Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 01:16, реферат

Краткое описание

Безусловно, положительным фактором совершенствования законодательства об административной ответственности является систематизация административных правонарушений в области предпринимательской деятельности в рамках единого кодифицированного федерального закона – Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности"3 – не только одна из важнейших новелл Кодекса, но и значительное достижение правового регулирования правоотношений в связи с административной ответственностью в сфере предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание административного правонарушения в области предпринимательской деятельности
1.1 Административная ответственность
1.2 Состав административного правонарушения
1.3 Субъект административного правонарушения
1.4 Объективная сторона административного правонарушения
1.5 Субъективная сторона административного правонарушения
1.6 Административное наказание
2. Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Административные правонарушения.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Составной частью объективной  стороны являются противоправные действие либо бездействие физического или  юридического лица.

Так, объективная сторона  правонарушения, предусмотренного ст. 14.6.КоАП включает в себя:

- завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке);

Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

- занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Данные  действия влекут наложение административного  штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

1.5 Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная  сторона состава административного  проступка предусматривает наличие  вины в форме умысла и неосторожности.

Например, с  субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 14.7. КоАП характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ему ущерб в небольшом размере, и желает наступления этих последствий.

1.6 Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наиболее распространенным видом наказания в сфере предпринимательства является административный штраф.

Административный  штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается  для граждан в размере, не превышающем  пяти тысяч рублей; для должностных  лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости  предмета административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки  правонарушителя от реализации  товара (работы, услуги), на рынке  которого совершено административное  правонарушение, за календарный  год, предшествующий году, в котором  было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки  правонарушителя, полученной от  реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения  регулируемых государством цен  (тарифов, расценок, ставок и тому  подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Размер административного  штрафа не может быть менее  ста рублей10.

При назначении административного наказания физическому  лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 

 

2. Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации

 

Развитие рыночных отношений в сфере производства, торговли, оказания услуг привело  к острой необходимости государственного контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

"Контроль, без соответствующих норм права, предусматривающих возможность привлечения к ответственности нарушителей, теряет свой смысл и эффективность. Именно административное законодательство содержит самый большой пласт составов правонарушений, целью которых является привлечение к ответственности нарушителей в сфере торговли, производства и оказания услуг и как следствие, стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к соблюдению соответствующих норм и правил ведения предпринимательской деятельности"11.

В настоящий  момент на основании гражданского законодательства в экономическом пространстве страны действуют две основные и самые  распространенные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Это индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица. И те, и другие имеют равные правовые возможности заниматься предпринимательской деятельностью.

Действующее законодательство об административной ответственности не раз подвергалось критике и порой совершенно справедливо. С распространением различных форм предпринимательской деятельности появляется еще больше количество коллизий в нормах об административной ответственности.

"В законодательстве отсутствует четкая правовая процедура привлечения, в частности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в связи с применением административных взысканий за нарушения в хозяйственной предпринимательской деятельности, и это приводит к серьезным осложнениям на практике".12

Достаточно известны проблемы, которые возникали в правоприменительной практике при наложении административного взыскания в виде конфискации имущества.

Только спустя пять лет с момента принятия Конституции РФ13, которая прямо установила в ст. 35 запрет на лишение права собственности, кроме как в судебном порядке, Конституционный суд РФ своим постановлением от 11 марта 1998 года, принятым на основании жалоб гр. М. Глаголевой и А. Пестрякова14 поставил точку на практике применения конфискации какими-либо органами кроме суда.

Но, несмотря на это, с применением данного вида административного взыскания теоретические  и практические проблемы остались. Одна из таких проблем связана  с привлечением должностного лица организации к административной ответственности в виде конфискации.

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются:

1) юридические  лица, иные коллективные субъекты.

2) индивидуальные  субъекты: граждане и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (водители, работники организаций, должностные лица, ранее привлекавшиеся к ответственности и др.)"15

Из вышеприведенного следует, что должностное лицо может  быть субъектом административного  правонарушения, что подтверждается и положениями ст. 15 КоАП РФ.

"Несмотря на то, что субъектами правонарушений могут быть как физические лица, так и юридические, привлечь к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях, возможно лишь физических лиц. Такой вывод следует из анализа статей 10-20, 33 КоАП РФ"16.

 

 

Заключение

 

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что, в практике применения норм КоАП РФ за нарушения  в области предпринимательской  деятельности возникает немало проблем по таким основополагающим вопросам как понятие, содержание и признаки административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, определение правового статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве субъектов административной ответственности, конструкция вины юридического лица, понятие должностного лица, система административных наказаний и правила их назначения, а также иные вопросы, требующие обсуждения и разработки научно-обоснованных предложений и рекомендаций.

Следует также  иметь в виду не только острую необходимость  научного исследования теоретических  проблем, обусловленных административными  правонарушениями в области предпринимательской  деятельности, но и поиск ответов  на вопросы, возникающие в свете принятых дополнений и изменений в КоАП РФ, например, связанные с: усилением административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3)17; государственным регулированием отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей (ст. 14.27)18; принятием Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 218-ФЗ (с изменениями от 21 июля 2005 г.) "О кредитных историях" (14.28 – 14.29; 14.30;)19; принятием Федерального закона от 30 декабря 2004г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"20; установлением нового вида административного наказания – административного приостановления деятельности (ст.ст. 3.2; 3.12; 14.4; 23.1; 27.16; 27.17; 28.3; 29.6; 29.10; 29.11; 30.2; 30.5; 31.6; 31.7; 32.12)21 и др.

"Таким образом, очевидна необходимость научно-теоретического осмысления института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности путем его комплексного рассмотрения"22.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993 г.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Российская газета", N 256, 31.12.2001 г.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
  4. Собрание законодательства РФ.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года. // Российская газета. 2005. № 86.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2007.
  7. Викторов И.С., Ястребов В.Б. Законность в сфере экономики // Законность в Российской Федерации. Москва. Спарк. 2006 г.
  8. Вестник МГИУ. Серия "Гуманитарные науки". № 2. – М.: МГИУ, 2006.
  9. Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. 2007. № 3.

 

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года. // Российская газета. 2005. № 86.

2 Викторов И.С., Ястребов В.Б. Законность в сфере экономики // Законность в Российской Федерации. Москва. Спарк. 2006г.

3 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Российская газета", N 256, 31.12.2001г.

4 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2007.

5 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2007.

6 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

7 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Российская газета", N 256, 31.12.2001г.

8 Там же

9 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

10 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Российская газета", N 256, 31.12.2001г.

Информация о работе Проблемы применения к должностным лицам субъектов предпринимательской деятельности административного взыскания в виде конфискации