, в Великобритании этот показатель
составляет 80%, в Сингапуре — 90%.
Эксперты ООН относят
к ТНК любую компанию, имеющую производственные
мощности за границей.
ТНК — особая форма
организации хозяйственной деятельности
фирмы, основанной на кооперации труда
работников предприятий, расположенных
в разных странах мира и объединенных
единым титулом собственности на средства
производства, причем такая деятельность
направлена на подавление конкуренции
и усиление господства на мировых товарных
рынках, что является сутью экономической
политики ТНК.
Отличительными чертами
ТНК являются:
По данным UNCTAD, эти ведущие концерны в 1996 г. контролировали состояние в 4 трлн. долл., из которых не меньше трети находилось за пределами страны базирования. При этом отдельные корпорации обладают громадной собственностью за рубежом. Так, англо-голландская корпорация «Royal Dutch Shell» имеет за границей собственность на 69 млрд.долл., американские корпорации «General Motors» и «Ford» соответственно на 41 и 28 млрд.долл., а голландской корпорации «Philips» за рубежом принадлежит собственность в размере 22 млрд. долл. Кроме того, к числу крупнейших по величине зарубежных активов относятся компании IBM, Exxon, Hitachi.
Все 100 крупнейших корпораций расположены в промышленно развитых странах. Но по мере развития мирового хозяйства место отдельных ТНК в этой сотне изменяется. Так, в 1971 г. в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций насчитывалось 58 американских, а в 1993 г., по данным UNCTAD, почти в два раза меньше. По тем же данным, в ЕС насчитывается 38 транснациональных корпораций, а в Японии –168. Таким образом, можно сделать вывод об обострении за последние два десятилетия борьбы между различными транснациональными корпорациями за господство в тех или иных международных регионах. При этом фирмы других стран заметно потеснили позиции транснациональных корпораций США. Однако, несмотря на уменьшение числа американских ТНК в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций, основу всех рейтингов транснациональных фирм составляют все же американские компании.
Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее:
· наибольшую группу составляют американские ТНК;
· наиболее быстрорастущие ТНК — японские;
· европейские ТНК занимают наиболее значимые позиции в таких наукоемких отраслях как фармацевтическая и химическая.
Распространенная форма инвестиционного проникновения на рынок — стратегические партнерства в наукоемких отраслях на основе заключения контрактов между несколькими фирмами для реализации согласованных целей. При этом компании сохраняют независимость, т.е. не предполагается долгосрочного владения одной компанией частью собственности другой. Для стратегических партнерств характерно:
• сохранение независимости фирм-партнеров;
• получение преимуществ
за счет диверсификации риска
и общего контроля над
• совместный вклад фирм-
Основная цель создания стратегических партнерств — диверсификация рисков и капиталовложений в новые сферы бизнеса, объединение материальных и нематериальных активов фирм-партнеров. Отличие стратегических партнерств от межфирменных слияний и поглощений состоит в следующем:
• партнерства не меняют собственности участников;
• партнерства обеспечивают
их участникам большую
• акционерные партнерства;
• неакционерные партнерства.
Акционерные партнерства
Проблема большого бизнеса своими корнями уходит еще к периоду сразу после Гражданской войны. Но она приобрела новую грань недавно, после появления гигантских многонациональных корпораций – деловых империй, буквально опутавших весь мир. Возьмите, к примеру, фирму «Пепси». Она не отправляет свою прославленную продукцию за рубеж с разливочных заводов на территории США: она производит пепси-колу более чем на 500 заводах в 100 с лишним странах. Покупая бутылку пепси-колы в Мексике или на Филиппинах, в Израиле или Дании, вы покупаете американский продукт, произведенный в этой стране.
Фирма «Пепси» – разветвленная, но отнюдь не самая крупная транснациональная корпорация. В 1985 г. в списке крупнейших компаний США она занимала 73-е место. Сравните ее с компанией «Форд мотор» – транснациональной корпорацией, состоящей из сети в 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть от 2,5 млрд. долларов ее прибыли поступает из-за рубежа. А если бы мы рассмотрели структуру «Дженерал Моторс» или крупнейших нефтяных корпораций, то обнаружили бы, что они также представляют собой транснациональные компании, значительная часть богатства которых вложена в производственные мощности вне Соединенных Штатов.
Из 100 крупнейших американских фирм не менее двух третей располагают подобной разветвленной системой производственных мощностей. Более того, стоимость продукции, произведенной крупнейшими фирмами за границей, превышает стоимость товаров, которые они пока еще экспортируют из США. В 1985 г. объем продаж заграничных отделений 150 крупнейших транснациональных корпораций превысил 415 млрд. долларов. А объем совокупного экспорта США в том же году достиг лишь 207 млрд. долларов, то есть половины стоимости выпускаемой за границей продукции 150 самых крупных транснациональных корпораций США.
Другой способ продемонстрировать резкий подъем международного производства – проследить рост стоимости прямых заграничных инвестиций США, то есть стоимости расположенных за рубежом, но принадлежащих американским гражданам заводов и оборудования (сюда не входят принадлежащие американцам иностранные облигации и ценные бумаги). В 1950 г. стоимость прямых заграничных инвестиций составляла 11 млрд. долларов. В 1985 г. она превысила 210 млрд. долларов. Но и эта огромная цифра занижена, так как представляет лишь стоимости вложенных за рубежом американских долларов, но не включает стоимость иностранного капитала, который может контролироваться этими долларами. Например, если какая-то американская фирма вложила 10 млн. долларов в иностранное предприятие стоимостью 20 млн. долларов, в официальные данные США о наших иностранных инвестициях отражают только 10 млн. американских активов, но не то 20-миллионное богатство, которое они фактически контролируют. Весь же капитал, контролируемый нашими прямыми зарубежными инвестициями, вполне может достигать 300 млрд. долларов. В целом от четверти до половины реальных активов крупнейших американских корпораций находится за рубежом. Фактически американский большой бизнес сегодня – это мировой большой бизнес.
Однако интернационализация производства – отнюдь не чисто американский феномен. Хотя американские транснациональные корпорации сегодня еще занимают ведущее место в мире (среди 500 крупнейших корпораций мира более 300 являются американскими), их догоняют транснациональные корпорации других стран. Например, фирма «Филиппс лэмп вокс» – гигантская голландская транснациональная компания с отделениями в более чем 68 странах. Из 225 тысяч ее работников 167 тысяч работают за пределами Нидерландов. Другая мощная транснациональная корпорация – «Ройал дач шелл» – действительно транснациональная: она принадлежит компаниям Голландии и Великобритании. Еще один пример – швейцарская фирма «Нестле шоколад», 97% доходов которой образуются вне Швейцарии. Если исходить из размеров шведского капитала, вложенного в Сан-Пауло, – то это второй по величине промышленный город Швеции.
В 1970 г. экономический эксперт Международной торговой палаты оценивал совокупный объем международной продукции (продукция, произведенная фирмами США за рубежом, продукция иностранных фирм в США и других странах) в одну шестую стоимости совокупного производства, причем для промышленной продукции эта доля была еще выше. Сегодня эта доля возросла еще больше, хотя мы не знаем, какова она в точности.
Реализация бюджетной политики
осуществляется через систему Министерства
финансов и казначейства. Существует такое
понятие как целевое использование финансов
и, соответственно, не только административная,
но и уголовная ответственность за нецелевое
использование бюджетных средств. Контроль
над целевым расходованием бюджетных
средств возложен на Счетную Палату РФ,
контрольно-ревизионное управление Министерства
финансов, контрольное управление администрации
президента, прокуратуру и Следственный
комитет РФ, а в отдельных случаях и ФСБ.
Сложность системы целей и ценностей
бюджетной политики определяют типичные
трудности и вызовы этого направления
деятельности. Прежде всего, государственный
управленец должен выбрать между чаще
всего взаимоисключающими альтернативами
развития и потребления как основного
модуса бюджетной политики. Например,
бюджеты развивающихся стран Юго-Восточной
Азии чаще всего расходуется на инвестирование,
на создание основных фондов, которые
затем увеличивают объем благ. Таким образом,
политические элиты этих стран делают
выбор в пользу развития в ущерб потреблению,
как бы откладывая получение благ населением
на более поздний срок. Бюджет развитых
стран в основном ориентирован на потребление.
Что же касается ситуации в России, то
зеркало бюджетных назначений (рис.1) показывает,
что наше государство ставит одной из
приоритетных задач поддержание потребления
на определенном уровне. Такой выбор во
многом мотивирован политически, предопределён
соображениями предотвращения протестного
поведения населения, но и не в последнюю
очередь он зависит и от волеизъявления
общества, от тех ценностных предпочтений,
которые в нормальном политическом механизме
транслируются наверх, от масс к элитам.