Проблемы развития Российских ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основных свойств, принципов, тенденций транснационализации как признака глобализации мировой экономики. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования: - описать понятие и сущность ТНК, историю развития; - рассмотреть виды транснациональных корпораций; - проследить тенденции развития ТНК в условиях глобализации; - изучить особенности транснационализации российских компаний; - раскрыть обеспечение устойчивого и эффективного функционирования российских промышленных ТНК в посткризисной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТНК. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ……………………5
2.ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ……………….………………..10
2.1. Виды транснациональных корпораций……………………………………10
2.2. Тенденции развития ТНК в условиях глобализации………………………..14
3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ….……………………………….20
3.1. Особенности транснационализации российских компаний………………20
3.2. Обеспечение устойчивого и эффективного функционирования российских промышленных ТНК в посткризисной экономике………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития ТНК.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

Процессы транснационализации производства и капитала, выражением которых стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой современной глобализации мировой экономики. Одновременно глобализация ведет к возникновению экономической взаимозависимости государств, в результате чего происходит постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета и появление новых наднациональных экономических образований — глобальных корпораций — транснациональных управленческих структур.

Складывающийся мировой  порядок все более проявляет  себя как порядок экономический. Глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика  превращается в самостоятельный  субъект, действующий на поле национальных государств.

При этом возникает нечто  большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.6

Господство в мировом  хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.

Особенность современных  ТНК заключается в том, что  ими исповедуется в некотором  смысле «двойной стандарт»: с одной  стороны, ТНК кровно заинтересованы в дальнейшей либерализации и  демократизации мирового экономического пространства, с другой, — законы свободного рынка, действующие в  глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется  плановое хозяйство, устанавливаются  внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а, с другой, — желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире.

 

3.Основные тенденции  развития российских транснациональных  корпораций

 

3.1.Особенности  транснационализации российских компаний

 

Российские компании выходят  на международный рынок, где конкуренция  ведется не на уровне демпинговых  цен, а в основном в соответствии с правилами и прецедентами, принятыми  на цивилизованных товарных и капитальных  рынках. В этой связи изучение опыта  ведущих ТНК должно служить определенным примером для продвижения российского  капитала, который с одной стороны, продвигаясь на международных рынках, повысит уровень международной  КСП страны, а с другой – позволит привлечь дополнительные ресурсы на взаимосвязанных рынках.

Интернационализация бизнеса  российских компаний идет двумя путями, которые в ряде случаев пересекаются, а механизмы транснационализации взаимодействуют, дополняя друг друга. Первый путь – это внутренняя интернационализация бизнеса российских компаний, которые привлекают иностранный капитал, технологии, менеджмент и др. для освоения российского рынка и собственного развития. Оставаясь на российской территории, отечественные компании приобретают черты зарубежных в рамках совместного предпринимательства, делового партнерства, продажи (обмена) пакетов акций, в том числе контрольных, поглощения или слияния с зарубежными корпорациями. Это достаточно обширная сфера действия процессов интернационализации российских компаний, включающая процессы международной межфирменной кооперации.7

Новейшая стадия и форма развития ТНК – глокальные корпорации, сочетающие глобальные механизмы с локальными императивами. Многие глобальные ТНК все больше приобретают форму глокальных корпораций, поскольку реализуют локализацию глобальных бизнес-элементов в национальных предпринимательских сетях при одновременном включении локальных бизнес-культур, технологий в глобальные процессы создания новой стоимости;

Транснационализация бизнеса ведущих российских компаний является объективным процессом, обусловленным развитием рыночной экономики России, а также комплексным воздействием на нее глобализации, и предстает как часть общего процесса возникновения и развития ТНК интенсивно развивающихся стран.

Основные черты международной экспансии компаний некоторых интенсивно развивающихся стран (Южная Корея, Индия, Китай) заключаются в эффективном сочетании использования преимуществ глобализации с политикой транснационализации компаний: ускоренное наращивание экономического потенциала национальных «чемпионов» с помощью государства, использование благоприятной мировой конъюнктуры, а также агрессивных внешнеторговых, инвестиционных, маркетинговых стратегий.

Причины и факторы транснационализации ведущих российских корпораций имеют как объективные (глобальные) аспекты, в частности, определяемые открытостью российской экономики, высокой конъюнктурой мирового рынка, необходимостью использования преимуществ МРТ, стремлением к достижению международной КСП, так и определяемые реалиями российской экономики, накоплением необходимых ресурсов для зарубежной экспансии, узким внутренним спросом, необходимостью диверсификации бизнеса и распределением рисков, легитимацией, полученной в результате приватизации собственности.

Выход российских компаний на зарубежные рынки совпал с перестройкой мировой экономики как с точки  зрения интенсификации международного экономического сотрудничества и развития его новых форм, так и формирования новой структуры глобальных игроков, в которую ворвалась группа компаний из наиболее продвинутых развивающихся стран. Вписываясь в общие тенденции транснациональных процессов, российский бизнес в той или иной степени использовал благоприятную международную экономическую конъюнктуру, проходя школу азов ведения международного предпринимательства. Вместе с тем процесс транснационализации бизнеса российских компаний, в силу специфики экономического развития и особенностей социально-экономических реформ, не мог не иметь и своих характерных черт и национальных особенностей.8

Общей предпосылкой транснационализации российских компаний стала проводимая государством политика открытости национальной экономики. При всех ее издержках, а также сохраняющихся до сего времени синдромов «голландской болезни» и «ресурсного проклятия», была создана определенная база для экспансии российских компаний в страны СНГ, а затем и дальнее зарубежье. Важной предпосылкой транснационализации российских компаний стало восстановление отдельных цепочек кооперированных поставок в рамках СНГ с целью использования избыточных производственных мощностей и формирования новых рынков сбыта. Сокращающийся внутренний производственный спрос, в силу падения объемов и темпов роста экономики в 90-е гг., усилил необходимость для российских компаний идти вовне. Тем более что всё большей проблемой становился транспорт, его недостаточная пропускная способность. Для сырьевых предприятий это обстоятельство становится побудительным мотивом для получения за рубежом новых источников сырья и организации добывающих и перерабатывающих производств и сопутствующей инфраструктуры ближе к глобальному потребителю. На необходимость транснационализации ряда российских компаний воздействовала и объективная потребность достижения соответствующего уровня КСП как внутри страны, так и на международном уровне.

К непосредственным причинам транснационализации бизнеса российских компаний можно отнести четыре группы факторов:

объективные рыночные мотивы расширения рынка путем создания производственных мощностей и обеспечения  их собственной продукцией, а также  стремление обеспечить себе более комфортные условия за счет преодоления торгово-политических барьеров;

ресурсно-ориентированные  мотивы;

стремление к получению  доступа к инновациям как в сфере производства, так и в сфере менеджмента и маркетинга;

нацеленность на повышение  эффективности функционирования компании за счет международного управления ее ресурсами.

Среди приведенных мотивов  преобладающими являлись первые три.

 Российский предприниматель  вынужден был использовать возможности  работы за рубежом, чтобы застраховать  себя от произвола властей  и несовершенства судебной, правоохранительной  системы, криминала и осуществлять  свою деятельность в цивилизованных бизнес-условиях. Исходя из названных предпосылок и причин, в стране во многом складывалась не совсем традиционная ситуация, когда внутренний рынок был еще далеко не освоен, а на повестке дня стояло освоение рынка зарубежного.

За 90-е годы российский бизнес прошел определенную школу азов ведения  предпринимательства в условиях глобализирующейся экономики. В начале XXI века российские компании все активнее руководствуются общепринятыми нормами, механизмами поведения хозяйствующих субъектов на глобальном мировом рынке. При этом используются возможности, которые мировая конъюнктура представляет странам с преобладанием сырьевых отраслей.

Наиболее наглядно общие  черты процесса транснационализации российских компаний и его специфические особенности проявляются в рамках этапности этого процесса. Несмотря на сравнительно краткий период процесса можно выделить три этапа транснационализации российских компаний. При определенной условности выделения этих этапов, каждый из них обладает своей логикой, особенностями протекания и подготовкой необходимых условий для перехода на следующий этап.

I этап –    90-е  гг. XX века (консолидация);

II этап –   2000 – 2005 гг. (прорыв);

III этап –  2006 – по н.в. (экспансия).

Этапы транснационализации российских компаний не всегда совпадают с т.н. классической моделью интернационализации и транснационализации бизнеса. Представленная в диссертации периодизация отражает прежде всего характерные особенности становления и развития этих процессов именно российского бизнеса. Эти отличия проявились, в частности, в том, что транснационализация российского бизнеса проходила при наличии у него:

достаточно высокого уровня технико-технологической базы;

относительно  высокого уровня управленцев, получивших опыт руководства крупными компаниями в период СССР;

существенной  адаптивности российского бизнеса  к изменяющимся условиям – качество, полученное в 90-е гг. ХХ века в экстремальных  условиях выживания;

транснационализация российского бизнеса проходила фактически без поддержки государства в отличие, например, от практики Китая, Южной Кореи.

Для первого и  второго этапа интернационализация  российского бизнеса в значительной степени характерно преобладание деятельности экспортных отраслей ТЭКа. Что касается реальной транснационализации российских компаний этих отраслей (т.е. вывода производственно-сбытовой и иной деятельности за пределы России), то здесь их продвижение было незначительным (на первом этапе) и растущим (в странах СНГ) на втором этапе. В целом транснационализацию российского бизнеса на первом этапе (90-е гг.) можно оценить как подготовительный этап к реальной транснационализации, этап консолидации.

Формирование и развитие российских международных корпораций осуществлялось двумя основными  путями:

образованием крупных  национальных корпораций (ФПГ) с последующим  переводом части своей деятельности на зарубежные рынки;

на основе сложившейся  еще в советский период системы  разделения труда и соответствующей  ей производственной кооперации между  странами СНГ, созданием транснациональных  ФПГ с участием финансово-экономических  ресурсов партнеров из стран Содружества.

Процесс интернационализации  российских компаний с выходом на рынки дальнего зарубежья начался  с 1995 г. Это была преимущественно финансовая интернационализация. Российские частные банки произвели внешние заимствования посредством синдицированных кредитов. В середине 90-х годов были осуществлены два первых IPO (первичные публичные размещения акций) российских компаний – «Вымпелком» и Sun Brewing (ныне Sun Interbrew) па общую сумму в 150 млн. долл. Транснационализация бизнеса российских производственных компаний приходится на вторую половину 90-х годов. Она реализовывалась посредством покупки активов в странах ближнего зарубежья и Восточной Европы, Лидерами здесь стали компании ТЭКа: ЛУКойл, Газпром, ТНК и Татнефть. В сравнении с ТЭКом металлургическая промышленность на этом этапе была больше сконцентрирована на консолидации внутри страны, скупая активы с целью воссоздания вертикально интегрированной цепи поставок, от добычи сырья до переработки и сбыта.

Второй этап можно оценить  как начало реальной транснационализации российских компаний. На этом этапе процесс транснационализации российского бизнеса, как и в 90-е годы, начался с освоения международного рынка ссудного капитала. При этом финансовая интернационализация подпитывала и подталкивала российский бизнес к реализации реальных трансграничных сделок не только в странах СНГ и Восточной Европы, но и дальнего зарубежья.

Выход российских компаний на международные рынки стал возможным, благодаря достаточно быстрому восстановлению экономики страны после финансового  кризиса 1998 года. Резкая девальвация  национальной валюты совпала с небывалым  скачком мировых цен на нефть  и другие сырьевые товары. Благоприятная мировая рыночная конъюнктура стала важным фактором, подтолкнувшим восстановительный рост российской экономики, уверенный рост ВВП и получение сверхприбыли от экспорта в энергетической и металлургической областях промышленности России. Кроме того, доходы от экспорта нефти и газа, в соответствии с классической теорией внешнеторгового мультипликатора, стали стимулом для роста внутреннего спроса, раскрывая потенциал предприятий не сырьевого сектора. Этим можно объяснить существенный рост числа компаний-операторов мобильной связи, появившихся в качестве региональных лидеров в странах СНГ, а также российских розничных торговых компаний и производителей пищевых продуктов, начинающих завоевывать рынки соседних государств.

Информация о работе Проблемы развития Российских ТНК