Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 01:16, реферат

Краткое описание

Безусловно, положительным фактором совершенствования законодательства об административной ответственности является систематизация административных правонарушений в области предпринимательской деятельности в рамках единого кодифицированного федерального закона – Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности"3 – не только одна из важнейших новелл Кодекса, но и значительное достижение правового регулирования правоотношений в связи с административной ответственностью в сфере предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание административного правонарушения в области предпринимательской деятельности
1.1 Административная ответственность
1.2 Состав административного правонарушения
1.3 Субъект административного правонарушения
1.4 Объективная сторона административного правонарушения
1.5 Субъективная сторона административного правонарушения
1.6 Административное наказание
2. Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Административные правонарушения.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

1. Сущность и  содержание административного правонарушения  в области предпринимательской  деятельности

1.1 Административная  ответственность

1.2 Состав административного правонарушения

1.3 Субъект административного правонарушения

1.4 Объективная  сторона административного правонарушения

1.5 Субъективная  сторона административного правонарушения

1.6 Административное  наказание

2. Проблемы применения  к должностным лицам субъектов  предпринимательской деятельности  административного взыскания в  виде конфискации

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Одним из главных  направлений формирования жизнеспособной российской государственности, наряду с изменением федеративных связей, поиском оптимальной структуры  исполнительной власти, местного самоуправления, созданием эффективной системы правосудия, является становление рыночной экономики. Свобода экономической деятельности является стержнем любого демократического правового государства и основой общественного благосостояния. Однако свобода экономической деятельности не может быть абсолютной, ее эффективность и целесообразность проявляется только в том случае, если она осуществляется в правовых рамках, установленных государством.

"Политика, реализуемая осуществляемая в настоящее время Президентом и Правительством Российской Федерации в области экономики, направлена на последовательное расширение пространства предпринимательской деятельности и сферы приложения капиталов; на разработку таких правил, которые позволяют гражданам спокойно, без опасения, заключать соглашения, развивать свой бизнес"1.

Эффективное развитие предпринимательской деятельности зависит от точного соблюдения субъектами, которые ее осуществляют, установленных  государством правил, выполнения возложенных  на них обязанностей в связи с  предпринимательской деятельностью.

Нарушения в  сфере предпринимательской деятельности, посягая на экономические отношения, от уровня и развития которых зависят  другие сферы общественной жизни, отличаются высокой степенью общественной опасности. "Правонарушения в экономике являются мощнейшим катализатором практически всех нарушений законности".2

В целях противодействия  административным правонарушениям  в данной области за последние  годы со стороны государства проделана  значительная работа организационного, финансового, и в том числе правового характера, направленная на совершенствование юридических норм об административной ответственности.

Безусловно, положительным  фактором совершенствования законодательства об административной ответственности  является систематизация административных правонарушений в области предпринимательской деятельности в рамках единого кодифицированного федерального закона – Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности"3 – не только одна из важнейших новелл Кодекса, но и значительное достижение правового регулирования правоотношений в связи с административной ответственностью в сфере предпринимательской деятельности.

 

 

1. Сущность и  содержание административного правонарушения в области предпринимательской деятельности

1.1 Административная ответственность

 

С введением в действие 01 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в административном праве в качестве самостоятельной сферы регулирования оформился институт административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Выделение в отдельную  главу указанных правонарушений обусловлено реалиями современной жизни, которая сегодня неразрывно связана с предпринимательской деятельности, как одного из основных рычагов формирования и укрепления рыночной экономики.

Прежде всего, отмечу принципы законодательства административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, "так как административные правонарушения не существуют вне законодательства и только закрепление принципов в правовом акте, устанавливающем административную ответственность, позволяет определить систему исходных утверждений, в рамках которых применяется административная ответственность"4.

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности.

К характерным особенностям административной ответственности  можно отнести следующее:

- административная ответственность  налагается за административные  правонарушения;

- административная ответственность  всегда представляет собой следствие  противоправного действия (бездействия)  юридического или физического  лица;

- административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частно-правовых интересов.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

1.2 Состав административного  правонарушения

 

Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов: объект противоправного посягательства; субъект деликта; содержание деликта (объективная сторона), "психоэмоциональный статус участников"5 (субъективная сторона).

Отсутствие любого из них  исключает как наличие состава  в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.

Объект административного  правонарушения представляет собой  подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.

Применительно к сфере  предпринимательства – это правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ).

Административные  правонарушения главы 14 КоАП РФ посягают на общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке"6.

Целью данной 14 главы КоАп РФ является охрана интересов государства, граждан, предупреждение распространения товара, выполнения работ, оказания услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектом, а также предупреждение нарушений государственной монополии в сфере гражданского оборота.

Так, статья 14.4. КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Правонарушения, предусмотренные настоящей главой, посягают на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности.

В случаях, предусмотренных  частью первой статьи 14.4. КоАП РФ, эти права и интересы защищены установленными государством требованиями стандартов, технических условий и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 14.4. КоАП РФ, санитарными правилами, а также требованиями о наличии сертификата (декларации) соответствия, удостоверяющих безопасность товаров, работ либо услуг для здоровья людей.

1.3 Субъект административного правонарушения

 

Субъектами  административного проступка в  сфере предпринимательства выступают  физические или юридические лица, виновными действиями (бездействиями) которых причинен вред потребителю  или государству.

С понятием "субъект административного проступка" КоАП РФ связывает наличие определенных юридических признаков:

а) установленного законом возраста;

б) признаков, исключающих  применение административных санкций  к правонарушителю;

в) специальных  признаков субъекта административного проступка, квалифицирующих административную ответственность либо исключающих применение административных санкций.

Ответственность за совершение административных правонарушений наступает при достижении лицом  к моменту совершения проступка  шестнадцатилетнего возраста.

К признакам, исключающим  применение административных взысканий  несмотря на совершенное правонарушение, относятся следующие:

а) наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, к которым относятся: отсутствие события и состава административного правонарушения;

б) наличие признаков, свидетельствующих об отсутствии состава  правонарушения (невменяемости, действий лица в состоянии крайней необходимости  и необходимой обороны и других);

в) издание акта амнистии либо отмена акта, устанавливающего такую ответственность;

г) истечение  сроков наложения административного  взыскания;

д) смерть правонарушителя.

При определении  субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных  признаков, которые могут существенно  повлиять на квалификацию проступка.

Одним из таких  признаков является статус лица, совершившего административное правонарушение. Санкции  многих составов административных проступков в сфере предпринимательства  предусматривают применение более  жестких карательных мер в тех случаях, когда правонарушитель является должностным лицом. Административной ответственности подлежит "должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей"7.

Должностное лицо КоАП РФ определяет как "…лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации"8.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4. КоАП РФ).

При истолковании этого определения важно иметь  в виду функции, характеризующие  статус должностного лица, но не форму  их осуществления. Например, на граждан, временно или постоянно наделенных указанными полномочиями, также распространяется статус должностного лица.

Важнейшим признаком  должностного лица является наделение  его властными полномочиями соответствующими государственными или муниципальными органами (учреждениями).

К этой категории лиц относятся  руководители всех уровней – министры, директора государственных (муниципальных) предприятий, начальники отделов и другие лица, осуществляющие функции организационного распорядительства, действия которых влекут за собой возникновение, изменение или прекращение общественных отношений.

Для квалификации правового положения должностного лица не имеет значения объем его функций, однако он может учитываться при квалификации административного проступка, т.е. при наложении административных взысканий.

Особым субъектом выступают юридические лица (ст. 2.10. КоАП РФ). В соответствии со ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"9. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо.

1.4 Объективная сторона административного правонарушения

 

Объективная сторона административного  проступка в сфере предпринимательства, так же как в ином кодифицированном законодательстве, предусматривающем санкции за правонарушения, сводится к содержанию нормы права – к описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица, следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям или государству. В установлении этого элемента состава правонарушения крайне важно выявить причинную связь действия или бездействия и последующего причинения вреда.

Информация о работе Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации