Проблемы малого и крупного бизнеса россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России……........................4
Сущность и роль малого бизнеса в экономике России……………….............4
Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике России..7
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………………………..10
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков………...10
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы………………..12
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы....14
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом……………………………………………………………………………..17
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………………..…17
3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе………………………………………………………...20
3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 158.54 Кб (Скачать файл)

Таким образом, система взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства  представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с  целью достижения положительного синергетического эффекта.

 

 

Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом

3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе

Развитие  производства, внедрение новых технологий требуют значительных капиталовложений. В своей хозяйственной практике крупные предприятия (КП) стремятся  минимизировать объем производственных операций, сопряженных с повышенными  издержками. Среди путей решения  этой проблемы наиболее перспективным  является развитие контрактных, субподрядных отношений.

МП - субподрядчики  крупных компаний работают в режиме подетальной, поузловой, модульной  и иной специализации, где они  достигают высоких результатов  за счет эффекта технологического разделения труда. Часто они берут на себя выполнение одной - двух операций в  сложном технологическом процессе, который в комплексе ведется  головной крупной компанией. В порядке  технического сотрудничества крупные  заказчики, выпускающие дорогостоящую  готовую продукцию на базе комплектующих  изделий и потому заинтересованные в таком субподряде, предоставляют  своим исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье  и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей  продукции на своих сборочных  заводах, дают разрешение на использование  своей марки. С другой стороны, в  ряде случаев эти крупные заказчики  и сами выполняют заказы МП - например, на проведение маркетинговых исследований.

Использование субподряда приобрело чрезвычайно  широкие масштабы. Доля фирм-субпоставщиков в стоимости готовых изделий  обрабатывающей промышленности развитых промышленных стран колеблется в  интервале от 1/4 до 1/3, а в производстве электронной техники, дорожно-строительного  оборудования, самолетов и ряда других видов продукции достигает 50-70%. Свыше 40% торговли машиностроительной продукцией ведущих промышленных стран приходится на поставки комплектующих изделий  по линии производственной кооперации. "Дженерал Электрик", один из крупнейших концернов США использует на субподрядных условиях более 30 тыс. МП.

Одним из главных требований крупной компании к субподрядчику является точное соблюдение сроков поставок. Прежняя  практика хранения значительных запасов  полуфабрикатов у фирм, выпускающих  конечную продукцию, признана невыгодной, так как ведет к омертвлению  средств, требует больших складских  помещений, замедляет реакцию на требования рынка. Своевременная поставка деталей (с точностью до минут) в  строгом соответствии с техническими требованиями корпорации - контрактора  позволяет работать практически  без складов и традиционных межоперационных  заделов. На многих японских автомобильных  предприятиях запас комплектующих  изделий рассчитан всего на 2-3 часа работы конвейеров.

Второе  важнейшее требование к субпоставщику - высокое качество комплектующих  изделий. Современный производственный режим позволяет немедленно выявлять бракованные детали, находить источники  и причины появления брака, снижать  издержки на контроль качества изделий. От практики обнаружения дефектов в  изделиях крупное производство переходит  к практике их предотвращения.

Выбрав  наиболее надежных партнеров, крупные  фирмы обычно закрепляют их за собой  с помощью длительных контрактов, создают "свои" союзы субпоставщиков. В рамках этих союзов головные компании проводят большую работу по поднятию технического уровня и планированию производства, его компьютеризации, контролю качества, подготовке кадров, совершенствованию управления. Другими  словами, из стороннего наблюдателя  и оценщика состояния дел у  субпоставщиков головные фирмы превращаются в их активных финансовых и коммерческих партнеров.

Высокая техническая сложность продукции  во многих случаях вызывает необходимость  того, чтобы непосредственное участие  в разработке, а иногда и в производстве изделия принимал потребитель (заказчик). Считается, что такая практика стимулирует  нововведения, поскольку новые идеи часто поступают именно от заказчиков.

Техническая помощь в рамках субподряда резко  повышает оснащенность и конкурентоспособность  большого числа МП. Нередки случаи, когда фирма, окрепнув технологически и в финансовом отношении, уходит от субподрядной зависимости и становится средним по величине предприятием, способным в течение длительного  времени самостоятельно выдерживать  рыночную конкуренцию.

В России вклад МП в производственную деятельность крупных предприятий пока невелик. Но возможности такого взаимодействия, несомненно, сильно недооцениваются  как в силу инерции, унаследованной от плановой экономики с ее установкой на укрупнение масштабов производства, так и в силу общего неблагоприятного состояния деловой среды. Возможность  включения МП в производственный цикл и в сферу обслуживания нужд крупного производства зависит от ряда факторов:

    • наличия в регионе достаточного количества МП, способных на должном уровне обеспечивать эти нужды и субпоставки;
    • формирования экономической заинтересованности в таком взаимодействии у руководителей крупных и малых предприятий, в том числе с помощью целенаправленной государственной политики поддержки развития малого бизнеса и самого процесса кооперации;
    • возможности опереться на законодательно-нормативную базу, создающую хозяйственно приемлемые для обеих сторон правовые рамки таких взаимоотношений;
    • достаточного уровня подготовки управленческих кадров, наличия опыта управления системой производственных связей между крупными и малыми предприятиями, построенной на началах специализации и кооперирования;
    • общего состояния экономики и конъюнктуры, включая наличие тенденции к развитию технически передовых и сложных производств, которая требует более глубокого учета производственных издержек и поиска путей их снижения за счет кооперации.

Налоговая, кредитная и инвестиционная политика, направленная на содействие развитию МП на местах, может создать предпосылки, способствующие формированию их взаимодействия с крупным производством. Но они  должны быть, по-видимому, дополнены  особыми усилиями по созданию местной  производственно-кооперационной сети, позволяющей получить мультипликационный эффект от этих мер государственной  поддержки.

3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе

Лизинг  - это долгосрочная аренда машин и оборудования, которая позволяет предприятиям (арендаторам) получать у специализированных лизинговых компаний (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование с последующим выкупом широкий перечень основных средств производства. В сделках, как правило, участвуют промышленные лизинговые, страховые и другие компании, а также коммерческие и инвестиционные банки, которые обеспечивают мобилизацию денежных средств и финансирование операций.

Лизинг  охватывает чрезвычайно широкий  перечень объектов - от мелкого конторского  инвентаря до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудования, от автотранспортных средств до реактивных авиалайнеров и океанских танкеров; сельскохозяйственное, строительное, горнодобывающее и другое оборудование, включая комплектные поставки для  промышленных предприятий.

Соглашение  о лизинге заключается на более  длительный срок, чем обычная аренда или бытовой прокат: от 5 до 10, а  иногда до 20 и более лет. Лизинг отличается гораздо большей стоимостью сдаваемых  в аренду объектов: соглашение (особенно международное) может заключаться  на аренду оборудования стоимостью в  несколько сотен миллионов долларов. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор  имеет право приобрести его, как  правило, по сниженной цене.

Роль  лизинга в инвестиционных программах промышленных компаний возрастает. Он все чаще используется как средство увеличения сбыта продукции, а сделки с зарубежными контрагентами  служат своеобразным способом расширения экспорта и регулирования внешнеторговых расчетов.

Юридическая основа лизинга - договор имущественного найма, в силу которого одна сторона обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне право пользования имуществом на определенный срок. Разделение права владения и права пользования делает лизинг гибким инструментом финансирования вложении в оборудование, поскольку позволяет удовлетворять возникшие потребности в основных фондах без немедленного расходования крупных денежных сумм. Это преимущество высоко ценится мелкими и средними предприятиями, испытывающими трудности с получением кредита, особенно при высоких учетных ставках.

В принципе арендные операции могут осуществляться и без посредничества лизинговых учреждений. Но на практике их роль оказывается  решающей. Кредитование, подбор необходимого оборудования и его приобретение по просьбе клиента, а также техническое  обслуживание (они располагают своими мастерскими, гаражами и т.д.), проведение сложных расчетов, имеющих целью  обеспечить выгодность сделки для всех контрагентов - эти и многие другие услуги определяют масштаб операций. Особое значение имеет то обстоятельство, что лизинговые компании берут на себя риск, связанный с моральным  износом средств производства. Заключаемые  ими контракты предусматривают  прекращение договора по желанию  лизингополучателя. Клиент получает возможность  избавиться от устаревшего оборудования задолго до окончания срока его  службы и осуществить необходимую  перестройку производственного  аппарата в случае появления более  эффективных моделей. В свою очередь, лизинговые компании реализуют часть  подержанного оборудования, используя  информацию о состоянии соответствующего рынка.

В условиях России объективная потребность  в лизинге особенно велика - с  одной стороны, для МП, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств на приобретение современного оборудования, с другой - для крупных предприятий, у многих из которых часть оборудования и площадей простаивает, что создает дополнительную нагрузку на издержки производства. Однако, судя по опросам, сегодня среди предпринимателей нет должного понимания возможностей лизинга. Лишь менее 30% респондентов малых предприятий придает таким «косвенным» формам государственной поддержки, как лизинг и гарантии по кредитам, первостепенное значение.

Главной причиной, сдерживающей развитие этой формы кооперации, является неоправданно затянувшаяся разработка законодательных  и нормативных актов по вопросам, регулирующим право собственности (в частности, возможность распоряжения собственностью), и неотработанность финансовых схем, стимулирующих широкое  распространение лизинговых отношений. Очень важно также ликвидировать  нынешнюю неосведомленность предпринимательской  среды относительно тех возможностей, которые в принципе открывает  данная форма инвестиционного сотрудничества. Представляется, что в целях развития лизинга необходимо полнее использовать возможности федерального центра, включая  различные направления политики поддержки - от льготного импорта  современной технологии до консультирования по применению соответствующих методик  и схем финансирования. Импульс развитию лизинговых схем взаимодействия крупных  и малых предприятий могло  бы придать целевое использование части средств формируемых на федеральном и региональном уровнях гарантийных фондов для поддержки проектов^ связанных с переналадкой оборудования и перепланированием простаивающих мощностей и площадей крупных предприятий под нужды МП.

3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями

Суть  системы франчайзинга(от слова «франчайз» - льгота, привилегия) заключается в том, что головная крупная фирма (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (фирмой-оператором) о предоставлении ему исключительного права реализации ее продукции или услуг под соответствующей торговой маркой.

Вместе  с правом пользования торговой маркой фирме - оператору передается набор  услуг, необходимых для достижения коммерческого успеха: помощь в выборе месторасположения торговой точки, в получении права на владение выбранным участком земли, в обеспечении  совместимости данного бизнеса  с местными законами; подготовка бизнес-плана; подготовка самого оператора к предстоящей  деятельности - обучение его методам  производства, бухгалтерского учета, контроля за коммерческой деятельностью, маркетинга и сбыта. После открытия бизнеса  фирмой-оператором франчайзер продолжает предоставлять услуги, за которые  получает вознаграждение, называемое «роялти». В эти услуги входят: поддержка  в осуществлении операций, обновление технологических карт, спецификаций и т.п., поддержка в области  маркетинга и продвижения товара, реклама на национальном и региональном уровнях, контроль за соблюдением стандартов и результатов деятельности, осуществление  НИОКР.

В договоре франчайзинга оговариваются основные условия хозяйствования, определяются нормативы отчислений от прибыли  или фиксированные объемы текущих  платежей. Договор определяет ответственность  фирмы - оператора за поддержание  качества и оформление товаров и  услуг, за репутацию торговой марки  головной фирмы. С другой стороны, фиксируется  обязанность франчайзера оказывать  фирме - оператору консультационные услуги, постоянно контролировать качество продукции и обслуживания и закрепляется его право. Существуют разные типы таких  договоров: сбытовые соглашения, лицензии на производство, соглашения об использовании  торговой марки, об использовании стратегии  и методов хозяйствования («формулы бизнеса») головной компании. Относительно новой разновидностью являются «пирамидальные»  сбытовые договора, или франчайзинговые  сети. Это многоуровневые (3-5 уровней) соглашения, охватывающие как производственные или торговые компании с их собственными производственными линиями и  торговыми марками, так и индивидуальные фирмы.

Франчайзинг- наиболее легкий, безболезненный путь учреждения нового предприятия для тех, кто имеет мало предпринимательского опыта и не очень склонен к риску. Крупным фирмам эта система позволяет решать сразу несколько проблем: расширения рынка сбыта продукции, привлечения дополнительного капитала за счет вовлечения сбережений населения в хозяйственный оборот, экономии на развитии собственной сбытовой сети и т.д. Частично перекладывая ответственность на мелких предпринимателей, крупные фирмы меньше рискуют своим капиталом. К тому же активно используется человеческий фактор, назначение которого в сфере услуг особенно велико.

Информация о работе Проблемы малого и крупного бизнеса россии